Оригинал взят у
institut_knigi в
Как это делается? Часть 2. Как и обещали, в этом блоге мы рассказываем обо всем, что нужно для создания и продвижения электронной книги. Если вы - автор или правообладатель и хотите продавать электронную книгу, эта информация как раз для вас.
В
предыдущем посте рубрики "Как это делается?" мы рассказали о технических вопросах продажи электронных книг. Теперь поговорим о юридическом и финансовом аспектах продажи электронных книг в России.
Если вы являетесь правообладателем (автором книги, наследником прав или издателем/агентом, которому автор передал права (в том числе электронные) на свои произведения), то для продажи электронной книги в России вам необходимо заключить договор с российскими легальными цифровыми магазинами (
ЛитРес, Wexler,
Ozon.ru и другими). Контакты каждого магазина легко найти на их сайтах.
Согласно договору магазин размещает у себя ваши книги, а вы получаете роялти (процент с продаж), причем у каждого магазина - своя ставка (не более 50%, обычно - меньше). То есть если роялти 40%, а ваша книга стоит 100 рублей, с каждой проданной в этом магазине книжки вы получите 40 рублей соответственно. Во многих магазинах ставка нестандартная, она может с вами оговариваться индивидуально для каждого произведения (так, например, в ЛитРесе).
Выплаты могут происходить раз в месяц или раз в квартал. Отчетность в большинстве случаев можно проверять онлайн с помощью личного кабинета, кроме того, она присылается и в бумажном виде один раз за отчетный период (обычно также квартал или месяц).
Цены на книги в некоторых случаях устанавливаете вы (в Ozon и Wexler, например), в некоторых случаях - она согласуется с самим магазином (в случае с ЛитРесом). Срок договора в большинстве случаев вы устанавливаете сами (стандарт - 5 лет). Другие детали договора также зависят от конкретного случая - например, важно, есть ли в книге иллюстрации и является ли она переводной (тогда нужно отдельно урегулировать договор с правообладателями перевода и иллюстраций).
Стоит учитывать, что многие магазины являются партнерами, поэтому не всегда есть смысл заключать отдельный договор с каждым магазином - прежде стоит выяснить подробности об их партнерской сети, чтобы сэкономить своое время и бумагу.
Все российские цифровые магазины, с которыми мы сотрудничали, работают как с физическими (авторы, наследники), так и с юридическими лицами (издатели, агенты).
Однако стоит учитывать, что если вы начинающий автор, который пока еще ни разу не публиковал свои произведения на бумаге, цифровой магазин электронных книг может отказаться от заключения договора с вами: ведь магазин должен быть уверен, что ваш текст вычитан редактором и корректором, что он достаточно хорошего качества, не содержит экстремистских идей, порнографии или другого запрещенного контента - чтобы магазин был защищен от репутационных рисков. Если вы когда-либо где-либо издавались, шансы на размещение произведения сразу резко возрастают.
Библиотека Bookmate работает (пока по крайней мере) только с юридическими лицами (издательствами или агентами). Вы регистрируетесь на сайте как юридическое лицо, закачиваете сканы регистрационных документов компании, затем заключаете договор, форма которого также доступна онлайн. Вся процедура проходит довольно легко и быстро. Затем вы печатаете договор, подписываете его и отправляйте почтой и ли курьером в Bookmate, где он получает (или не получает, если есть проблемы) одобрение. Затем текст, который должен быть у вас в формате epub, вы загружаете на Bookmate, и он становится доступен пользователям по подписке, а вы в нем значитесь правообладателем. Вот как
тут - на страничке романа "Музей революции" можно посмотреть, кто правообладатель и кто сейчас читает роман.
Увы, заключить договор от физического лица пока невозможно - хотя компания обещает вскоре предоставить и такую возможность тоже.
Начисления от Bookmate происходят раз в квартал. Вот
здесь Bookmate объясняет все принципы своей работы с издателями.
Схема начислений такова: правообладатель получает половину от доходов с подписки читателей Bookmate пропорционально объему чтения книг. То есть, если пользователь Иван Иванов прочел за месяц одну книгу издательства А и только половину книги издательства Б. В общем объеме чтения Ивана, книга А составила ⅔, а книга Б - ⅓. Следовательно, ⅔ от общей доли правообладателей получает издательство А и ⅓ получает издательство Б.
Мы будем рады ответить на любые ваши вопросы, если что-либо осталось неохваченным.
А в следующем посте рубрики мы расскажем, в чем особенности работы с американскими и европейскими цифровыми магазинами (в частности, с Amazon.com)