Дневник прабабушки об окупации в г. Ромны (1941-1943) - часть 1

Mar 06, 2022 04:54









стр.1
Страшинская М.Е.
Два года в г. Ромны под игом немецко-фашистских захватчиков (1941-1943)
Истекло двадцать лет со дня победы над фашистской Германией, многое стерлось из памяти. Забыты имена и факты, поэтому мои заметки носят характер личных воспоминаний.
О фактах и людях я пишу только то, что я лично видела или слышала и не претендую на полную характеристику событий и лиц, так как мои представления в основном, односторонние, определяемые поведением людей в одно время.
стр.2
Ошеломляющим было сообщение радио о внезапном нападении на нашу Советскую Родину, натренированного, вооруженного до зубов, зазнавшегося от легких побед, врага-немецких захватчиков.
Задымилась земля наша огнем пожарищ, залилась кровью бойцов, защищавших Родину, невинной кровью детей и стариков.
На третий месяц войны, беда подошла и к нашему городу, к Ромнам. Я работала в это время бухгалтером Индопошива обуви.
Директор организации т. Дубинский (имя, отчество забыла) предложил мне оставаться в тылу врага для подрывной работы.
Понимая какая страшная угроза нависла над страной и считая необходимым принять в защите родины
стр. 3
посильное участие, я дала согласие и подписалась на списках в 2-х экземплярах. Там уже были две фамилии т. Дубинского и т. Маслия и их подписи. тов Маслий работал в Индопошиве техноруком. Я вписала свою фамилию и поставила подпись третьей.
На мой вопрос на кого ориентироваться, Дубинский сказал: "На нас будут ориентироваться, нас будут использовать." На этом инструктаж закончился.
В последних числах августа 1941 г. из окна индопошива по ул. Горького я наблюдала такую картину. Со стороны Процовки примчавшиеся пара грузовых автомашин выгружали полураздетых детей, женщин, стариков, опять мчались и опять выгружали.
Растерянность была очевидной, я узнала, что из Конотопа эвакуирован-
стр. 4
ные не успели выехать, их из Конотопа "вырывали" и выгружали в роще на полпути. А в данном случае с рощи возили в Ромны- в Конотопе немцы.
Я о слышанном сказала директору Дубинскому, так как мы должны были сжечь нашу контору, для чего стоял приготовленный бензин, а к этому времени не были эвакуированы даже оборудование и материалы. На мое замечание, что нечего медлить, за 60 километров немцы, они отрежут железнодорожный путь, Дубинский на меня нашумел: "Не делайте паники!"
30-го августа я сдала дела Дубинскому, так как Индопошив обуви должен был быть эвакуированным вместе с обувной фабрикой, получила на руки трудовую книжку.
Город к этому времени жил напряженной жизнью, жил голодно.

окупация, дневник прабабушки

Previous post
Up