Сказка о семье и ее психологическая интерпретация

Jun 25, 2012 19:05


Мухомор

Сказка-быль о Детстве

написана в 2001 году, когда мне было 20 лет

В одной московской квартире жила семья. От прабабушки в наследство досталась им солонка - серебряный грибок с красными драгоценными камушками на шляпке. Считалось, что он оберегает дом от дурных людей, унылого настроения и притягивает солнечный перезвон, смех гостей, здоровый сон.

Мама, ее звали Пелагея, красивая полная женщина с искрящимся лицом, создавала прекрасные вещи. Она шила для людей замечательную одежду: уютные яркие блузки, в которых можно утром пить кофе перед тем, как усердно потрудиться; добротные юбки, в которых тепло зимой; великолепные вечерние платья, в которых женщины встречали своих мужчин,  любили их. Она бережно и нежно заботилась о своих детях, двух девочках, растила их, учила понимать жизнь в той мере, в которой  понимала ее сама. Она ходила с ними в музеи, дарила на дни рождения полезные книжки, играла с ними в конструктор и никогда не проверяла домашние задания.

Отец, высокий статный мужчина, был ее старше. Он носил бороду и имел чрезвычайно значительный вид. Любил поесть, душевно выпить, порассуждать о причинах явлений, поспать. Часто он брал детей, как правило, младшую дочь Маргариту, в различные свои поездки: будь то деловые, в какой-нибудь монастырь, либо куда-нибудь просто так. В машине он слушал музыку, название которой потерялось, в ней мужские голоса звучат, разбившись на трезвучия. Он был художником и ювелиром.

О дочерях долго говорить не будем, о каждой должна быть написана своя история. Коротко упомянем, что они росли, читали, учились, влюблялись, волновались уже о своих заботах, путешествовали.

Да, чуть было не забыли. Семья наша, ведомая ее главой, в морозные солнечные воскресные дни дружно ездила на Вернисаж в Измайлово. Гуляли они такие румяные, радостные. Домой приезжали уставшие и ели красный борщ со сметаной. А вечером папа ложился на диван, читал детям сказки Пушкина и сосал конфетку.

А с мухомором приключилась такая история. Делая в очередной раз ремонт, они его упаковали, куда-то засунули и забыли о нем, поступив, конечно же, ошибочно. Незаметно в дом пробралась тишина, пустота, одиночество. Все разъехались: старшая дочь вышла замуж и на другой стороне земного шара, в Америке, ходит вниз головой, папа улетел на небо, Марго переехала в другую квартиру, только мама осталась. Она ухаживает за цветами, их очень много, они красиво распускаются, хотя раньше растения в доме никогда не приживались.

А мухомор нужно всего лишь найти, достать из сиреневой картонной коробочки, стереть пыль, посмотреть, как переливаются алые огоньки на шляпке, и всё снова встанет на свои места.

Вот и сказке конец, а кто слушал молодец, возьми с полки пирожок. Всё, спокойной ночи.




Анализ сказки

через 10 лет после ее написания, когда изменилось жизнеощущение, социальный статус, освоена профессия психолога, и стало возможным взглянуть на текст со стороны.

Общая интерпретация.

Образ главного персонажа, солонки-мухомора, одновременно и мужской, и женский. Внешняя форма явно мужская, при этом он имеет внутри пространство и дырочки, что указывает на женскую природу. Согласно интерпретации цветов, серебряный - это цвет земной духовности. Алые, сверкающие камушки выражают активность, сексуальность, жизненность.

Солонка в этой сказке - это вещь, почти живой герой, который объединяет семью и в равной степени принадлежит всем ее участникам. Она постоянно, из года в год находится на семейном столе. Это символ здорового течения жизни, уютного дома, родной семьи и теплой стабильности. Описаны повторяющиеся события и сформированные на их основе устойчивые впечатления детства, когда жизнь шла спокойно, защищенно и стабильно. Есть большие папа и мама, которые что бы ни делали, это кажется значительным и особым.

Окончание детства сопровождалось ощутимыми переменами в структуре семьи. Нужно было пережить, что семья в существовавшем все 20 лет жизни виде растворилась. Папа умер, старшая сестра уехала, младшая дочь переехала в отдельное жилье, стала жить одна. Новоиспеченный, одинокий взрослый теряется. И способом адаптации является опора на привычное, возвращении к традициям, чтобы перенести их далее в свою семью, в новое поколение.









Переход на следующий этап развития семьи.

Джей Хейли в книге «Стратегии семейной терапии» пишет, что жизненный цикл семьи - это естественная череда нормальных процессов в развитии семьи. Семьи развиваются во времени, а симптомы стресса и психической патологии появляются тогда, когда нарушается или смещается процесс развертывания жизненного цикла семьи. На любой стадии развития семьи критическим шагом является переход на следующую стадию. Автор выделяет следующие стадии и соответствующие задачи:

Ухаживание - достижение зрелости, создание собственной семьи.

Заключение брака - налаживание способов взаимодействия между супругами, а также участниками родительских семей.

Рождение ребенка, уход, воспитание, поступление в школу - обновление структуры взаимодействия с учетом включения в нее ребенка и следующих детей.

Отлучение родителей от детей - взрослые дети покидают дом, супруги остаются наедине друг с другом.

Большинство кризисов семья переживает, когда кто-то вступает в семью или покидает ее.

Инициация.

Во многих культурах переходы на следующий этап сопровождаются церемониями, которые помогают семье их пережить. Отлучение детей от родителей и родителей от детей сопровождается церемонией, которая определяет ребенка как только что созданного взрослого. Такая инициация дает ребенку новый статус и требует от родителей нового отношения к нему. В европейских и американских семьях такая четкая демаркационная линия отсутствует, в культуре нет способа констатации факта, что подросток превратился во взрослого человека. Школьный выпускной вечер в какой-то мере выполняет такую функцию, но чаще всего это ведь только промежуточная ступень и дальше следует поступление в институт, а во время учебы родители продолжают поддерживать детей. И даже брак в тех случаях, когда родители продолжают поддерживать молодую семью, не является констатацией факта расставания детей и родителей и не является церемонией, завершающей отлучение детей от родителей.

Именно инициация является наиболее распространенным сюжетом волшебных сказок. И эту терапевтическую функцию выполнила данная сказка для ее автора.

В рассматриваемой сказке все члены семьи пережили в то время существенные изменения. Папа так вообще осуществил переход в иную реальность. Эта сказка, по сути, проводит семью через оказавшуюся сложной для всех фазу развития, а младшую дочь через взросление. Солонка как волшебный амулет поддерживает и показывает, что всё, что происходит, это естественно и правильно.

Диссоциация.

Сочинение сказки полезно тем, что в ней, облекая в художественную форму, можно выразить переживания, даже самые тяжелые, и пройти через них. Делать это напрямую может быть болезненно. А сказка позволяет разотождествиться, рассказать свою историю через персонажи. В сказке действуют не «я», а мальчик, лисичка и т.д. На этом принципе диссоциации построена работа с детьми, описанная в книге Дорис Бретт «Жила-была девочка, похожая на тебя», когда в рассказанной истории герой, похожий на ребенка, действует легко и с успехом находит способы разрешения трудностей.

Здесь хотелось бы рассказать об общей психотерапевтической модели осуществления изменений А-Д-Д+А+, которая базируется на принципе, изложенным Роберто Ассаджиоли в книге «Психосинтез»: «Над нами властвует всё то, с чем мы себя отождествляем. Мы можем властвовать над тем и контролировать всё то, с чем мы себя растождествили». В модели А-Д-Д+А+ «А» соответствует ассоциированности, «Д» - диссоциированности, а «-» и «+» - характеру переживания: негативному и позитивному. Согласно этой модели любое изменение начинается с ассоциированной репрезентации чего-то неприятного (А-), которая переводится в диссоциированное состояние (Д-), по-прежнему еще неприятное, но уже гораздо менее в силу диссоциированности, и, главное, теперь управляемое. Далее Д- переводится в Д+, что уже легко возможно именно в силу разотождествленности - диссоциированности. После чего возвращается человеку в виде А+, то есть ассоциированной репрезентации чего-то уже приятного.

Получение посланий из прошлого ради передачи их в будущее.

На самом деле, в реальной семье такой солонки в виде мухомора в материальной форме никогда не было. Это метафора, к тому же в сжатом, заархивированном состоянии (варажаясь компьютерным языком). Как выяснилось ранее, она обозначает семейное тепло и уют. У кого-то это пироги, совместные поездки купаться, любимые кресло+кошка+книжка, банки с вареньем на зиму.

Осталось расшифровать, что означает содержащаяся в финале сказки рекомендация на будущее, что стоит сделать, чтобы всё снова стало хорошо - а именно что нужно найти и вернуть семейную солонку. Что означает этот совет, какую реальную форму могли бы получить эти действия, что нужно сделать, чтобы распаковать этот информационный архив?

Мне кажется, здесь речь идет о принятии семейных традиций, их развитии, расширении и передаче далее. Ведь в самом начале сказки было сказано, что это ощущение дома и семьи досталось от предков. Более конкретно это означает самостоятельное, деятельное, творческое создание и расширение теплой атмосферы в своем доме, семье. Что выражается во многих  материальных вещах, например, кулинарии, обустройстве, ремонтах, придумывание и проведение праздников. На энергетическом уровне такое расширение семейного уюта происходит через стремление проявить больше уважения, внимания и заботы в отношениях с родными.

Самая простая иллюстрация к этому - это как мы достаем с антресолей коробку с детскими елочными игрушками, соблюдая предновогодний ритуал, и передаем эту традицию дальше, наряжая елку в своих новых домах, со своими детьми.

Помимо уже полученных от родителей, так сказать базовых традиций, полезно активное привлечение новых вариантов, увеличение их арсенала. Например, блины на масленицу едим - отлично, будем и дальше есть. А саму ее, куклу, еще ни разу не делали и не сжигали - нужно попробовать сделать, мысленно вложив всё старое и ненужное, и сжечь, освобождая пространство новому. Можно выбирать и использовать разные приятные штуки из общей человеческой культуры.

И когда сейчас, перечитав сказку через 10 лет, у меня возникла мысль, что я хочу и могу совершить активное действие - купить какую-нибудь похожую солонку, чтобы она такая была в доме для тепла и уюта - сказка «сработала», заложенный в ней совет реализовался. Интересное чувство, когда достигают послания, направленные от себя более юного из прошлого. Я очень люблю такие моменты. Теперь нужно пустить этот шар катиться дальше.

Образ мухомора.

Отдельный интерес представляет образ мухомора и в сказке, и в культуре вообще. Почему мухомор, а не, скажем, «правильный» белый гриб? Кроме того, солонка ведь могла быть в форме белочки, космического корабля, чего угодно.

У мухомора особое положение среди своих собратьев: он заметно представлен в коллективном бессознательном, а как следствие в мировой культуре, изобразительном искусстве. Он привлекает внимание, у него яркая красная шляпка, при этом его нельзя употреблять в пищу, но где-то глубоко хранится память о его использовании в обрядах в качестве ритуального галлюциногена, ингредиента колдовских снадобий.




Кажется странным массовое использование в обиходе, особенно в детских местах, изображений этих грибов, которые считаются враждебными. Вспомните крыши песочниц, стаканчики для зубных щеток, оформление детских садиков. А стоит попасть ребенку в лес, он услышит крики: "Стой, не смей рвать! Эти грибы - смертельная отрава". Просто веселенькой расцветкой это не объяснить.

Возможно, именно из этого противоречия и рождается особое детско-сказочное восприятие, и этот образ впоследствии наиболее точно подходит для памяти о собственном детстве.

«Сошлось» понимание этого образа, когда я узнала, что культура употребления мухоморов характерна для балтийских народов. Оттуда родом моя бабка - балтийская немка с фамилией Вальднер. В сказке отдельно указано, что солонка досталась от прабабушки.




Заключение.

Последняя часть - это  иллюстрация к тому, что обычно в сочиняемых людьми сказках смыслы упакованы достаточно плотно и дешифруются многими слоями.

В этой связи нужно различать личные «психологические» сказки и красивые литературные. В первых важно всё, их не стоит причесывать и приукрашивать. Странные образы, логические нестыковки, пропуски, повторы - всё это значимо для анализа и последующей проработки выявленного материала самостоятельно или со специалистом-психотерапевтом.

Опрос читателей для исследования.

Детские ресурсные воспоминания - источник огромной энергии и силы. Их крайне полезно высветить и расширить их проявленность в настоящей жизни. Итак, прочищаем каналы личной истории и семейной памяти.

В комментариях напишите, какие воспоминания и образы означают для Вас семейный уют, тепло, чувство дома.

Хотелось бы сделать маленькое исследование и выяснить, вокруг чего эти образы образуются. Ради чистоты собираемых данных пока не буду оглашать свою гипотезу. Она здесь скрыта. Чуть позже ее открою.

/Скрытая гипотеза, ждущая, скорее всего, подтверждения или, что маловероятно, опровержения./

Автор всего: и сказки, и анализа - София Чернышева, 2001, 2012 ©     
Previous post Next post
Up