Mar 04, 2024 10:34
Представление о величии моего государства (не народа, а только государства в его буржуазно-помещичьем состоянии) это буржуазная идея.
Это идея, которая есть у Н. Я. Данилевского.
Предыдущее поколение консерваторов было намного более последовательным и идейным. Степан Шевырев очень высоко ставил нравственные ценности и христианство. Поколение 1840-х гг. могло и покритиковать родное государство, если они считали, что оно в чем-то поступило не по нравственности и не по христианству (т.е. христианская нравственность первична по отношению к тому, на какой территории что-то происходит - в Англии, Франции, Пруссии, Баварии или ещё где-то; если что-то христианское в любой стране, это достойно похвалы, неважно где оно).
Следующее поколение консерваторов, которое сформировалось после восстания в Польше в 1863 г. и выстрела Каракозова в 1866 г., было намного больше ослеплено и более безоглядно доверяло государству. (Н. Я. Данилевский и т.д.) Здесь уже христианство стало второстепенным, а политика и представление о величии - первостепенным. А поскольку вообще газеты и журналы за эти несколько десятилетий сравнительно более секуляризовались, то эта секуляризованная позиция даже не вызывала удивления. Всё, поезд ушел, секуляризация прошла далеко, и стало "само собой разумеющимся", что важная ценность это величие. (На вечную жизнь плевать, главное чтобы было величие государства на земле, именно на земле. А на церковь и ея ценности (которые в значительной мере универсальны и апеллируют ко всем людям) плевать, они только служебные по отношению к главному - к государству.) Н. Я. Данилевский намного более секуляризованный, чем люди 1840-х гг.
культурология,
19век,
данилевский