Нарциссизм и жертвенность как национальные идеи - 20 лет одиночества.

Sep 21, 2010 12:55

Излишек национальной самобытности, также как и его недостаток, явление кризисное и порочное, что мы можем видеть сегодня. А сегодняшние тенденции к национальному нарциссизму в армянском обществе просто удручающи. Вот один из симптомов - сразу два новых молодежных общественно-политических движения, и оба националистического толка. Мне лично не совсем ясно, чего же ради они создавались и чего хотят добиться. Их лозунги и политические девизы проливают мало света в этом вопросе, по крайней мере для меня, или это я уж совсем непролазно темный. Ну вот например ихний лозунг - “Армяне говорят на армянском”, и это при нашей этно-лингвистической ситуации, где практически 100 % населения страны говорят почти исключительно на армянском! Между тем ситуация с иностранными языками у нас создалась не самая лучшая. При нынешней открытости мировых границ нам просто необходимо тянуться к другим языкам, и выйти из скорлупы, иначе не миновать удушья от собственноручно созданного парникового эффекта в культурной самоизоляции. Причем парниковых газов добавляет стремление все перевести на армянский, в том числе непереводимые термины от науки. Именно в силу этой причины при наличии средневекового величия, армянский язык стал весьма косным для повседневного делового или научного общения. (Боже упаси, апатриотичных призывов к хирургическому отсечению родного языка в моих призывах нет, наоборот, это скорее рекомендация к медикаментозному лечению и витаминной подпитке).
Дргие же от неадекватного понимания политической ситуации и методов к развитию и укреплению, требуют что-то непонятное по части Джавахка, не желая понять, что эскалация внешнеполитического напряжения только повредит армянству, и тому же, кстати «армянскому вопросу», который вконец затмил нам глаза, задурманил мозги и стал политическим опиумом. Словом, вместо того, чтобы находить и устранять внутренние препятствия на пути к экономическому развитию и социальному процветанию, успешно ущут внешних врагов. Занимаются каким-то политическим онанизмом!
И что значит “Армяне говорят на армянском”? Получается, Шарль Азнаур меньше армянин, чем, например, Левон Тер-Петросян со своей вальяжно-пустомельной риторикой? Или же хотят, прибавив к этому другой лозунг - “Армянин мужественен” консолидировать народ вокруг Джавахетинского вопроса? Грузия - наш единственный выход в мир, по большому счету, ибо второй и последний сосед, с которым у нас нормальные взаимоотношения, Иран, сам имеет проблемы с изоляцией. Так что мы должны стремиться к истинно добрососедским отношениям с Грузией. И существующие проблемы грузинских армян отчасти реакция на вот такие наши лозунги, а решение тех же проблем, между тем, находится в искреннем сотрудничестве двух соседних государств и братских народов. Искреннем, повторяю, а не том лицемерном, которое во многом прощупывается сегодня. Многие создали в лице грузин очередной миф об антагонизме для национального самоутверждения. Я лично призываю самоутверждаться в братстве с древним соседом.
И что за почти всенародная паника по подписанию протоколов о дипотношениях с Турцией? И это детское злорадство, что на мессу в Сурб Хач пошло намного меньше армян, чем предполагалось? Кому что хотели доказать? Что нам плевать, что пусть по каким-то своим причинам, но восстановили архитектурный шедевр армянской культуры? Ну что за детский сад, других забот, что ли нет? Сидеть в дерьме и скалиться - не есть патриотизм. Из-за подобной проявленной тупорылости на территории современной Турции не будет восстановлен более ни один храм, ибо мы ясно дали понять, что это нам не нужно. Дескать, не надо отнимать у нас причины не идти на контакт с соседями. Хотя мы давно возмущались и возмущаемся, что наше культурное наследие, находящееся на территории соседних государств (кроме, пожалуй, Ирана), пребывает в заброшенном состоянии и/или разрушается. После нашего же недипломатичного отношения по поводу восстановления Сурб Хача, вполне возможно, что его участь уже не разделит ни один армянский храм, уж по крайней мере в Турции. И ничто не будет мешать нашему причитанию по прошлому сегодня и в будущем. Доколи же мы будем хотеть идти вперед повернутыми задом к будущему и взглядом к прошлому - неизвестно. Зато известно, что продвигаться подобным образом вперед будет очень сложно, если не невозможно.
Подобная политическая инфантильность и нежелание устранять реальные препятсвия просто обезоруживают. Я понимаю, что легче винить в пожаре на кухне домового, чем каждый вечер проверять газовую плиту. Но само нежелание видеть реальные причины все равно ведь не становиться менее преступным, а последствия - менее губительными. Удивительно, что при нынешней наибольшей незащищенности именно рабочего класса, левое движение у нас в ужасном, самом плачевном по сравнению, скажем, с движением либеральным или националистическим, состоянии. Точнее его практически нет. Притом, что в стране есть даже несколько (!) коммунистических партий, социал-демократическая «Гнчакская» партия, социал-демократическая рабочая партия, некая «Марксистсая» партия и конечно печально известная Армянская Революционная Федерация «Дашнакцутюн». Но что же на самом деле представляют все эти партии? Первые названные коммунистические - не что иное, как расчлененные личными амбициями партийных царьков остатки КПА, единственной идеологией которых является аморфная ностальгия и нездоровое отрицание настоящего, со средним возрастом членов и лиц в 80 лет. «Гнчакская» партия подпитываемая вливаниями своих зажиточных однопартийцев из диаспоры успешно молчит. Социал-демократическая рабочая партия же, подобно рыбе-паразиту, ради собственных крошек примкнула к полубеззубой акуле - АОДовской коалиции. Это лишает ее всякого морального права называться социалистической и держать знамя народного трудового движения при таком сговоре с этими до крайности либеральными и хищными аодовскими поборниками дикого капитализма и одомашненного оппортунизма, который был ими же успешно доказан на деле в годы своей разбойничьей хунты. Впрочем «социал-демократы» не очень-то и горят желанием взять в руки это знамя. А так называемая «марксистская» партия просто трепло, фантазии директора поликлиники с явной клиникой, бесплотные и бездейственные. Маркса и близко не стояло. Теперь чуть развернуто об АРФД. То, что это самая успешная из всех условно «левых» партий в армянской среде - вполне закономерно, ибо из-за вышеупомянутого нарциссизма даже «социализм» в армянской среде только дашнакский - без национальной окраски его не принимают. Впрочем, справедливости ради нельзя не отметить парадоксально двойственную сущность партии Дашнакцутюн. С одной стороны - это единственная партия в Армении, действительно имеющая право называться в полной мере паритией не только де-юре, ибо только она имеет свою линию, кредо, программу не только на бумаге. С другой стороны - это анахронизм. Политический рудимент в условиях унитарной государственности. Подобной партии, причем именно благодаря все той же ее линии и кредо, делать при наличии национального государства с почти стопроцентным армянским населением делать нечего. Чудом выжившие политические динозавры - современники эсэров, также провозгласили когда-то террор своим оружием, но террор тот носил характер в основном не классовый, а национальный. Нельзя не отметить их вклад в дело самообороны армянства на стыке 19 и 20 веков вплоть до конца первой декады 20 века. Но уже с образованием государства (с почти 100 процентным преобладанием партии в качестве политической и административной силы в нем) стало ясно, что вчерашние верные соратники армянского народа очень плохие для него же хозяева по определению. И это тем более так в начале 21 века, ибо политическая ситуация уже мало соответствует их устаревшим догмам о том, что вокруг нас одни враги, и надо успешно от них отбиваться, пребывая в осадном положении (читай - в изоляции). Впрочем, сегодняшним (да и многим тогдашним) дашнакам имение четкой политической линии не мешает быть довольно лицемерными, конечно. Вот, например, молодежная организация партии Дашнакцутюн носит имя Никола Агбаляна - первого министра просвещения первой Республики (1918-20гг.), человека действительно просвещенного. А вот сын Никола Агбаляна - Рубен Николаевич, питался в благотворительных столовых и умер в нищете и крайне плохих условиях во время уже независимой третьей Республики. Я имел счастье и честь лично знать этого рафинированного интеллигента, крайне приятного в общении преклонных лет джентльмена, поскольку наша семья состояла в очень тесных дружеских отношениях с Агбалянами с начала прошлого века. А дашнакюгенты, как сами мне признались в своем же офисе, куда меня имели неосторожность пригласить на заре 2000х, даже не подозревали о существовании Рубена Николаевича.
Кстати, о молодежи. Казалось бы, именно ей быть авангардом прогрессивных идей и «левого» движения. Но вместо этого она ничуть не менее реакционна, корыстно-эгоистична и/или инфантильна и условно делится на следующие группы. В основном это
а) форменные функционеры правящих партий, карабкающиеся с помощью партийной лестницы,
б) аполитичные, апатриотичные «дельцы» с хорошей «вытяжкой» покровителей, делающие бизнес-гопничество, молодняк завтрашних олигархов и монополистов,
в) люмпенизирующиеся и криминализирующиеся (как минимум морально), ждущие случайного заработка, ошивающиеся по подворотням и улицам, также крайне аполитичные и ожидающие мессианства, имеющие пределом желаний гастарбайтерство в основном по СНГ и в меньшей степени ЕС, США и других стран.
г) хорошо образованные (причем часто - заграницей) молодые люди крайне западнического мышления, часто социально-активные, но, к сожалению, консолидирующие силы на решение совершенно иного рода, иногда половинчатых, иногда не совсем злободневных проблем, которые в основном прямо или косвенно ставятся западными структурами.
д) националистически настроенные молодые люди, которые вместо внутренних проблем ищут химеру угрозы извне, причем не по классовому, а по национальному признаку.
Группы, конечно же, в известной степени разделены условно и часто могут переплетаться в отдельных случаях. В целом же в обществе царят настроения
- упадка, безвыходности, невозможности самостоятельно найти выход из положения,
- поиска и нахождения внешних причин вместо узрения внутренних противоречий, в том числе создания образа врага с одновременным сознанием собственного превосходства и жертвенности
- ожидания мессианства («хорошей твердой руки», «силы извне», и наконец «образумения властей»)
- мотивирования личных, ухватнических интересов при полном наплевательстве над общественными,
- неверие в важность развития общества для блага индивидов и невозможность последнего без первого, а не наоборот.
Симптоматичен и мой недавний разговор с таксистом. На его жалобы о том, что много работает, а денег мизер я спросил о причинах, по которым они не создают профсоюз водителей такси, не предъявляют своих условий, conditio sine qua non, работодателям, сформулируют своих обязанностей и прав, правил игры. На что он ответил, что все это должно делаться сверху. Чтобы капиталистическое правительство, зиждущееся на деньгах эксплуататоров, рассматривалось как потенциальный создатель органов лоббирования интересов рабочих, класса трудящихся - такого я не слышал и тем более не видел нигде.
А между тем мы продолжаем с одной стороны яро отмежеваться от соседей и мира во имя своей мифологии, а с другой весьма вяло реагируем на тяжелое состояние рабочих масс, «простого народа» в виду их отрезанности от средств производства и его конечного продукта, олигархизации и монополизации эконимики, всевластии капитала.
Я не призываю забыть прошлое, я предлагаю пересмотреть приоритеты. Прошлое должно быть учебным руководством для нас, но не должно руководить нами. Надо учить его уроки, а не оставаться постоянно на тот же учебный год.
Мы не сможем идти вперед, пока грезим с широко закрытыми глазами, пока ищем причины в соседях не без доли самолюбования и синдрома невинной жертвы, пока ждем мессианства, надеемся на других и в упор не хотим видеть внутренних препятствий. Мы упадем, если не повернемся лицом в сторону движения, и не будем смотреть себе под ноги.

Сурб Хач, национальный миф, миф о превосходстве, Кавказ, политика, Дашнаки, социализм, Первая Республика, этническое превосходство, менталитет, Турция, АОД, Армения, социальная справедливость

Previous post Next post
Up