Проект общего государства - независимой Нагорно-Карабахской Республики
(13 пунктов)
1. Политическая и административная независимость
2. Территория и административное деление
3. Население
4. Конституционный Акт и политический строй
5. Законодательная власть
6. Исполнительная власть
7. Президент
8. Судебная система
9. Административное правление и органы самоуправления
10. Силовые структуры
11. Государственные языки
12. Символика
13. Государственная валюта
1. Политическая и административная независимость.
1.1. Нагорно-Карабахская Республика признается Азербайджанской Республикой и Республикой Армении как независимое, суверенное и полноправное государство. Акт о признании независимости НКР подписывается указанными сторонами совместно и одновременно. После чего вопрос международного признания с ходатайствами о таковом со стороны Республики Армения, Азербайджанской Республики и Нагорно-Карабахской Республики направляется на рассмотрение в ООН и другие международные организации.
1.2. НКР обладает всеми функциями и атрибутами независимого государства и полноправного субъекта международного права: Основным законом (Конституционный Акт), Исполнительной и Законодательной властью, Судебной системой, Силовыми структурами, Государственными языками, Флагом, Гербом, Гимном и Национальной валютой, ведет независимую внутреннюю и внешнюю политику, не состоит в политическом или административном подчинении других субъектов международного права или иных образований.
2. Территория и административное деление
2.1. Азербайджанской Республике в разумно короткий, согласованный ранее срок возвращаются 5 из шести районов, находящиеся под контролем армянской стороны: Физулинский, Джабраилский, Кубатлинский, Зангеланский и Кельбаджарский к северу от реки Тартар вместе с городом Кельбаджар. Лачинский район полностью и южная часть Кельбаджарского района переходят под юрисдикцию НКР. Также под юрисдикцию НКР Азербайджанская Республика в разумно короткий, согласованный ранее срок передает ныне контролируемые ею части Мартунинского и Мардакертского районов бывшей НКАО. Передача всех территорий производится и заканчивается одновременно по заранее согласованному сторонами графику.
2.2. Город Степанакерт (Ханкенды) сохраняет за собой статус столицы НКР. Город Шуши (Шуша) официально является Второй столицей, где сосредоточены некоторые из ключевых административных, законодательных, исполнительных, судебных и финансовых учреждений Республиканского значения.
2.3. В целом сохраняется существующее ныне в НКР административное деление на районы: Аскеранский, Шушинский, Гадрутский, Мартунинский, Мардакертский с административными центрами в соответствующих населенных пунктах, а также наравне с ними статус района НКР получают Лачинский (Кашатагский) район с административным ценром в г. Лачин (Бердзор) и вышеупомянутая часть Кельбаджарского (Карвачарского) района с адм. центром в пгт. Истису (Джермаджур). Выделяется административные округи городов Степанакерт (Ханкенды) и Шуши (Шуша) как самоуправные. Город Шуши совмещает функции районного административного центра с самоуправностью в собственном административном округе. Бывший эксклав Физулинского района в НКАО (в Гадрутском районе), ныне находящийся в составе Гадрутского района непризнанной НКР, после провозглашения независимости остается в составе Гадрутского района. Также из состава Лачинского района в состав Шушинского передается приграничная с ним незначительная часть к юго-западу от горы Большой Кирс и юго-востоку от г. Лачин. (К пункту 2 предлагается схематическая карта 1)
3. Население
3.1. Все лица, прописанные в НКАО до 1 января 1992, имеют возможность беспрепятственно возвратиться в места прежнего обитания. Лица, населяющие НКР и прописанные здесь на момент провозглашения независимости вправе остаться.
3.2. Создаются две Самоуправные Общины - Армянская и Азербайджанская. Общины имеют свои флаги, гербы, конституционные законы, административные, судебные и другие органы, паспортные отделы и так далее, а также национальные отделения во всех общереспубликанских органах и учреждениях. Общины не имеют каких-либо территориальных границ между собой. Каждый представитель данной национальности является членом своей общины, независимо от места проживания.
3.3. Центром Азербайджанской Общины становится город Шуши, а Армянской - Степанакерт. Тем не менее, данные города не могут считаться территорией, принадлежащей какой-либо общине. Вся территория НКР в равной степени принадлежит обеим Общинам, и не делиться между ними.
3.4. Все население, несмотря на национальность и бывший статус (беженцы, переселенцы и т.п.) отныне являются полноправными и равными гражданами НКР.
3.5. Гражданам НКР выдаются особые паспорта, дающие им право на свободное перемещение по территории АР и РА. Разрабатывается единый образец содержания паспортов для всех граждан вне зависимости от Общинной принадлежности, но при этом каждая Община печатает свой герб на обложке и наряду с русским/английским, графы пишутся и заполняются на национальном языке.
3.6. Все граждане НКР обеспечиваются жильем, капитальное строительство которого финансируется из особых международных фондов, а также из бюджетных средств РА и АР. Возвратившиеся граждане, дома которых разрушены в ходе боевых действий, должны получить новую жилплощадь по возможности близко к месту изначального проживания при наличии документального подтверждения. В случае занятости исконной жилплощади при наличии документального подтверждения прав собственности на нее новую эквивалентную жилплощадь по обоюдной договоренности между нынешним и бывшим хозяином получает одна из сторон. Строительство должно быть заведомо запланировано исходя из вышеуказанных требований и завершено до возвращения перемещенных лиц.
4. Конституционный Акт и политический строй
4.1. Нагорно-Карабахская Республика является независимым, суверенным, правовым, социальным, демократическим государством с четко разделенными и взаимно независимыми ветвями власти.
4.2. НКР - парламентско-президентская республика. Вся власть полностью принадлежит Народу НКР в независимости от национальной, языковой, религиозной, конфессиональной, расовой принадлежности и политических предпочтений. Все граждане НКР равны безотносительно принадлежности к перечисленному.
4.3. Основной Закон Нагорно-Карабахской Республики - Конституционный Акт принимается на всеобщем референдуме, и состоит из общих, но основных и краеугольных положений, отражая стремление обеих Общин жить в мире, согласии и терпимости, тесно сотрудничать ради экономического процветания, научного развития и социального благосостояния Республики и Народа. Акт оставляет больше свободы и самостоятельности для конституционных и иных законов Общин, одновременно являясь основополагающим и общеобязательными для них.
4.4. Конституционный Акт закрепляет стремление всего Народа НКР собственноручно вершить свою судьбу и формулирует невозможность политической, экономической и/или административной зависимости НКР от любого субъекта международного права или другого образования.
5. Законодательная власть
5.1. Верховной Законодательной властью НКР является Республиканский Парламент - Национальное Собрание (Азгаин Жогов, Милли Меджлис), куда всенародным голосованием избирается по одному депутату от каждой Общины по всем населенным пунктам сроком на 5 лет, что обеспечивает каждой из Общин ровно половину депутатских мест.
5.2. Депутаты из числа народных избранников выбирают по одному Спикеру от каждой Общины, каждый из которых руководит работами Парламента в ротационном порядке, предусмотренным законом.
5.3. Парламент в качестве крайней меры вправе объявить вотум недоверия Президенту и Исполнительной власти, а также воспользоваться правом вето при наличии поддержки 2/3 всех голосов.
6. Исполнительная власть
6.1. Верховной Исполнительной властью является Республиканский Комитет, управляемый двумя Сопредседателями, по одному от каждой Общины. Каждый из двух Сопредседателей выбирается своей Общиной сроком на 4 года и утверждается Парламентом, причем на слушаниях по утверждению Сопредседателей в равной степени участвуют оба Спикера независимо от срока его ротации.
6.2. Сопредседатели назначают министров, сохраняя при этом национальный паритет - каждая из Общин имеет по половине от общего числа портфелей. Кандидата на должность выдвигает один, и утверждает другой Сопредседатель. Министерские портфели являются ротационными по национальному признаку.
6.3. Первый заместитель министра также назначается Сопредседателями по тому же порядку, что и министр, и должен представлять иную, чем министр Общину. Первый заместитель имеет право обжаловать решения министра прямым ходатайствам к Сопредседателям по предусмотренному законом порядку.
6.4. Республиканский Комитет на всеобщем собрании в качестве крайней меры может распустить Парламент с согласия 2/3 голосов, включая голоса обоих Сопредседателей.
6.5. В Республиканский Комитет входят следующие министерства:
· Здравоохранения
· Финансов и экономики
· Юстиции
· По делам национальностей
· Энергетики
· Культуры и спорта
· Образования и науки
· Градостроительства
· Транспорта
· Связи
6.6. Функции Министерства Иностранных Дел выполняют Сопредседатели Республиканского Комитета, назначая и отзывая послов и т.д. В особых случаях они могут назначить спецпредставителя по иностранным делам. В прямом подчинении Сопредседателей также находятся силовые структуры, выполняющие функции министерства внутренних дел, национальной безопасности и полиции.