о фильме "Впусти меня" и не столько о нем.

Dec 19, 2010 14:42

  В Скандинавии очень холодно. В Скандинавии постоянно зима и постоянно идет снег. Он медленно падает, тускло подсвеченный фонарями. Люди там живут в блочных домах, похожих на наши хрущевки. Из красного кирпича, с маленькими квадратными окнами.
В таком доме обитает и герой картины - мальчик двенадцати лет по имени Оскар. Он ходит в обычную скандинавскую школу, где бывает периодически изибиваем одноклассниками. У Оскара светлые-светлые волосы и белая, почти прозрачная кожа, похожая на снег.
В сумраке березовой рощи бродит странный человек. Он убивает людей и сливает их кровь в канистру. А еще этот мужчина живет по соседству с Оскаром, вместе со своей дочкой. Элли - ровесница Оскара и почти сразу они становятся друзьями. По мере развития сюжета мы узнаем, что у Элли есть одна небольшая проблема - она вампир. Поэтому она вынуждена пить кровь людей, чтобы выжить. Оттого должен ее отец убивать людей и в конце концов погибнуть сам.
Вызывает ли Элли страх? Нет, она обычная маленькая девочка. Не вызывают ли большего отторжения одноклассники Оскара, периодически бьющие его лишь за то, что он от них отличается? Не страшнее ли усредненность, уничтожающая любое отличие.
Страшен ли вампир? В классических фильмах ужасов вампир - непременный граф Дракула, аристократ и эстет, обитающий в собственном  роскошном замке. Он пьет людскую кровь исходя скорее из некой величественной позы, чем из острой необходимости.
Элии не живет в замке. Она обитает по соседству с Оскаром в такой же маленькой блочной квартире. Она чужда декадентских поз уходящих в прошлое аристократов. Да, она убивает людей. Но разве тот же золотокудрый мальчик Оскар, как будто случайно оказавшийся в этом холодном снежном мире, не хотел бы убить? Разве он не одержим жаждой отомстить своим обидчикам?
Социальная атомизация порождает безразличие людей друг к другу. Вампир достигает вершины безразличия хладнокровно высасывая кровь из человека. Для него люди - лишь обычная еда. Безразлична ли Элли? В первую очередь она маленькая девочка, которой хотелось бы быть такой же, как все. Она искренне любит Оскара, который и видит в ней лишь обычную девочку.
Один классик как-то сказал, что капитализм - война всех против всех. Рабочие конкурируют за рабочие места, предприниматели - за сверхприбыли. Потребление людей как биологического продукта вампиром - не вершина ли это конкуренции, переходящая в странный абсурд? Элли убивает людей из откровенного, низкого, биологического мотива - либо она убьет, либо умрет. Но благородней ли и возвышенней убийство людей из выгоды, гуманней ли смерть людей на войне за некие абстрактные слова - родина, долг, честь.
Вампир отчужден от людей до предела - ведь трудно дружить с тем, кого ты можешь съесть. Однако кто чувствует себя по другому в нынешнем обществе? Может быть Оскар, которого бьют одноклассники? И который руководствуясь правилами общества наконец находит в себе мужество и бьет их в ответ? Или родители Оскара, которые не могут общаться между собой и разговору с ребенком предпочитают или телевизионное шоу, или стакан водки.
Есть ли просветы в мире полном ужасов и страхов? Любовь Элии и Оскара не способна создать волшебный уголок безмятежности. И должна быть разрушена. Есть одно спасение - убежать из этого удушливого городка, сесть на поезд и поехать.
В конце концов, может дело лишь в снеге и в зиме? Но снег идет повсюду, он также падает при свете тусклых фонарей...

image Click to view


Previous post Next post
Up