Хотите глубже понять своего ребенка, его восприятие окружающего мира, семьи и вас самих? Предложите ему нарисовать семью, а интерпретации детского рисунка, разработанные известным психоаналитиком, профессором В.К.Лосевой, помогут вам в этом.
Отказ ребенка: «Я не хочу» или вопрос: «А кто это?» говорят нам о том, что у ребенка не формировано понятие «семья» или о тревожности. В рисунке нет ничего случайного. Ведь ребенок рисует не с натуры, а выражает свои эмоции и переживания по поводу близких ему людей. Отговорки: «А брата я просто забыл нарисовать» или «Сестра у меня не получилась...» - не имеют значения.
ПРАВИЛА ИНТЕРПРЕТАЦИИ
1. Если отсутствует кто-то из членов семьи:
а) Наличие бессознательных негативных чувств к этому человеку.
б) Полное отсутствие эмоционального контакта с «забытым» человеком.
2. Если нет самого автора:
а) Трудности самовыражения в отношениях с близкими: «Меня здесь не замечают», «Мне нет места».
б) «Мне и без них неплохо».
3. Размер персонажа выражает его значимость для ребенка, т.е. какое место занимает этот член семьи в душе ребенка.
4. Вымышленные персонажи (кот, собака или предметы) - неудовлетворенные желания.
5. Кто выше, кто ниже: выше тот, кто имеет наибольшую власть в семье (младшая сестра или сам автор управляют остальными членами семьи).
6. Расстояние между персонажами связано с психологической дистанцией (кто в психологическом плане ребенку ближе всех, того он изобразит рядом).
7. Если ребенок рисует себя очень маленьким - у него низкая самооценка.
8. Соприкосновение изображенных руками - тесный психологический контакт (мама, бабушка или др.)
9. Усиление нажима или очень тоненькие, дрожащие линии - этот персонаж вызывает наибольшую тревожность у ребенка.
10. Глаза - орган выражения печали, просьба об эмоциональной поддержке.
Глаза большие, расширенные - тревожные, беспокойные персонажи, желающие, чтобы им помогли;
маленькие, узкие - внутренний запрет на плач, не решаются попросить о помощи.
11. Уши - «орган» восприятия критики о себе:
Большие уши - изображенный должен больше всех слушаться других;
без ушей - отказ слушаться, игнорирует то, что о нем говорят.
12. Большой рот - источник угрозы;
если вообще нет рта или изображен точкой или черточкой - не может словами выразить или влиять на других.
13. Шея - символизирует способность к рационализму, самоконтролю над чувствами.
14. Руки - функция присоединения, взаимодействия, человек может что-то делать, менять; чем больше пальцев - тем сильнее человек; чем меньше пальцев - ребенок ощущает внутреннюю слабость, неспособность действовать.
15. Ноги - чем больше площадь опоры, тем тверже человек стоит на земле.
16. Солнце - символ защиты и тепла.
17. Если ребенок изображает между членами семьи людей или предметы - это то, что мешает ощущать себя защищенным.
по материалам сайта detskiysad.ru