Про то, как нельзя читать св.Игнатия Брянчанинова. ПРЕЕЕЕЛЕСТЬ.

Feb 03, 2013 20:15


Посмотрел очередной раз на рассуждения братии о "прелести" и не выдержал. Написал вот...

В сети Интернет, на православных площадках, частенько народ очень любит щеголять словечком "прелесть" - самообман в духовной жизни, серьезная ошибка в духовной практике. Ну просто очень любят. И, чаще всего, люди слушали пр.А.Н.Осипова на эту тему. А тот ( Read more... )

Православие, проблемы Церкви, Интернет

Leave a comment

Comments 55

lisenok_randy February 3 2013, 17:09:36 UTC
Простите, возможно я глупость скажу.
Но в плане прелести, по-моему, лучше перебдеть, чем недобдеть.
Впадение в прелесть опаснее, чем недооценить свои духовные дарования.

Reply

ierey_alexandr February 3 2013, 17:15:46 UTC
Беда в том, что понятие "прелесть" используется как дубина для битья собратьев смеющих рассуждать о духовном уровне. И как фильтр на сознании в чтении тех авторов, которые не столь холодны, что бы только и говорить о прелестях. Кстати и св. Игнатия так читают. На форуме Кураева я для таких форумчан использовал термин "фанатичный брянчаниновец", мол вычитал не то и этим зафанател.

Прелесть - ТБ. Не более. Намного важнее собственно практика, стремление к неким целям. А как к ним стремиться, если фанатики "прелести" эти цели запрещают для всех, кроме неких... ну... схимонахов?

Reply

sunnseer February 8 2013, 18:17:04 UTC
дело в том, что тут надо определиться о чём речь(определить предмет беседы). Если вы говорите о "понятии прелесть ПРИ использовани как дубина для битья", то это обсуждение операциональности и инструментальности применения того или иного понятия.
Но если вы говорите именно о понятии "Прелесть", то видимо можно доверять тем св.отцам, кто разъяснял что каяться в склонности прельщаться свойственно именно тем людям, кто остерегается прелести. А если человек реально в прелести, то конечно он будет спорить с обличениями.

Reply

sunnseer February 8 2013, 18:27:20 UTC
...да, ещё уточню...
Если вы говорите о "понятии прелесть ПРИ использовании как дубина для битья", то это обсуждение операциональности и инструментальности применения того или иного понятия. А применять его стоило бы КАК ИНСТРУМЕНТ обличения СЕБЯ, то есть к СЕБЕ (или, если ты духовник, то к духовному чаду как к СЕБЕ).

Reply


fgnedin February 3 2013, 17:39:11 UTC
Самая большая прелесть - считать что сам не в прелести. :) а состояние "Святости" - это способность видеть СОБСТВЕННЫЕ грехи...а не чужие "прелести". По моему, это главное что хотел донести до нас свт.Игнатий, по этому вопросу. Но обличать гораздо веселее, тем более что сам растешь над собой с каждым обличением.

Reply

ierey_alexandr February 3 2013, 18:12:18 UTC
Это да...

Reply


ext_1380893 February 3 2013, 17:47:28 UTC
Очень напрягает, например, утверждение свт.Игнатия, что за 30 минут нужно "совершить" не более 100 молитв Иисусовых; Осипов это тоже как святой догмат проповедует; свт.Григорий Палама, например, учил, что имя Божие нужно повторять чаще дыхания. ИМХО, свт.Игнатий был человек очень меланхоличный и флегматичный по темпераменту плюс весьма мизантропичный по умонастроению, ИМХО. Его концепция даже как ТБ может дать обратный результат. Представьте человека, считающего, что все почти люди не имеют любви, а вся любовь какая у них есть - прелесть (вывод - любить и не надо никого, - любовь придёт сама когда освободит Бог от прелести - к старости в лучшем случае); считающего, что Дух Святой не может в нём действовать, а если и сподобится он (опять таки к старости) Его действия, то проявится это не иначе, как в покаянном плаче(некое подобие манихейства получается - нет добра в людях вообще - хотя, манихеи даже оптимистичнее были); считающего, что нет вообще уже духовных опытных людей (но я-то ведь духовный, если вижу это всеобщее падение - я-то ( ... )

Reply

fgnedin February 3 2013, 17:52:33 UTC
И как исцелились?

Reply

ierey_alexandr February 3 2013, 18:09:37 UTC
Почитайте мою работы по ссылке (там выше). Как раз в том числе говориться - Брянчанинов так не говорил, мол все прелесть, все любви не имеют. Это уже ему приписали. Он говорил - в меру бесстрастия имеют и дары любви. Т.е. вопрос соответствия, а не ступеньки - раз и дары возникли ( ... )

Reply

ext_1380893 February 3 2013, 19:22:50 UTC
"Много очень опасных вещей у католиков" - сводимы к одному понятию - "медитация". Именно из-за этого слова свт.Феофан, переводя основной католический "учебник" духовности 17 века "Невидимая брань", заменил главу о молитве на свою (оставив остальные без изменений). Медитация буквально - размышление, по-православному - богомыслие. Да, бывают рекомендации представить Рождество или Вознесение (и т.д.) но рекомендации представить сидящего на престоле Господа помню и у св.Иоанна Кронштадского, например; воображение ведь Божий дар и как любой, можно использовать во спасение - иначе манихейство получается, если гнушаться творением Бога. Но в католической традиции есть очень чёткое различение низшей стадии размышлений (т.н."дискурсивная медитация") и более высокой - молитвы созерцательной без образов (у которой есть свои ступени но везде по-разному, в разных аспектах и традициях). Католическая месса очень трезва (как пример мистической практики) - и задаёт тон другим формам молитвы. Знаю хорошо человек пять монахов созерцательного ( ... )

Reply


rybka February 3 2013, 18:00:08 UTC
как знакомо .:о(

Reply


lastochkinainna February 3 2013, 18:24:27 UTC
Спасибо,хорошо и правильно написали! Меня смущает то,что монаха судит мирянин. Монаха может обличать и поучать другой монах, или иерей- старец.Очень люблю святителя Игнатия.

Reply

sunnseer February 8 2013, 18:19:51 UTC
а вы не скажете монаху "Отче, у тебя вся спина белая"?

Reply

lastochkinainna February 8 2013, 19:10:54 UTC
А что спор о пользе химчистки?

Reply

sunnseer February 8 2013, 19:17:38 UTC
а вы спорить хотите?
просто скажите - неужели бы не предупредили монашествующего о том, что есть явный непорядок, явно беда случилось в одеянии?

Reply


Leave a comment

Up