Посмотрел очередной раз на рассуждения братии о "прелести" и не выдержал. Написал вот...
В сети Интернет, на православных площадках, частенько народ очень любит щеголять словечком "прелесть" - самообман в духовной жизни, серьезная ошибка в духовной практике. Ну просто очень любят. И, чаще всего, люди слушали пр.А.Н.Осипова на эту тему. А тот пересказывал своими словами аскетические труды русского наставника в аскетике - св.Игнатия Кавказского (Брянчанинова). Ведь святитель описывая дорогу духовного совершенствования много внимания уделял и "технике безопасности" на этом пути - учению у прелести.
Вроде все хорошо, люди учатся знать об ошибках... Но... Например есть такой почитаемый в Греции старец - Порфирий Кавсокаливит.
http://www.isihazm.ru/?id=238 Я все работы с ним связанные прочитал, и да, конечно, ученики иной раз написали текст излишне восторженный и с богословской точки зрения безграмотный. Но там где передаются слова самого старца они вполне интересную картину описывают, простого и понятного людям христианства, стяжания Любви.
А теперь в приведенной ссылке посмотрим на комментарии. ПРЕЕЕЕЛЕСТЬ вылезает из каждого второго. Старец в прелести, читать низзяяя, это прелесть, пишут комментаторы. Почему? Да потому что пр.Осипов в свое время этого старца раскритиковал, например в
http://www.bogoslov.ru/text/print/421396.html . Замечу - совершенно не верные выводы, явно без чтения ВСЕГО текста старца, по отрывку. Вот более детальный анализ моего авторства на тему
http://alex-daos.livejournal.com/6321.html . А раз есть критика, то зачем исследовать вопрос, можно просто сказать - ГУРУ сказал, что некто в прелести, вопрос решен. Профессор то свое мнение высказал, имел право. Но... мнение несколько странное, И странно (хотя, что странного, гуруизм…) что это мнение так полюбили братья православные.
Так в чем проблема то? А проблема в том, что св.Игнатий - поэт аскезы и молитвы. Нельзя его читать холодной аналитической душой. Человек должен бы загореться, начать свой подвиг, а потом он увидит и особенности Техники Безопасности - то самое учение о прелести. А то молиться сам человек еще не умеет, всего-навсего читает без понимания особого свое обычное правило, ну как все… Но уже судит других людей, в прелести они или нет, на основании своего понимания есть ли «состояния» и что они такое. Сам св.Игнатий о той самой прелести говорит не так уж много, хотя и горячо, ведь он предостерегает об опасных вещах. Но его почитатель пр.Осипов говорит о прелести намного больше. А как поняли уже Осипова увлеченные поклонники… Которые то ли не смогли читать св.Игнатия, то ли не увидели его поэтики личного подвига молитвы и стяжания добродетелей. Ничего не увидели кроме самого простого - техники безопасности.
Представим себе скульптора, который отлично знает ТБ по поводу своего искусства (ну там не бить молотком по пальцам, не дышать кислотой, надевать очки защитные, что там еще надо…). Но при том плохой ваятель. Чем ему поможет ТБ? Да ничем. Да, он не покалечиться, но и ничего не создаст. А тот кто в азарте удачного творения сорвет с себя очки, что бы лучше видеть, может быть и повысит свой шанс на травму… но и создаст новое творение.
Молитва, покаяние - творчество. Нужно горение души, нужно напряжение воли к Богу! Нужно видеть и чувствовать, ЗАЧЕМ ты это все делаешь, а не засушивать себе душу умничаньем «кто мы такие, что бы Господь нам Дар хоть маленький дал. Мы никто и никак, и постно будем делать свое дело лет 30». Засушивать, отказываясь от радости о Боге.
А уж потом, по мере опыта, наша рассудительность должна придерживать нас «за штаны» не давая уж слишком улететь в небо, где не только святые ангелы летают ;), но и вполне противоположные персонажи. В любом творчестве важно знать технику безопасности. Но это побочное и не слишком уж важное знание, цель которого уменьшить травматизм и ошибки. Не цель, но средство.