https://www.youtube.com/watch?v=riAY5gTa1qYЯ начинаю себя помнить в городке Белебее Уфимской губернии, где папа работал агрономом. Затем, уже в должности уездного агронома Уфимского земства отец перевёз семью в Уфу. Здесь и мама нашла себе работу по сердцу, стала секретарём общества народных университетов.
Мы поселились на Вавиловской улице, в доме № 26. Уличка состояла преимущественно из одноэтажных домиков и шла, насколько могу доверять своей детской памяти, параллельно главной улице города - Дворянской.
На углу ближайшей улице справа была стоянка легковых извозчиков и мне, шестилетнему мальчишке, доставляло громадноеудовольствие по поручению родителей бегать за извозчиком и подъезжать к крыльцу нашего дома. Вечером по нашей улице с загородного пастбища возвращалось стадо коров, как в деревне, останавливаясь у ворот, где их ждали хозяева.
Уфа расположена в излучине светлой и полноводной реки Белой. Редкая красота пейзажа, бескрайняя широта заречных далей, открывающихся с высоких городских берегов, запечатлена во многих полотнах художника М.В.Нестерова, уроженца Уфы. Щедрая живописная природа Башкирии, великолепная и разнообразная, красота предгорий Урала, зелёных гор и густых лесов, плодородных равнин и прозрачных речек была воспета в прошлом веке другим замечательным уроженцем этих мест - писателем С.Т.Аксаковым в знаменитой "Семейной хронике" и в "Детских годах Багрова-внука". И мои детские годы прошли в этих местах.
Я помню ежегодные семейные поездки (переезды) на лошадях Из Уфы в Стерлитамак, Белебей, Бугульму. Сидя в открытой повозке с привязанными к ней сзади вещами, мы проезжали тенистыми лесными дорогами, переезжали вброд небольшие речки, сменявшиеся цветущими лугами, поднимались и спускались по горным дорогам, переезжали вброд небольшие речки и каждый раз поражались красоте и разнообразию пейзажей вдоль реки Белой, на обрывистом берегу которой, недалеко от города Стерлитамака, стоял дом нашего дяди, мужа маминой сестры, где мы - мама и я с младшей сестрой - проводили летние месяцы.
Помню свои удивления и восторг, когда я узнал, что небольшая речка, затенённая береговыми кустами и деревьями, носит такое же имя, как и я - Дёма.
Помню остановки для ночлега, дорожные завтраки на траве под деревьями, пешие подъёмы в гору,
когда мы вылезали из повозок, чтобы лошадям было легче, и шли с ними рядом.
Мне кажется, именно с тех пор я страстно полюбил лошадей, которых так охотно всю жизнь изображал в своих работах. Как хотелось мне самому править парой лошадей, на которых мы ехали, каким счастьем была редкая возможность посидеть на козлах рядом с кучером, держа в руках кончики вожжей!
Поражали меня красота цветущих трав, неугомонный стрекот кузнечиков, при прыжке-полёте раскрывавших свои красные или голубые подкрылья, таких кузнечиков (а может быть, это были и не кузнечики) я невстречал потом никогда в своей жизни.
Эта непосредственная близость к природе была для меня, ребёнка, открытием мира. Годы, прожитые в Уфе и её окрестностях, на всю жизнь сформировали мою любовь к природе и преклонение перед её красотой и величием.
В Уфе я очень рано, в 4-5 лет, научился читать, очень любил - как все дети - книжки с картинками. Помню, что у родителей были кое-какие книги и альбомы по искусству. Особенно запомнился мне Туркестанский альбом Верещагина - я добивался от родителей объяснения каждой картины. В Уфе я впервые увидел кино - короткую видовую программу и какую-то кинодраму с убийством, которая испугала и потрясла меня. Увидел первый в моей жизни автомобиль и воздушный шар, медленно проплывавший над нашим заросшим ромашками двором и яблоневым садом.
Склонности к искусству во мне ещё дремали или выражались в форме, несколько смущавшей моих родителей. Я - мальчик - очень любил вышивать цветной шерстью по канве; вышил лёгкое покрывало для верхней крышки пианино и длинную узкую полоску с изображением оранжевых лисичек, бегущих друг за другом на ярком зелёном фоне. Эта вышивка, по моим предположениям,
должна была служить ремнём для папиного охотничьего ружья.
1914-1915 годы - шла первая мировая война. В большом школьном каменном здании, находившемся неподалёку от нас, были поселены пленные австрийцы. Мама, снабженная благотворительными значками и железной кружкой для сбора пожертвований в пользу раненых, ходила вместе с нами по городу; я очень гордился, что мне было позволено нести эту кружку.
Вскоре папу перевели в Киев, на работу во Всероссийском земском союзе...
***
С.68. Большую радость принесло мне иллюстрирование "Детских годов Багрова-внука", книги редкой искренности и силы поэтического чувства. Я обращался к ней трижды в своей жизни, выполнив в 1935 году иллюстрации для издательства "Молодая гвардия", затем вариант для Детиздата и третий - для аксаковского дома-музея "Абрамцево". Хотелось вложить в эти рисунки свои детские впечатления о родных местах Аксакова, попытаться отождествить себя с героем повести - маленьким Багровым-внуком. Эта книжка стала первым опытом иллюстрирования русской классической прозы - той области, которая в последующие годы станет ведущей в моей творческой деятельности.
Андрей Платонов. В чем же тайна долговечности «семейного учреждения»?
https://sobolevskaya-sv.livejournal.com/595464.html ***Детские годы Багрова-внука,служащие продолжением семейной хроники.
ЖУРНАЛ. Детская литература, 1941. № 3: ежемесячный литературно-критический и библиографический журнал ЦК ВЛКСМ
https://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/46328#page/39/mode/2up*** Андрей Платонов: нечто новое о человеческой природе
https://ostrov-aksakov.livejournal.com/158617.html