Начало
здесь Г Л А В А 1
Наше время.
1 октября.
Провинция Гильменд,
Афганистан.
Тяжело нагруженный «Чинук» с подвешенным к днищу контейнером, рубя винтами знойный, с полынным привкусом воздух, тяжело снялся с площадки близ пакгауза аэропорта Буст на южной окраине Лашкаргаха. Следом за ним поднялся «AH-64»; обладающий хищными стремительными обводами штурмовик кажется черным на фоне наливающегося предзакатной краснотой западного края небосвода.
Транспортный вертолет и выделенный в сопровождение боевой «апач», треща винтами, заложили вираж над плоскими окраинными строениями столицы этой южной провинции. И легли на курс, параллельный проложенной по пустыням Баква и Регистан дороге - вероятно, летят в Кандагар.
По шоссе, проходящему в этом месте в нескольких километрах от ограды аэропорта, параллельно взлетно-посадочной полосе, движется колонна грузового транспорта.
В ее составе пятнадцатитонные самосвалы, траки с платформами для перевозки контейнеров и техники, «панелевозы», бортовые грузовики, бетоновозы, три автокрана. Колонну, насчитывающую с полсотни единиц грузовой техники, сопровождает охрана: «хамви» и три джипа, два из которых оборудованы турельными пулеметами. В списанном и переоборудованном «частниками» армейском джипе находятся начальник колонны и двое «гардов». В трех «боевых тачанках» еще шестеро сотрудников группы прикрытия. Все они контракторы, сотрудники одной из крупнейших на планете частных военных компаний «Армгрупп», чей филиал находится на расположенной в тридцати километрах отсюда базе Camp Bastion
[1].
- Stay at crossroad! - скомандовал Козак водителю своей «боевой тачанки». - Yes, right here!
[2] Открыв тяжелую, с вставленной внутрь титановой пластиной правую переднюю дверь «дефендера», Иван выбрался наружу.
- Будьте на волне «Бастион Три»
[3],- сказал он оставшемуся в прохладном салоне «гарду», прежде чем захлопнуть дверь. - А я перекурю пока.
Хотя времени уже шесть вечера, жара стоит адова. В три пополудни было тридцать восемь по Цельсию; сейчас столбик чуть опустился, но все еще за тридцать.
Пока Козак выковыривал из пачки сигарету, пока прикуривал, успел весь покрыться липким потом… До реки и простирающихся ниже по течению оазисов, радующих глаз сочной зеленью, кажется, рукой подать. Но это обман зрения, аберрация - пустынный ландшафт искажает зрительную картину. Сама пустыня, на краю которой он сейчас находится, напоминает разогретую духовку. Жара начнет спадать лишь к полуночи. Ночью температура резко упадет - до пятнадцати или даже десяти градусов. А днем опять будет пекло под сорок.
Иван обошел по кругу выкрашенную в цвет местности «бронемашину» - оттюнингованный умельцами джип Land Rover Defender 110. Производители, доведись им увидеть эту «тачанку», были бы сильно удивлены теми новшествами, которые внесли механики филиала ЧВК в конструкцию этого внедорожника… Козак усмехнулся про себя. Получив практически сразу по прибытию в Кэмп Бэстион назначение на свою нынешнюю должность старшего по Team-2, он на пару с водителем Хансом взялся переделывать закрепленную за ним тачку. По правде говоря, выбирать в гараже филиала особо не из чего. Но вот этот «сто десятый», после доводки, после установки дополнительных сварных «бронеплит» на боковые передние двери, армированного лобового стекла вместо прежнего и замены «кондишена», его вполне устроил.
Из плюсов: носовая часть и передние боковые двери с армированными стеклопакетами теперь должны держать попадания из «стрелковки». Ну, и от осколков защита, если только СВУ будет не слишком мощным, или выпущенная из трубы мина не рванет слишком близко.
Из минусов: больше, чем на шестидесят миль в час - против ста десяти в заводском исполнении - на нем теперь не разгонишься. Но это не такая уж большая плата за безопасность (пусть и относительную, поскольку от граника или даже попаданий из крупнокалиберного пулемета это самопальное бронирование не спасет). Здесь не германские автобаны и не трек для «Формулы 1», чтобы гоняться на скорости под двести.
К тому же, самосвалы, траки, автоцистерны, рефрижераторы, автобусы с местным персоналом, прочий транспорт, сопровождение и охрану которого осуществляют сотрудники ЧВК «ArmGroup/AGSM», по местным дорогам передвигаются, ясен пень, с гораздо меньшей скоростью.
В крыше имеется люковый вырез и крепления для полукруглого щитка и пулемета. Получив назначение на должность Chief Officer Team-2, а вместе с ним и эту машину, Козак распорядился снять эти излишества. В конце концов, он старший в группе прикрытия, он - сменный начальник Team-2; а, значит, имеет кое какие привилегии.
Например, ездить по этой долбанной раскаленной пустыне в герметичном салоне с кондишеном, а не в открытой всем ветрам тачке, где уже через полчаса езды скрипит песок на зубах, а мозги в черепушке плавятся от зноя.
Колонна растянулась на несколько километров. Дистанция между транспортами в ордере должна составлять минимум тридцать, максимум шестьдесят метров. Средняя скорость варьируется, но обычно она составляет семьдесят километров в час. Колонна должна идти компактно… Но это в идеале. А на практике происходит то, что он сейчас наблюдает: транспорты разбрелись по всему шоссе, как овечки у нерадивого пастуха.
Козак сплюнул вязкой слюной под ноги. Это второй выезд за день. Техника не выдерживает - за день обломались два трака. Водителей подобрали, поломанные машины, оставили на шоссе, - работа для ремонтных бригад. Еще один самосвал заглох возле карьеров. Ремонтные бригады не справляются с нагрузкой. Люди устают зверски, пашут до одури, до потери сознания; поди-ка поработай в такую адову жару… Среди водителей, кстати, в большинство местные, и еще тут немало паков. Они лучше переносят жару, хотя с ними по ходу постоянно возникают какие-то проблемы. А вот среди охранников местных нет ни одного - сидящие в лондонской и вашингтонской штаб-квартирах компании «Армгрупп» начальники распорядились не принимать в штат афганцев, как, впрочем, и жителей соседнего Пакистана.
Иван бросил взгляд на наручные часы. График второй ездки нарушен, и сильно нарушен. На этом перекрестке они должны были быть еще два часа назад, в четыре пополудни. Понятно, что возвращаться придется затемно. Вообще-то, это нарушение действующих правил, поскольку здесь не принято продергивать «нитки» в темное время. Но это в идеале. А на практике каждый второй день у них происходит нечто подобное.
Но это не его business. Поддерживать порядок в ордере колонны обязан старший колонны. Задача Козака, как старшего группы прикрытия, обеспечить защиту ордера в случае нападения на колонну. И если не отбиться самим, то продержаться - коль вдруг нападут крупными силами - до прибытия подмоги с земли и воздуха. Но с какой стати на них должны напасть? С середины лета не было зафиксировано ни одного случая нападения на охраняемый сотрудниками AGSM в данном вилайете транспорт. Ранее на сопровождение колонн отправляли от десяти до пятнадцати джипов с охраной, а теперь, в связи с изменением ситуации в лучшую сторону - втрое меньше…
Но надо все же понимать, что здесь далеко не курорт. Провинция Гильменд не самое спокойное место на планете. Да и в этой вечно воюющей стране - тоже. Почти две трети сырья для изготовления героина выращивается именно здесь, в этих краях, в долине реки Гильменд, в оазисах, орошаемых из выстроенных в середине прошлого века американскими инженерами системы ирригационных каналов.
Еще совсем недавно здесь шли нешуточные бои - американские морпехи и британские парашютисты показательно гоняли «бородачей». Но сейчас как-то все подуспокоилось: договорились, по-видимому, что не будут мешать друг другу делать свой бизнес.
Мимо развилки, фыркая дизельными выхлопами, сотрясая почву, проехало с полдюжины самосвалов. Эти уже вскоре свернут на другую дорогу, ведущую к старым карьерам. Понять логику «логистов» в данном случае непосвященному в эти дела человеку вряд ли возможно. Казалось бы, вот зачем нужно гонять самосвалы к расположенным почти в сорока километрах от базы карьерам? Если точно такой же песок или грунт можно добывать в любом месте непосредственно у периметра? Песка и грунта в окружающей Кэмп Бастион пустыне столько, что им можно сколь угодно долго и щедро наполнять «бастионы», эти насыпные формы-«кубики» для возведения укрепленного периметры базы, а также использовать для внутренних нужд, типа просыпки в двойных стенах складных ангаров. Сплошь и рядом встречаются участки каменистой пустоши; ставь дробилки и будет у тебя любое необходимое для строительства количество щебня или гравия.
Ан нет, не все так просто.
У этой войны своя логика; и заключается она в том, что подрядные компании решительно на всем хотят заработать. А чем больше объемы и расстояния, тем больше можно выпилить для себя из осваиваемых сумм.
Вслед за самосвалами, свернувшими на щебенчатую дорогу, мимо развилки проехало несколько пустых фур, которые пасет лично старший колонны. Водитель пятнистого желто-коричневого «хамви» с пулеметом на башенке, хотя и видел - не мог не видеть! - стоящую на обочине близ развилки «тачанку», а рядом с ней старшего группы прикрытия, не стал приветствовать коллег сигналом. Портативная рация - «кенвуд» в нагрудном кармане бронника - тоже молчит. Никаких тебе - «привет, парни!..», или чего-то в этом роде. У него натянутые отношения с старшим колонны Колином Кэмпбеллом - именно этот субъект на пару с двумя гардами пропылил мимо на «хамви»… Иван, подняв руку в обрезанной перчатке, все же вяло помахал вослед проехавшему мимо массивному внедорожнику с башенкой для стрелка; он решил для себя, что не будет обращать внимание на мелкие выпады, он выше этого.
Фуры свернули на перекрестке на дорогу, по которой, объехав с юга аэродром, можно через КПП въехать на грузовой терминал. На базе Кэмп Бастион имеется свой аэродром, более мощный, чем здешний. Тем не менее, часть грузов перебрасывается через лашкаргахский аэропорт. И тоже, поди-ка догадайся, какой в этом смысл.
Солнце медленно клонится к линии горизонта. Козак отошел на несколько метров от машины; справил нужду. Над серо-желтой пустыней, над темной полосой шоссе, по которому они приехали сюда, и по которому уже вскоре отправятся обратно, на базу, дрожит знойное марево. Кожа на спине и предплечье зудит и чешется так, что спасу нет; едкий пот выедает глаза. Иван вытер запястьем, «напульсником», лицо. Но и это не слишком-то помогло избавиться от неприятных ощущений.
В такую жару и в такой местности, как эта, надо ходить - если уж возникает такая необходимость - в той одежде, которую предпочитают местные жители, пуштуны или хазарейцы. То есть, в широких полотняных штанах «изар» с тесемками, которые можно завязать, со многими складками. В легкой рубахе до колен с разрезами по бокам, с широкими свободными рукавами. В качестве обуви - легкие кожаные туфли или сандалии. На голове - чалма, накрученная так, чтобы были прикрыты от солнца затылок и лоб. Более практичной одежды для этих мест пока еще никто не придумал.
А на нем в данную минуту чего только не надето, чего только не навешано… Камуфляж, пусть даже сшитый из материи отличного качества, и предназначенный для подобной этой местности (Иван приобрел два комплекта в Турции на свои кровные). Ботинки Lowa Boots германского производства; они более практичны, нежели кроссовки. Купленный, опять же, за свои деньги бронник (вернее, «Battle Chest Rig» - «боевой нагрудник»). Сей защитный гаджет, хотя и облеченный, весит около восьми килограммов - два кило текстиль и еще четыре плитки мягкой брони - «плэйт кэрриер» - вставленные на груди, спине и по бокам. Поверх бронника «разгрузка» с запасными обоймами к АКСУ - он сам выбрал себе в оружейке этот автомат, благо тот российского производства и практически «новье». В кармашках разгрузки запасные рожки к автомату. Еще портативная рация и сигнальные ракеты. На боку, на поясе закреплена кобура с «глоком», поверх камуфляжных брюк надеты «наколенники». Голова, остриженная почти наголо, повязана «банданой», хвост которой прикрывает от солнечных лучей затылок; поверх нее надета форменная кэпи.
«Сучку», а также прихваченный на «миссию» карабин с оптикой Иван оставил в машине. Когда он был рядовым «гардом», то мог позволить себе в подобных условиях обходиться без бронника. Но сейчас он начальник; пусть и небольшой, - у него под командой сейчас два десятка сотрудников, считая тех, что остались в лагере, но начальник. На него смотрят десятки пар глаз, каждое его слово, каждый поступок отслеживают и анализируют. И если он сам начнет нарушать внутренние правила, позволять себе поблажки, вроде того, чтобы снять во время «миссии» бронник, то о дисциплине, о беспрекословном выполнении команд старшего группы прикрытия придется уже вскоре забыть…
И еще. Если ты не можешь выдюжить день - от рассвета до заката - в таких сложных условиях, в экипировке, мотаясь на «тачанке» под палящим солнцем по этим небезопасным местам (а таких дней наберется сотня с лишком на один контракт), если не достает духу или здоровья, то и нечего маяться - надо искать себе другую работу.
Наконец показался хвост колонны, сопровождаемый пикапом «тойотой» с крупнокалиберным «браунингом», установленным на треноге в кузове.
Здесь восемь траков с прицепными платформами и четыре автобетоновоза. Этим придется проехать вдоль южной окраины на выезд, а затем, после этого вынужденного крюка - центр Лашкаргаха закрыт для грузового транспорта - свернуть на дорогу, ведущую к заводу железо-бетонных конструкций, который только-только ввели в эксплуатацию.
Иван вернулся в машину.
- Блиать?! - усмехнувшись обожженным на солнце лицом, по-русски сказал датчанин. - Жар-рко што пиздетс?
Кто-то из служивших здесь прежде сотрудников выучил датчанина русскому мату. А, может, он обучился ему где-то в другом месте, кто его знает. Сам Ханс не из болтливых; на вопросы, откуда «дровишки», кто обучил простого скандинавского парня крепким выражениям, он либо дает уклончивый ответ - «где-то слышал…», либо молча лыбится. Думается, его знание русской словесности за два последних месяца лишь упрочилось: новый босс - Айвен Козак - хотя и слывет выдержанным человеком, но нет, нет, да и скажет что-нибудь эдакое - на своем родном языке.
- Жара, - по-русски буркнул Козак, затем по-английски скомандовал. - Поехали, Ханс! Следуйте за траками… сопроводим их до завода!
[..]
Ханс взял по максимуму влево, так что они сейчас, пыля левыми колесами по обочине гравийной дороги, могли видеть не только корму идущего замыкающим бетоновоза с выкрашенным в красный с белыми полосами цвет барабанного смесителя. Но также и голову их сравнительно небольшой колонны, впереди которой следует «тойота» с пулеметной турелью в кузове.
Ворот как таковых на комбинате нет. Когда-нибудь здесь достроят ограду, и оборудуют проходную; но пока что этот строившийся в дикой спешке объект стоит открытый всем ветрам. С тыльной стороны производственный комплекс, правда, отгорожен естественной преградой - навалованным ирригационным каналом, ответвляющимся от реки Гильменд, до левого берега которой отсюда примерно четыре километра. У ближнего здания - что-то вроде офиса заводоуправления - стоит кирпичная сторожка, в которой дежурят два «вохровца», из местных, из афганцев. Вот и вся охрана.
Ханс чуть приотстал, чтобы не поймать камушек в стекло от следующей впереди «бетономешалки» (оно хоть и армированное, но все равно следует поберечь).
Иван потянулся за бутылкой с водой. В это самый момент послышался громкий хлопок!
Откуда-то из зарослей - на их «ближней» стороне канала - вынеслась дымная струя!.. Граната ударила точно в кабину следующего за «тойотой» трака!..
А следом из зарослей камыша басовито заговорил крупнокалиберный пулемет - шквал огня обрушился, как показалось Ивану, разом на всю их колонну.
[1] Кэмп Бастион (англ. Camp Bastion) - основная военная база Великобритании в Афганистане, крупнейшая зарубежная база UK за пределами страны со времен Второй мировой войны.
[2] Остановитесь на перекрестке! Да, прямо здесь! (анг.).
[3] Здесь и далее англоязычные диалоги и иностранные термины, за некоторым исключением, в интересах сюжета будут отображаться на русском языке.
Проводка конвоя, провинция Гильменд, Афганистан, 2013-й.
Фото:
http://topwar.ru/28942-10-fotografiy-s-strategypagecom-ot-2-go-iyunya-2013-go-goda.html