Сила и слабость кадрового принципа российской власти. Жадность и Страх, редко Идея

Oct 19, 2015 03:48

Оригинал взят у chipstone в Сила и слабость кадрового принципа российской власти. Три принципиальных типа мотивации - Идея, Страх и Жадность. При этом в практике чаще всего используются два из этих типов

// ЖЖ Алексей Сидоренко (Chipstone). 06.10.2015.

Даже среди подавляющего большинства людей в нашей стране, положительно относящихся к деятельности Путина на посту президента страны, отношение к чиновникам, включая высших, далеко не такое благостное. А если проще, то скорее отвратное. Слишком много примеров для такого отношения дает нам жизнь каждый день. Как следствие такого положения вещей кто-то начинает сомневаться в самом президенте, кто-то считает его заложником противоборства корпоративно-чиновничьих кланов, кто-то просто не понимает, что и почему происходит.

А все дело в том, что мы внизу и Путин на вершине своего поста пользуемся принципиально различной логикой. Нам всем очень хочется видеть государственных деятелей этакими альтруистами - бессеребренниками,    денно и нощно заботящимися о нашем благе и благе страны и одновременно являющимися титанами мысли и духа. Президент же к сожалению или к счастью вынужден руководствоваться совершенно иными мотивами.

Уже неоднократно приходилось писать, что человечеству известны три принципиальных типа мотивации - Идея, Страх и Жадность. При этом в практике чаще всего используются два из этих типа при неразвитости третьего. Сочетание используемых руководством страны тех или иных типов мотивации определяет сам тип общества и критериев успешности для всех видов  иерархии государственных служащих.

Тот же Сталин активно использовал Идею в сочетании со Страхом. Что в принципе понятно. Общество было идеологизировано и в максимальной степени во имя социального равенства дистанцировано от вопросов материального накопления на индивидуальном уровне. В итоге мы имели жесткий репрессивный аппарат, показательную внешнюю скромность чиновников всех уровней и невозможность дистанцирования никем из них от генеральной идеологической линии.

Современное российское общество кардинально иное. Разрушение социалистической идеологии оставило на ее месте полнейшую идеологическую пустоту. Россия теперь вместе со всем миром строит общество материального процветания. То есть единственной действенной Идеей стала идея потребления, что привело к практически полному совпадению Идеи и Жадности как мотивационных типов. Вот оставшимися двумя типами и приходится пользоваться современной российской власти.

В этих условиях любой чиновник изначально озабочен двумя главными вопросами - обеспечением собственной независимости от внешней среды и расширением собственной кормовой базы. И то, и другое достигается в современном обществе через увеличение материального богатства, широкую связь деловых контактов, принадлежность к сильным кланам и лояльность тем, от кого зависит личное благополучие.

При этом, поскольку межстрановую конкуренцию никто не отменял, главными критериями подбора кадров для власти становятся три принципа - способность эффективно действовать, высокая внутренняя мотивация на Жадность и одновременная полная управляемость за счет Страха. Последняя проявляется через наличие «убойного компромата», обеспечивающего максимальную лояльность чиновника вышестоящим уровням.

То есть в современные структуры власти могут попасть исключительно люди, проявившие себя в качестве способных управленцев в деле набивания собственных карманов любыми доступными методами, что одновременно обеспечило наличие на них того самого убойного компромата. И чем менее щепетильными проявили себя эти люди в процессе обогащения, тем на большую их лояльность может рассчитывать власть.

Именно такие люди объективно востребованы властью независимо от того, какие стратегические цели эта власть перед собой ставит. И такое положение дел объективно не может поменяться до тех пор, пока не сформируется господствующая государственная идеология, способная вновь вернуть Идею в число ведущих типов мотивации.

Другое дело, что существующее положение вещей совершенно не гарантирует власти полного и постоянного успеха. Тот же Страх действует только до тех пор, пока отсутствует сила, способная вызывать еще больший Страх или обеспечить защиту от Страха существующего. Что в условиях все той же межстрановой конкуренции совершенно не исключается. Именно этот фактор является основным источником слабости существующей власти. В итоге ей приходится постоянно укорачивать поводок контроля и ограничивать аппетиты чиновников в отношении второго мотивационного типа - Жадности. Что мы на практике и наблюдаем. Кто-то, бросив все, бежит в объятия тех, кого считает способным защитить от возмездия власти. Кто-то вопреки собственным естественным устремлениям вынужден заниматься самоограничением, а кто-то и оказывается в местах, не столь отдаленных.

Проблема существующего сочетания мотивационных типов для власти в том, что отсутствие принципиального различия между конкурирующими государствами на уровне господствующей идеологии всегда отдает преимущество тем, кто обладает большими возможностями в эксплуатации Жадности, то есть является более богатым источником материальных благ, что одновременно способно дать и большую гарантию защищенности от локального источника Страха. И в этом смысле Россия совершенно не обладает выдающимися конкурентными преимуществами. И это огромная опасность не только для всей существующей властной конструкции, но и для существования России в качестве независимого мирового центра Силы в принципе.

Comments

http://chipstone.livejournal.com/1278048.html
erovobian
Oct. 6th, 2015 08:58 am (UTC)
Чтобы жадность трансформировалась в идею, нужен новый лидер? Или дождаться Идею,которая приведет нового лидера в Кремль?
Может ли нынешний лидер трансформировать такую Жадность в Идею или Страх?
chipstone
Oct. 6th, 2015 09:23 am (UTC)
Идея не может родиться искусственно, она может быть порождена только самой жизнью. Имеется в виду Идея, захватывающая массы и становящаяся государственной. Она должна соответствовать самым насущным чаяниям общества. Условно говоря, пока общество озабочено наполнением кормушки, никакая духовная идея родиться не может. Сколько бы ее не выдвигали во власти, оппозиции или просто из народа.
siurel
Oct. 6th, 2015 10:33 am (UTC)
Такая идея есть и она востребована - это справедливость. Именно руководствуясь ею мы никогда не признаем законным ограбление России в 90-е годы. Именно этого наша россионская элита боится, именно поэтому будут делать все, чтобы народ никогда не проснулся.
oldalnic
Oct. 6th, 2015 05:34 pm (UTC)
Справедливость - это понятие вторичное от содержания игры. Поэтому все, кто хочет "справедливости" - вы все ошибаетесь.
Приведу поясняющий пример. Если вы играете в шахматы, а партнер вам надавал по башке и выиграл, потому что вы не сумели сделать ход, то, очевидно, что он выиграл несправедливо. А если вы боксируете, а партнер надавал вам по башке, то он выиграл вполне справедливо. Действие его одно и то же, а наша оценка "справедливо он выиграл или нет" - разная. Справедливость - вторична.
siurel
Oct. 6th, 2015 05:42 pm (UTC)
Это все жонглирование словами с искаженным смыслом.
На самом деле справедливость - это от Правь Ведати.
Отсюда же и правда. То есть справедливость и правда по сути однокоренные слова.
А Правь это один из высших миров, Божий мир, в отличие от нашей Яви и Нави - мира не проявленного.
Разумеется Законы Прави однозначные и выкарбованы в Конах.
ЗаКон - это сами понимаете - преступление Кона, а не то как сейчас трактуются. Жить по закону - это жить нарушая коны.
Ну и так далее. То есть, если вернуть исходный смысл справедливости как Божьего закона (не РПЦ, естественно), таковые вопросы возникать не должны.
chipstone
Oct. 6th, 2015 05:48 pm (UTC)
Правь это не мир. Правь это законы нашего Мироздания, по которым Явь взаимодействует с Навью. То есть законы, определяющие функционирование самого Мироздания. И Ведать Правь, это ведать именно законы, а не абстрактный высший мир, в котором никто не бывал.
siurel
Oct. 7th, 2015 02:48 am (UTC)
Мысль, конечно, интересная, свежая. Только тем самым Вы отрезаете мир Богов, всю светлую иерархию :)
Явь, Навь, Славь, Правь
Мир Яви - это наш физически плотный Мир, мы его ощущаем органами чувств.
Мир Нави - это незнакомая нам Явь, так называемый «тонкий Мир». Но славяне разграничивали Навь на Светлую и Тёмную: в Светлой Нави наши Предки, а в Тёмной - бесы. Схематично, Тёмная Навь снизу, Светлая Навь сверху, а Мир Яви как рубеж. Раньше Предков славили, поэтому Светлую Навь называли ещё Мир Слави, а Тёмную просто Навь.
Мир Слави - это Мир Предков (Светлая Навь). Но в отличие от современной системы, в славянской Светлая Навь охватывает и Астральный и Ментальный Миры, а уже над ним Мир Прави.
Мир Прави - это Мир Богов.
Поэтому:
Явь - Мир людей и живых существ;
Навь - Мир Духов и Бесов;
Славь - Мир Предков и Покровителей;
Правь - Мир Богов.
chipstone
Oct. 7th, 2015 08:55 am (UTC)
Ваше представление это явный Новодел, вызванный интересом к Древнему знанию, с одной стороны, и отсутствием информации, с другой. Надо просто понять, что нет никаких отдельных миров. Например, Навь - это все пространство нашего Мироздания со слоями различного частотного спектра. Явь - Центральная часть этого частотного спектра. То, что Вы называете Светлая Навь - это высокочастотный диапазон, а Темная - низкочастотный.
Никакого отдельного мира Богов, где они могли бы "попить чая" и отдохнуть от трудов праведных просто нет и быть не может. Боги, с одной стороны, регуляторы Мироздания, с другой, его же порождения. Их возможности позволяют концентрировать сознание на любом участке частотного спектра Нави (проявляться в нем). А вообще задумайтесь о том, что любое разделение единого мироздания проистекает из непонимания человеком его базовых принципов устройства. Отсюда и воникает желание выделения отдельных сфер. Примерно так, как в человеческих поселениях имеются элитные жилые кварталы, кварталы, где сосредоточены органы власти, рабочие кварталы и трущобы.
siurel
Oct. 7th, 2015 03:55 pm (UTC)
Мне такое устройство Мира тоже больше нравится.
Но тогда получается, что нечисть может шастать всюду и творить свои темные дела?
Или же им доступ к высокочастотным областям закрыт?
Тогда получается типа лазаньи, где есть темная Навь, проявленный мир - Явь, в котором живем мы и не можем его покинуть, по крайней мере пока, и есть Навь, где живут Боги. Боги могут путешествовать везде.
И что мешает назвать эту высокочастотную область Правь?
Только то, что были уничтожены все источники с упоминанием?
И написаны другие, где Прави нет?
В той же википедии заявлено, что Правь упоминается в Велесовой Книге, которую якобы ученые считают подделкой, и тут же на основе этой подделки приводят такую же формулировку Прави, как свода правил, и не более того.
Очень мило.
chipstone
Oct. 7th, 2015 04:12 pm (UTC)
Нет, Темные не могут шастать везде. Проблема несоответствия собственной частоты вибраций и среды. И даже в Яви они далеко не всемогущи, хотя доступ имеют.
Называть что угодно как угодно волен для себя каждый. Просто эти названия не будут иметь ничего общего с изначальной Триадой понятий Явь-Навь-Правь.
karachee
Oct. 6th, 2015 09:33 am (UTC)
В рассуждении опущен ключевой момент - ПРОФЕССИОНАЛИЗМ. Чиновник уровня министерского работника, это не человек с улицы или после института, это опыт, это связи, это смелость, осторожность, усердие и упорство.
В этом смысле Россия ещё долго обречена работать с кадрами, мотивация которых была сформирована в 90-е годы. И выбор между лояльностью и профессионализмом не всегда очевиден. Сплошь и рядом профессиональные качества человека остаются востребованными уже заведомо после утраты всякой лояльности. А вот кому в наличии этих качеств отказывают остается идти в Немцовы.
chipstone
Oct. 6th, 2015 09:47 am (UTC)
Нет, не опущен.
"То есть в современные структуры власти могут попасть исключительно люди, проявившие себя в качестве способных управленцев в деле набивания собственных карманов любыми доступными методами" - это и есть практическое доказательство профессионализма.
info_klok
Oct. 6th, 2015 10:47 am (UTC)
>>...способных управленцев в деле набивания собственных карманов любыми доступными методами...
Само по себе такое качество не отражает профессионализма. Его может не быть (или быть фатально недостаточно), но при этом, набивая карманы, управленец более-менее успешно имитирует требуемую управленческую деятельность. А она все-таки не состоит в одном "командовании подчиненными" (которые в свою очередь наделены таким же хватательным рефлексом и имитационными способностями). Надо еще и дело знать. В итоге, похоже, профессионализм вытесняется на нижние уровни иерархии - но на них горизонт уже не тот.
chipstone
Oct. 6th, 2015 10:50 am (UTC)
Заметьте, речь идет о таковой способности ДО момента попадания во власть. то есть в жесточайшей конкуренции с сотнями себе подобных. А чтобы победить волков, надо самому быть очень мощным и эффективным волком. Это и есть управленческий профессионализм в современном понимании. Не нужно путать с профессионализмом в отдельных областях науки или технологии. Таких просто нанимают по необходимости.
leovasiljev
Oct. 6th, 2015 11:04 am (UTC)
Автор прав, именно это и есть критерий "профессионализма" для власти. Что не нравится? А вы посмотрите в само общество - там тоже самое. Нельзя действовать вне принципов общества, иначе даже самого лидера элиты ещё "позавчера" вынесли бы из Кремля.
chipstone
Oct. 6th, 2015 11:10 am (UTC)
Абсолютно верно.
leovasiljev
Oct. 6th, 2015 12:09 pm (UTC)
А вашего согласия, никто и не спрашивал. )
Вы меня извините "за дерзость" говорить фактическое, но это я не от плохого лично к вам отношения.
Не только вы путаете причину и следствие, частая практика.
Не смотрите на власть вовсе, пока лично вы и ваши близкие имеют в себе плесень поступать и говорить в лейтмотиве неправды. Вот когда в обществе будет таковых большинство, посыл от власти тоже изменятся......просто в ином случае, её не примут люди.
chipstone
Oct. 6th, 2015 12:10 pm (UTC)
Я на удивление часто с Вами сегодня соглашаюсь.
redgaim
Oct. 9th, 2015 12:31 am (UTC)
Власть всегда "не от мира сего". В нормальном обществе власть лучше массы и постепенно подтягивает её к себе. Так и осуществляется прогресс. У нас же читаешь этот и некоторые другие блоги, и понимаешь, что осознание правильных вещей уже становится МАССОВЫМ. А власть ХУЖЕ массы и тянет её назад. Кончаются такие вещи либо полным сгниванием и гибелью общества, либо в лучшем случае революцией.
leovasiljev
Oct. 9th, 2015 07:28 am (UTC)
1. Власть, это всегда производное общества, и ни как иначе. Какое общество, такая и власть (везде это так). Не с Луны она.
2. Общество всегда будет только реагировать на те условия, что ему генерирует власть, пока ценностный ряд общества, соответствует ценностному ряду власти, которую оно поддерживает, это и есть принцип манипулирования.
3. Чтобы изменился ценностный ряд власти, нужны изменения ценностного ряда сначала личностей, потом общества.
Без этого это всегда жизнь в созданных рамках условий.
karachee
Oct. 6th, 2015 03:16 pm (UTC)
Это в корне неверное утверждение. Потому что набивание кармана ЛЮБЫМИ ДОСТУПНЫМИ методами само по себе не обеспечивает даже минимальный функционал руководимого подразделения, а в большинстве случаев ещё и ведет к его деградации. Кроме кармана, должна быть ещё и эффективность на уровне решения как стандартных, так и нестандартных задач, разруливания конкретных ситуаций.
Фактически РФ была и остается страной ровно потому, что ущерб со стороны деятельности управленцев перекрывается пользой от их же деятельности. И этот баланс обязан сохраняться на всех уровнях пирамиды власти. Набивание кармана - одна из целей эффективного управления, которая решается постольку-поскольку, равно эффективно со всеми другими целями исключительно теми методами, которые не приведут к краху всей системы, но пойдут на её укрепление.
Та риторика, когда представителей власти обвиняют в том, что карман - доминирует, и "наворовавшись можно будет слинять, а тут пусть хоть трава не расти" она уже не работает. Этот алгоритм в прошлом, ну или в Украине, местная власть его изжила.
chipstone
Oct. 6th, 2015 03:30 pm (UTC)
Вы немного неправильно прочитали. Речь о набивании любыми способами касалась периода ДО начала работы в государственных структурах.
Со всеми остальными выкладками принципиально согласен.
Здесь все зависит от точки зрения. Например, когда губернатор решает задачи за счет подряда собственных компаний, это является примером коррупции в глазах населения, но оправдано в глазах государства ровно до тех пор, пока задача реализуется в срок и на должном уровне при непревышении умеренных бюджетных расценок.
tslongin
Oct. 6th, 2015 10:46 am (UTC)
"главными критериями подбора кадров для власти становятся три принципа - способность эффективно действовать, высокая внутренняя мотивация на Жадность и одновременная полная управляемость за счет Страха."
Исключительно верно подмечено, как социально-философская формула, браво!
chipstone
Oct. 6th, 2015 10:48 am (UTC)
:-)))
redgaim
Oct. 9th, 2015 01:30 am (UTC)
И ещё. Я писал это в одном из камментов, но решил выделить отдельно, чтобы не потерялось. Ибо считаю важным.
Власть никогда не тождественна народу. Она всегда от него слегка отличается. В нормальном здоровом обществе власть чуть лучше народа. И постепенно подтягивает его к себе. Т.е. вверх. Так и осуществляется социальный прогресс. У нас же всё наоборот. Читая Ваш блог (и некоторые другие) и просто общаясь с людьми вживую, отчётливо понимаешь, что народ МАССОВО(!!!) дозрел до каких-то более высоких мотиваций, чем набивание собственного кармана любой ценой. Последнее осталось скорее у маргиналов. Преступников, мошенников и т.п. Тем не менее именно это остаётся определяющей мотивацией власти. Почему так происходит, Вы описали очень хорошо. Беда что это приводит к тому, что власть у нас ХУЖЕ народа. И не подтягивает его вверх, а наоборот, толкает вниз. Боюсь ничем хорошим такие вещи не кончаются. В лучшем случае революция. О худшем и думать не хочется.
Что касается внезапного появления Идеи. Извините, НЕ ВЕРЮ. Точнее верю, что она может массово появиться у народа. Но то что власть её воспримет мирным путём - невероятно. У неё(как Вы совершенно справедливо написали) своя Идея, полностью её устраивающая. Неантогонистические противоречия могут быть только у идеологических противников. У противников меркантильных противоречия всегда антогонистические. Ибо доллар в моём кармане это не в кармане Вашем.
chipstone
Oct. 9th, 2015 06:52 am (UTC)
//Власть никогда не тождественна народу.// - соглашусь, но одновременно возможно удивлю. Власть всегда лучше народа в том деле, куда направлен вектор. А вот в момента разворота вектора оказывается зримо хуже. Но этот период недолог, начинается чистка и реорганизация.
Сейчас мы постепенно подходим к моменту разворота вектора, хотя еще не добрались.

См. также:
[***] Шибутов М.М., Собянин А.Д. Российская элита эпохи Владимира Путина в преддверии перемен. Придут ли во власть новые управленцы, выбранные не по "крови", а по заслугам и достоинствам? // Республика. № 11. (100). 21.03.2008. С. 17-19.
http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=2153

[***] Александр Собянин: О массовых посадках казнокрадов и воров. ПРИСЯГА государственного гражданского служащего России // Первое антикоррупционное СМИ. 10.04.2013.
http://conjuncture.ru/sobianin_10-04-2013/

[***] Александр Собянин: Пусть сильнее грянет буря! О неизбежности the Great Expropriation // Первое антикоррупционное СМИ. 19.04.2013.
http://conjuncture.ru/sobianin_19-04-2013/

[***] Александр Собянин: Сибиряк и Уралец для стратегического планирования (Востоковед об идеологии Русско-Евразийской Большой страны) // Центр стратегической конъюнктуры. 20.04.2013.
http://conjuncture.ru/sobianin_20-04-2013/

[***] "Иду на Вы!". Владимир Путин объявил поход на Шерхана Чубайса и рыжих собак ньютроцкистов // ЖЖ Собянин (sobiainnen). 26.04.2013.
http://sobiainnen.livejournal.com/65394.html

[***] Служилое сословие Русской нации и новой Большой страны. Востоковед Александр Собянин о "Доктрине Салавата Башкирцева" // Центр стратегической конъюнктуры. 15.05.2013.
http://conjuncture.ru/sobianin_15-05-2013/

[***] Федеральные комиссары Комитета народного контроля. Контроль народа за Справедливостью в России // Центр стратегической конъюнктуры. 25.05.2013.
http://conjuncture.ru/sobianin_25-05-2013/

[***] Юрий Шушкевич: Через 20 лет Россию ждёт благородная диктатура? // ИА Стрингер. 04.06.2013.
http://conjuncture.ru/shushkevich_04-06-2013/

Россия, chipstone, служилые, пропаганда, новая Большая страна, мобилизационное управление

Previous post Next post
Up