Глущенко Ю.Н., Собянин А.Д. Исламский фактор во внешней политике США // Транскаспийский проект. 20.06.2001.
ФОТО: Рухолла Мусави и его последователи (нынешний президент Исламской Республики Иран Хасан Роухани первый ряд) Нофль-ле-Шато (Neauphle-le-Chaeteau), Париж, Франция, 1978 г.
Об авторах: СОБЯНИН Александр Дмитриевич, заместитель главного редактора журнала "Профи" (издатель РОО "Русское стрелковое общество") - руководитель аналитической группы "Профи"; ГЛУЩЕНКО Юрий Николаевич, ведущий научный сотрудник Российского института стратегических исследований, кандидат экономических наук (РИСИ).
Соединенные Штаты Америки,
государство-террорист,
которое сеет огонь по всему миру…
Рухолла Мусави Хомейни
…Не в американских интересах навсегда сохранять
враждебность в американо-иранских отношениях.
Збигнев Бжезинский
ИСЛАМСКИЙ ФАКТОР ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ США
В мире существует несколько десятков государств, где ислам - религия большинства населения, однако степень и характер приложения ислама к политической жизни заметно отличаются в каждом из них. Так, ислам в его трактовке шиитскими правоведами главную роль в формировании массового мировоззрения отводит не экономике, не идеологии, не философии, а политике.
Статья по размеру не помещается в ЖЖ, целиком здесь:
Глущенко Ю.Н., Собянин А.Д. Исламский фактор во внешней политике США // Транскаспийский проект. 20.06.2001.
[...]
Российское препятствие в Средней Азии и на Кавказе
Среднеазиатские государства СНГ, Азербайджан и мусульманские народы российского Северного Кавказа. "[Чеченская] война служит напоминанием об уязвимости небольших новых государств, которые расположены вокруг России, и о заинтересованности Америки в их независимости, - утверждает Кондолиза Райс. - Став сильнее, они перестанут быть предметом такого сильного искушения для России. Между тем, многое зависит от способности этих государств реформировать свою экономику и политические системы - а на сегодняшний день, достижения на этом пути носят, в лучшем случае, неоднозначный характер" [6]. С точки зрения национальной безопасности среднеазиатский регион не является для США первостепенно значимым, и вряд ли США значительно усилят свою вовлеченность в него в ближайшие несколько лет. Тем не менее, для США главной стратегической задачей остается не допустить усиления в Средней Азии России и Ирана. В ближайшее время во всех странах региона США будут добиваться своих целей, используя минимум ресурсов. Критической зоной остается Таджикистан, где потеря контроля над ситуацией может обернуться по "теории домино" такой же неудачей, как с талибами.
В целом, необходимо разделять американскую политику относительно Средней Азии и политику в Закавказье. Ожидается, что на кавказском направлении активность будет выше. В Закавказье США заинтересованы прежде всего в том, чтобы вынудить (тактическая задача) своих союзников - Турцию, Азербайджан, Грузию - активно участвовать в пока убыточном, но очень важном в стратегическом плане проекте Баку-Джейхан, что позволит создать вокруг Каспия зону "без России" и навязать Москве удобный для США вариант правового статуса Каспийского моря. С другой стороны, определение статуса Каспийского моря, будь то по российскому или азербайджанскому варианту, ослабляет роль Ирана на Каспии. Это не менее важно, так как ради американских интересов требуется приостановить рост влияния Ирана на среднеазиатские и кавказские государства. В рамках игры "с нулевой суммой влияния" существует вполне реальная опасность того, что если США удастся "вытеснить" оттуда Россию, то ее место будет немедленно занято Ираном, и наоборот.
Отдаленной целью США в Средней Азии является создание территориального плацдарма достаточно серьезного американского влияния (подобно тому, как в Грузии и Азербайджане). Пока что подобного плацдарма в Средней Азии нет: даже Узбекистан, хоть и входит в блок ГУУАМ, оставляет за собой право проводить самостоятельную политику. Для достижения этой цели считается важным, прежде всего, вынудить страны Средней Азии развивать сотрудничество в рамках главным образом по линии Организации экономического сотрудничества (ОЭС), а не в рамках СНГ или созданного в октябре 2000 года государствами-членами СНГ и Шанхайского форума Евразийского Экономического Союза (ЕврАзЭС). Сохранение нейтралитета Туркмении - территории, по которой в будущем должны пройти основные ветки нефте- и газопроводов в Индию и Китай, также отвечает интересам США. Сама же постройка газопроводов и создание новой системы торговых путей и коммуникаций, обходящих Россию вдоль ее южных рубежей, из-за ситуации в Афганистане отодвигаются на неопределенный срок. Частично это же является причиной снижения интереса к "каспийскому углеводородному богатству", на разработки которого и Казахстан, и Азербайджан будут получать более скромные по сравнению с предыдущими годами средства в форме американских инвестиций.
Важнейшей тактической задачей для администрации Буша в Средней Азии в ближайшее время станет, по всей вероятности, постепенное смещение пророссийски настроенной элиты с ключевых государственных постов в пользу нового поколения молодых политиков, обучавшихся в США и Европе. Одновременно будут продолжаться пропагандистские усилия по подавлению "имперских амбиций" России в регионе. С другой стороны, вопросы демократии и прав человека, видимо, лишь избирательно будут находиться в центре внимания американской политики [8].
Последняя фраза становится ясной, если учесть, что в целях смещения старой, "пророссийской" (с точки зрения США) элиты периодически усиливается давление на нее в связи с защитой прав человека. В начале 2000 года Конгрессом США была принята по этому поводу резолюция № 397, призывавшая официальных лиц США поднимать вопрос о нарушениях прав человека на каждой встрече с лидерами центрально-азиатских государств. Самим лидерам предлагалось "провести серьезный и всесторонний национальный диалог на основе равноправного участия сторон, где нашли бы отражение меры по проведению свободных и честных выборов... осудить и предпринять эффективные шаги для прекращения систематических пыток и других видов жестокого обращения, к которым прибегают власти в борьбе со своими политическими и другими противниками, разрешить регистрацию независимых и оппозиционных партий и кандидатов". Конгресс также призвал радиостанции "Голос Америки" и "Радио Свобода" "расширить свое вещание на Центральную Азию настолько, насколько это необходимо, поставив во главу угла предоставления жителям этого региона доступа к объективной информации и программам, подготовленным в духе уважения прав человека..." [7]. В первой декаде декабря 2000 года Конгресс США выступил уже с инициативой исключения пяти евразийских государств Центральной Азии из Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) за нарушение "прав человека". Однако, со стороны республиканской администрации США едва ли следует ожидать серьезного усиления поддержки демократической оппозиции в государствах Средней Азии, с тем, чтобы в конечном итоге сместить старых лидеров и связанную с ними элиту в пользу проамериканских политических деятелей типа Феликса Кулова и Акежана Кажегельдина. Поскольку признается, что подобные замены могут привести к заметной дестабилизации политической обстановки в этих государствах, чем могут воспользоваться исламисты.
Вполне вероятно, что, исходя из принципа "минимизации усилий", США используют в своих пропагандистских целях и неизбежные новые боевые действия в регионе летом 2001 года. Самым резким образом выступая против российского присутствия в Таджикистане, в то же время они фактически закрывают глаза на исламистскую угрозу для Узбекистана (члена ГУУАМ), поскольку именно эта угроза может помочь заставить слишком самостоятельных нынешних президентов Узбекистана и Киргизии обратиться за помощью к США.
На периферии американских интересов
В гораздо менее значительной степени США интересует населенный тюрками-мусульманами Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР, дестабилизация которого объективно ослабляет Китай. На этот район производится воздействие, с одной стороны, через международные правозащитные организации (со штаб-квартирами в США и европейских странах), с другой стороны, через уйгурских боевиков, подготовленных в пакистанских и афганских лагерях. Сосредоточившись на сложностях политических и экономических отношений с Китаем, администрация Буша едва ли станет акцентировать внимание на мусульманах Западного Китая. Однако, опыт Косово показывает, что при определенных условиях это может стать серьезным фактором в американо-китайских отношениях.
Вместо заключения
Анализируя перспективы "исламской политики" США, можно отметить, что в ближайшее время ее будет определять, прежде всего, обострение борьбы за доступ к энергоресурсам и за формирование новых транспортных коридоров. Это вынудит США поддерживать свою активную вовлеченность в дела исламских государств Ближнего Востока, зон Персидского залива и Каспийского бассейна.
В целом во всем этом будет много политики и экономики, но мало религии и идеологии. Как показывает предыдущий опыт, в тех случаях, когда религиозные или идеологические аспекты все же выходят на первый план, американцам редко сопутствует удача. В то же время, когда они руководствуются прагматическим подходом, экономической и стратегической целесообразностью, можно говорить об успешном в целом использовании "исламского фактора" во внешней политике США.
Литература:
[1] Пластун В.Н. Такой разный ислам // Центральная Азия и Кавказ. 2000. № 5. С.15.
[2] Леонов О., Быков П. Есть у революции начало: Что означают американские президентские выборы вообще и для России в частности // Эксперт. № 41 (253). 30.10.2000. С.52-57.
http://expert.ru/expert/2000/41/41ex-usa3_22317/[3] Сэфайр У. Движение вспять: Три ошибки президента США // Нью-Йорк Таймс. 26.02.2001 (русский перевод В. Федотова).
[4] Пластун В.Н. Такой разный ислам // Центральная Азия и Кавказ. 2000. № 5. С.21.
[5] Сегодня, 30.10.1999.
[6] Кондолиза Райс. Сила без высокомерия. Чикаго Трибьюн, 31.12.2000 // ИАЦ "Евразия". 10.01.2001.
http://www.eurasia.org.ru/2001/inter_press/01_10_inter_usa.html[7] Протоколы заседания Конгресса США. Вторая сессия 106 созыва: резолюция № 397 Палаты Представителей. Вашингтон // ИАЦ "Евразия". 02.11.2000.
http://eurasia.org.ru/2000/inter_press/11_02_res397.html[8] Репрессии и плохое управление в Центральной Азии представляют проблему, а не решение в борьбе с исламским экстремизмом. Протокол заседаний Конгресса США, 22 марта 2001 года // ИАЦ "Евразия". 23.03.2001.
[9] Сообщение Ю.В. Ганковского на круглом столе по безопасности горных районов Азии: Горные районы Азии. Отчет "Транскаспийского проекта" по круглому столу "Экономическое и социальное развитие горных районов Средней Азии и проблемы безопасности сопредельных государств". ИЭА РАН, РИСИ, журнал "Профи". Москва, 1 декабря 2000 г. // Транскаспийский проект. 07.12.2000.
http://conjuncture.ru/asia_07-12-2000/.
[10] Глущенко Ю., Забелло Я., Леонов О. Темная сторона Америки. Очень скоро ведущую роль в политической жизни США будут играть афро- и латиноамериканцы // Эксперт. №49 (261). 25.12.2000.
http://expert.ru/expert/2000/49/49ex-usa_21886/ См. также:
[***] Забелло Я.Ю., Алексеев И.Л., Переслегин С.Б., Собянин А.Д. Цивилизационный выбор России. Ислам на постсоветской карте // Отечественные записки. 2003. №5 (14), октябрь.
http://conjuncture.ru/islam_post-soviet_map_2003/ [***] Собянин А.Д. Американцы в Евразии: опереться на исламистов, повстанцев и реваншистов [Комментарий к статье: Peters R. Blood borders. How a better Middle East would look] // RELGA. №14 [136]. 01.08.2006.
http://conjuncture.ru/sobianin_01-08-2006/ [***] Александр Собянин: О стратегическом планировании государства в сфере этноконфессионального регулирования // RELGA. №13 [251] 05.09.2012.
http://conjuncture.ru/sobianin_05-09-2012/ [***] Александр Собянин: Геостратегия Исламского мира и интересы России // Монография Клуба Aurora Expertum "Ислам как субъект глобальной политики". 26.06.2012.
http://conjuncture.ru/sobianin_26-06-2012_geostrategy_of_islam_and_russia [***] Стратегическое планирование в США: военная мощь, прорывные технологии и доллар. Аналитический доклад. Александр Собянин, Марат Шибутов // ИА REGNUM. 25.05.2012.
http://conjuncture.ru/planning_2012/ Фото: Рухолла Мусави (аятолла Хомейни) после 14 лет ссылки во Франции возвращается в Иран, 1 февраля 1979 года, аэропорт Мехрабад (Тегеран), в сопровождении пилотов "Air France" и соратников, в т.ч. нынешнего президента Исламской Республики Иран аятоллы Хасана Рухани.