Безопасность в КР зависит от типа новой ж/д, считает эксперт Александр Собянин // Радио "Sputnik Кыргызстан". 25.03.2015.
© AFP/ STR
Для расширения экономических возможностей Кыргызстану требуются транспортные выходы, и от типа новой железной дороги в Китай будет зависеть его безопасность, считает российский эксперт Александр Собянин.
БИШКЕК, 25 мар - Sputnik. Руководитель службы стратегического планирования Ассоциации приграничного сотрудничества Александр Собянин считает, что постройка "евразийской" ширококолейной железной дороги в Кыргызстане будет важнейшим фактором в интеграционном процессе на Евразийском континенте.
- Кыргызстан вступает в ЕАЭС, и в связи с этим ожидается много изменений - политических, экономических и военных. Как создание железной дороги между КР и Китаем будет влиять на ситуацию в регионе?
Президент Алмазбек Атамбаев принял генерального директора ГП «Национальная компания «Кыргыз темир жолу» Аргынбека Малабаева
К сожалению, суверенные экономики ЦА не смогут самостоятельно выстоять в этой своеобразной экономической войне. И поэтому возникает необходимость в укреплении автономности этих экономик от мирового экономического пространства.
Давайте сравним соразмерные по населению Свердловскую область России и Кыргызстан: региональный валовой продукт Свердловской области в 2012 году составил 46 миллиардов долларов, у КР - 6,5 миллиарда долларов. Получается, что при почти одинаковом населении ВВП области в разы больше ВВП страны. Это говорит о том, что экономика Кыргызстана не работает, и она не может работать более масштабно, если не будет вовлечена в большую экономику. Из этого следует, что возникает необходимость в общем сотрудничестве. И вступление КР в ЕАЭС налицо показывает выбранный ею курс развития своей экономики.
Стоит отметить, что при общей системе безопасности и системе экономики и Россия также становится критически зависимой от других государств. И такая взаимосвязь снимает всякого рода опасения по поводу возможной потери суверенитета страны, связанной с вхождением в Евразийский экономический союз.
Для расширения экономических возможностей требуются транспортные выходы, и железная дорога в Китай будет очень важна для развития Кыргызстана. В создании стратегической трассы прежде всего заинтересована КР, но важно, кого она выберет в качестве партнеров по этому проекту - КНР или РФ.
Существует несколько вариантов железной дороги. В первую очередь узкоколейная европейская и ширококолейная. Также есть варианты прохождения через территории различных областей.
В течение более 15 лет я в научных, аналитических и экспертных кругах выступаю и пишу в масс-медиа о различных железнодорожных и автодорожных проектах. В любом случае рано или поздно будут построены обе железные дороги через Кыргызстан. Но исключительно важно то, какая именно магистраль будет построена первой.
Если с "евразийской" широкой колеей в 1 тысячу 520 миллиметров будет первой построена ЖДЧФ - транскыргызская железная дорога Чуй - Фергана из Сибири в Ферганскую долину, которая далее из Оша разветвляется на Таджикистан и Узбекистан, значит, КР будет развиваться в рамках евразийского интеграционного проекта, и это будет новым уровнем сотрудничества в ЕАЭС.
Если же первой будет построена ККУЖД - китайско-кыргызско-узбекская железная дорога с "европейской и китайской" узкой колеей в 1 тысячу 435 миллиметров, значит, КР рано или поздно перестанет планировать общее будущее с Россией и Казахстаном и достаточно быстро переориентируется на китайский экономический интеграционный проект.
В свете украинских событий сегодня РФ не будет инициировать чего-то серьезного масштабно нового, кроме Евразийского экономического союза. Однако она всегда готова пойти навстречу, если появляются инициативы, в рамках которых казахский, кыргызский и таджикский голос будет идти не в интересах отдельной страны, а от лица страны в интересах всего союза. Можно прямо сказать, что украинские события являются периодом, когда любое государство Центральной Азии будет максимально поддержано в своей инициативе деньгами, оружием, кадровой помощью и программами индустриального развития. Сейчас главное - понимание необходимости совместной экономики и единой системы обороны у всех стран региона.
С этим экономически важным проектом будет неразрывно связан еще один - создание российской военной базы в южной столице Кыргызстана. Ведь при создании такой масштабной задачи, как железная дорога, возникает необходимость укрепить безопасность в регионе. Тем более что в последнее время различные риски и вызовы приобретают угрожающий характер.
Отразить угрозу ИГ, предотвратить цветные революции, не допустить исламистского бунта - со всем этим государства Центральной Азии и, в частности, КР могут справиться частично сами, а где-то при поддержке России. Но очевидно, что преодолеть все это на фоне жесточайшей экономической войны уже не против РФ, а против всех евразийских стран в одиночку невозможно.
Создать подобный объект с подачи бывшего начальника управления президента России по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами Модеста Колерова попытался, но не смог сделать в мае 2005 года президент Курманбек Бакиев. Сейчас могут сделать глава Кыргызстана Алмазбек Атамбаев и российский лидер Владимир Путин.
Поэтому и безопасность в регионе напрямую будет зависеть от выбранного типа жизненно важной для экономики КР железной дороги.
См. также:
[***] "Киргизии нужны российские железные дороги и российская военная база в Оше". С Александром Собяниным, главой службы стратегического планирования Ассоциации приграничного сотрудничества беседовала Ольга Русланова // StanRadar.com. 05.08.2013.
http://conjuncture.ru/sobianin_05-08-2013/ [***] Александр СОБЯНИН: Кыргызская Республика по воде, электричеству, газу и дорогам просто обязана иметь постоянную твёрдую позицию. Беседовал Эрик Исраилов // Общественный рейтинг. № 21 (657). 26.06.2014.
http://conjuncture.ru/sobianin-26-06-2014/ [***] КНИГА: Павлович М.П. (Вельтман М.Л.) Империализм и борьба за великие железнодорожные и морские пути будущего. - Пушкино: Центр стратегической конъюнктуры; Центр стратегических оценок и прогнозов, 2014. Книга 1. Часть 1. - 180 с. // Центр стратегической конъюнктуры. 29.01.2014.
http://conjuncture.ru/book-pavlovich-1-1-2014/ [***] BOOK: Transeurasian corridor Razvitie: new dimension of cooperation / Ed. by prof. Yury Gromyko // Центр стратегической конъюнктуры. 12.12.2012.
http://conjuncture.ru/transeurasian_corridor_razvitie_1/ [***] Голубчиков Ю.Н., Рахимов К.К., Собянин А.Д., Тикунов В.С. Географическое обоснование Индо-Сибирского транспортного направления // География и природные ресурсы. 2012. № 3, июль-сентябрь. С. 168-172.
http://conjuncture.ru/transeurasia/Пер. на англ.яз.:
Geographical substantiation of the Indo-Siberian transport direction. Yu. N. Golubchikov, K. K. Rakhimov, A. D. Sobyanin, V. S. Tikunov // SpringerLink. 15.11.2012.
http://conjuncture.ru/springerlink_15-11-2012/ [***] Выход России к Индийскому океану. О железной дороге из Сибири в Индию. Онлайн конференция Юрия Голубчикова, Александра Собянина и Кубатбека Рахимова. Инициаторами железной дороги из Сибири в Иран, Пакистан и Индию будут Россия и Казахстан. Первый этап - железная дорога "Чуй - Фергана" // РИА Новости. 22.12.2011.
http://conjuncture.ru/sobianin_22-12-2011/ [***] Железняков А.С., Тикунов В.С., Голубчиков Ю.Н., Рахимов К.К., Собянин А.Д. Железнодорожные модели интеграции Центральной Евразии. Три маршрута железной дороги Чуй - Фергана // Теория и практика общественного развития. 2011. №8, декабрь.
http://conjuncture.ru/sobianin_01-12-2011/ [***] Железняков А.С., Тикунов В.С., Голубчиков Ю.Н., Рахимов К.К., Собянин А.Д. Железнодорожные модели интеграции Центральной Евразии. Три маршрута железной дороги Чуй - Фергана // Теория и практика общественного развития. 2011. №8, декабрь.
http://conjuncture.ru/sobianin_01-12-2011/ [***] Собянин А.Д., Боровиков С.Е., Плюснин Ю.М. От Критских коридоров (система МТК) к Системе транспортных евразийских коридоров (СТЕК). Кластеры промышленного развития СТЕК как основа сотрудничества в треугольнике ЕС/ЕврАзЭС/КНР. Выступление на международной конференции "Перспективы Центральной Азии - транзитный мост между Европой и Китаем" (КИСИ и Friedrich Ebert Stiftung) // Казахстанский институт стратегических исследований (КИСИ). 26.04.2005.
http://conjuncture.ru/sobianin_26-04-2005/ [***] Бельдей В.А., Боровиков С.Е., Переслегин С.Б., Рахимов К.К., Собянин А.Д. Азиатский козырь России. Система транспортных евразийских коридоров: новый взгляд на приоритеты транспортной политики России // РЖД-Партнер. 2003. № 3, март. С. 8-13.
http://conjuncture.ru/asian_trump_russia/ [***] Бессарабов Г.Д., Собянин А.Д. Об экономическом присутствии России в Западном Китае и Центральной Азии: Китайско-Киргизская железная дорога // Профи. 2001. № 1-2. С.51-53.
http://conjuncture.ru/sobianin_19-10-2000/ [***] Российская база в Оше и железная дорога Чуй-Фергана: главные приоритеты России в Киргизии (2012 г.). 80 публикаций по теме базы в Оше и двух вариантах железной дороги через Киргизию - ККУЖД и ЖДЧФ // ЖЖ Собянин (sobiainnen). 10.10.2012.
http://conjuncture.ru/sobianin_10-10-2012/