О здравоохранении устами врача и депутата

Aug 28, 2011 22:55


Система здравоохранения в России нуждается в модернизации, как и экономика в целом. Это бесспорно. Но как именно проходит модернизация в ульяновских медучреждениях? Чего не хватает, что надо внедрить? Какие сюрпризы нам готовит новый закон «Об основах охраны здоровья»? На эти и другие вопросы ответил Алексей Куринный, депутат Законодательного собрания Ульяновской области, главный врач Ульяновского областного клинического центра специализированных видов медицинской помощи.




- Алексей Владимирович, в этом и следующем году в систему здравоохранения России в рамках модернизации будут направлены порядка 460 млрд. рублей. Регион уже получил  первый транш. На что пойдут эти средства?

- Средства будут использованы по нескольким направлениям. Во-первых, на техническое обеспечение: необходимо приобрести новое оборудование, провести капитальный ремонт в учреждениях здравоохранения. Во-вторых, надо снабдить клиники современными системами обработки информации. В-третьих, повысить зарплаты медицинским работникам. Деньги нужны и на введение стандартов и порядков лечения. Это то, на чем делает акцент новый закон «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». Стандарты - это процедура диагностики и лечения конкретного заболевания, а порядки - это то, чем должно быть оснащено соответствующее подразделение, оказывающее ту или иную помощь, включая оборудование, штаты, требования к помещениям и режиму работу. 
  Но, несмотря на то, что деньги выделяются огромные, они не закроют на 100% потребность ни в капитальном ремонте, ни в оборудовании.

- Каков дефицит финансовых средств, исходя из потребности?

- По расчетам регионального министерства здравоохранения, только на проведение капитальных ремонтов для приведения учреждений в нормативное состояние не хватает порядка 500-600 млн руб. Но если судить по больнице, которую я возглавляю, эта цифра гораздо больше.

- Если говорить об Ульяновском областном клиническом центре специализированных видов медицинской помощи, которым Вы руководите, как проходит модернизация в этом учреждении?

- В этом году нам выделено 45 млн рублей на приобретение нового оборудования. Мы планируем заменить рентгеновское, эндоскопическое оборудование, которое дышит на ладан и давно устарело и морально и физически. Информатизация запланирована на второе полугодие. А вот на ремонт здания в этом году нам, увы, не выделено ни копейки…
  Надо сказать, что буквально на днях за счет федеральных средств мы повысили зарплату специалистам поликлиники: врачам в среднем на 4 тысячи рублей, младшему персоналу - на две.

- А сколько сейчас получает начинающий врач и врач высшей категории?

- Если говорить о чистом окладе, то он начинается от 5 тысяч рублей и заканчивается девятью. Подчеркиваю, столько врач получает, если он отработает положенную норму  часов в день. Поэтому большинство медиков трудятся на 1,5-2 ставки, берут ночные дежурства, совмещают разные специальности или подрабатывают в других учреждениях. В результате средняя зарплата у врача получается около 16 тысяч рублей.

- Существует ли сейчас проблема кадрового обеспечения медицинских учреждений?

- Конечно. Только по городу не хватает порядка 500 врачей. По России в целом - около 60 тысяч врачей. В перспективе картина тоже не радужная. Около  половины выпускников медицинских ВУЗов, к сожалению, не идет работать по специальности. Причин много: это и низкий престиж профессии, и невысокая  заработная плата, и планомерное ужесточение законодательства в плане ответственности медицинского персонала. А те, кто идут, вынуждены подрабатывать себе на жизнь различными способами: и законными, и полузаконными. 
  В реальности же выбор у врача невелик: либо гробить здоровье, отрабатывая  2-3 ставки, чтобы к пятидесяти годам получить инфаркт или инсульт, либо наладить какую-то систему неформальных соплатежей населения тем или иным способом. Третий вариант - уйти из профессии - не берется в расчет.

- Каких узких специалистов катастрофически не хватает?

- С каждым годом этот список расширяется. Особенно остро ощущается нехватка  анестезиологов - реаниматологов, кардиологов, терапевтов, нейрохирургов. В районах существует потребность практически во всех специалистах.

- Как пополнить этот кадровый дефицит?

- Чтобы пополнить, к примеру, ряды анестезиологов - реаниматологов, всем выпускникам медвузов, выбирающим эту сложную профессию, была введена региональная ежемесячная  надбавка к зарплате 10 тыс. руб. И в этом году около 20 таких специалистов мы подготовили. Может быть, лет через пять они станут настоящими специалистами в этой отрасли.

- Получается, кадровый вопрос вполне решаем на региональном уровне?

- Не во всем, но во многом. Если бы на областном уровне врачам выделяли жилье, больницам стало бы значительно проще привлечь нужных специалистов. Кстати, Ульяновск в этой части опережает область: недавно молодые специалисты городских медучреждений получили ключи от 60-ти квартир. Жилье, нормальная зарплата и социальные гарантии - ничего придумывать не надо, чтобы решить кадровый вопрос.

- Вот Вы говорите, здесь денег не хватает, здесь не хватает. Как Вы считаете, в каком объеме должна финансироваться отрасль?

- Я считаю, что здравоохранение должно финансироваться минимум в размере 6% от ВВП для того, чтобы поддерживать хотя бы нижнюю планку современного уровня развития медицины. Эта цифра рассчитана даже не нами, а экспертами ООН. А без необходимого базового уровня финансирования все остальное будет бесполезно: не будет выполненных  стандартов, не будет соблюдения порядков, не будет нормальной зарплаты для медиков, не будет пополнения кадров.
  Стоит обратить внимание и еще на один момент - как эффективно будут использоваться те деньги, которые выделили. К сожалению, система государственных закупок в нашей стране, мягко говоря, не совершенна. И многие эксперты прогнозируют, что где-то треть средств будет истрачена не эффективно, т.е. уйдет в карман посредникам. Сфера медицинской техники и технологий, очень замкнутая, специфичная и поэтому зачастую очень коррумпированная. Коррумпированная не на уровне конечных получателей, а на уровне посредников, выходов на конкурсы фирм-поставщиков, взаимоотношений производитель-поставщик.

- Получается, сейчас нет ни нормального финансирования, ни эффективного использования средств. Стоит ли тогда вообще проводить реформу здравоохранения?

- Конечно, стоит. Если сейчас чего-то нет, это вовсе не значит, что систему не надо реформировать и не надо вкладывать в нее деньги. Конечно, надо, по ходу исправляя все недостатки.  Сегодня необходимо и перестраивать законодательные механизмы, и улучшать финансирование.

- Второе чтение нового закона «Об основах охраны здоровья» в Государственной Думе РФ перенесли на сентябрь. Каковы его основные принципы?

- Закон "де юре" закрепляет платные медицинские услуги, которые на сегодняшний день существуют "де факто". В нем есть много уточняющих норм сугубо профессионального характера: то, что касается фиксации момента смерти, момента рождения, пересадки органов, классификации видов медицинской помощи и т.д.
  Важнейшее достижение этого закона в том, что, наконец, все учреждения переводятся на государственный уровень, т.е. будет ликвидировано разделение учреждений здравоохранения на государственные и муниципальные. Любая больница даже в самом дальнем районе будет государственной. Соответственно и обеспечение должного уровня медицинской  помощи всем гражданам независимо от места проживания также станет ответственностью и обязанностью Российской Федерации. И я считаю, что это наиболее важный и стратегически очень правильный шаг, заложенный в законе.
Хотя недоработок всякого рода очень много. Взять хотя бы стандарты. Основная концепция закона гласит, что стандарт лечения того или иного заболевания должен соблюдаться во всех больницах: начиная от областной, заканчивая участковой. Но, учитывая отсутствие соответствующего оборудования и технических возможностей, большинство больниц окажутся просто не способными уложиться в установленный стандарт и соблюсти соответствующий порядок.
  Скажу больше, не более двух-трех учреждений в области способны полноценно работать по уже существующим порядкам и стандартам. Чтобы их выполнить, нужно увеличивать содержание отрасли минимум в два  раза. Можно, конечно, пойти по-другому пути - упростить стандарты, порядки, но тогда сама идея модернизации, стремления к современному уровню здравоохранения исчезает как таковая.

- У меня складывается впечатление, что нет единого подхода в развитии системы здравоохранения…

- Согласен с вами. Нет базовой концепции, которая должна была родиться перед законом. Куда мы идем? К чему мы должны прийти? Никто никаких целей не ставит. Или боится ставить. Вместо четко запрограммированных результатов имеем несмелые  полумеры, полушаги.  По сути, в основе всех проблем здравоохранения лежит, колоссальный многолетний дефицит -  хроническое недофинансирование жизненно важной системы, которая начала понемножечку рассыпаться.
  Будем надеяться, что программа модернизации здравоохранения это первый, но решительный шаг к кардинальному изменению ситуации.

Беседовала Ирина Антонова

КПРФ, интервью, здравоохранение, Куринный

Previous post Next post
Up