В утренней дымке Жадовский Казанско-Богородицкий монастырь казался большим кораблём. Что знаем мы о жизни на борту таких кораблей, ушедших от мира в вечное плавание? О людях, выбравших в отличие от нас иной путь и несущих свой крест за толстыми монастырскими стенами? И что значит: «жить как монах» или «уйти в монастырь»? Понять это нельзя, не испытав на себе. Мы попытаемся посмотреть на жизнь духовной общины, называемой ёмким словом братия, лишь со стороны.
Чудеса спасения
История обители началась более 300 лет назад, когда у местного источника чудесным образом была явлена икона Казанской Божией Матери, которая и по сей день является главной святыней монастыря.
- Есть два примера создания монастырей, - рассказывает Игумен Никодим - насельник Жадовского Казанско-Богородицкого монастыря. - Первый, это приход подвижника, который открывает обитель. Например, Святой Сергий Радонежский создал Свято-Троицкий монастырь. Второй случай, когда является святыня. Здесь, в Жадовке, была явлена икона Казанской Божией Матери. И люди сюда стали приходить, просить её об исцелении. Потом попросили на этом месте открыть монастырь. Так и появилась вначале Жадовская пустынь.
Более 300 лет назад на месте чудесного явления иконы была выстроена часовня. А спустя всего 5 лет был основан и сам монастырь, сразу же ставший центром паломничества. В годы гонений на церковь и закрытия монастырей Жадовская Казанская икона Божией Матери была чудесным образом спасена и до срока хранилась у верных христиан. Её второе обретение снова можно считать чудом.
Не в каждом храме и даже не в каждой обители есть чудотворные святыни. Чудотворная икона Божией Матери - главная святыня Жадовского мужского монастыря, но далеко не единственная. В мощевике находится часть ризы Господней - одной из главных святынь христианства. Кроме того мощи Киево-Печерских Святых угодников; икона с мощами Андрея Блаженного Христа Ради юродивого и крест с его могилы; часть камня от гроба Господня, икона с мощами преподобного Гавриила Мелекесского и крест, который находился на его мощах; Иерусалимская икона Божией матери - благословение города Иерусалима; а также иконы, которые были спасены из разных храмов в годы гонений на Православие.
Многие православные святыни, спасённые и обретённые, хранятся в обители сегодня. Вот только нельзя считать монастырь хранилищем икон и чудотворных мощей. Да, здесь они спасаются, оберегаются, служат и помогают верующим. Но главная задача монастыря гораздо сложнее и обширнее. Одна из проблем наших монастырей - недостаток опыта монашеской жизни. А ведь монашество - это стержень Православия. Поскольку из монахов и выбираются епископы. «Какое монашество, такая будет и церковь», - коротко и ёмко ответил мне игумен Филарет - наместник Жадовского Казанско-Богородицкого монастыря
Воинство духовное
По численности Жадовский монастырь не столь велик, как подмосковные обители, Санаксарский или Свято-Дивеевский монастыри. Это неудивительно. Единственная мужская обитель в нашей области возродилась недавно. Чуть более 13-и лет назад. Братию составляют около двух десятков монахов и послушников. Ещё проживают здесь два десятка «трудников» - тех людей, которые пришли потрудиться во славу Божию, но свой дальнейший путь ещё не избрали. Это первый шаг в сложной монастырской жизни. Совсем необязательно, что человек выберет в дальнейшем путь монаха и останется здесь. Потрудившись в монастыре какое-то время, человек может без греха снова вернуться в мир. Затем снова прийти сюда, утомившись душой от мирских забот и суеты. Большинство так и поступают.
- Это отрезвляет от жизни, - рассказывают трудники обители. - Помогает на полгода, на год избавиться от суровостей жизни. В мир возвращаешься с какой-то бодростью…
Потрудившись во славу Божию в монастыре, любой трудник может попросить настоятеля принять его в братию. Человек, принявший такое решение, становится послушником: носит подрясник, живёт по уставу обители не менее 3-х лет. А может и 5. А может быть и более. Лишь после этого чувствуя в себе душевные силы на дальнейший духовный подвиг, окончательно уходит из мира и принимает первый постриг: одевает рясу и клобук, меняет имя и становится иноком. Возможно, после этого произойдёт второй постриг - мантийный. Когда бывший инок примет малую схиму. Дано это немногим. И уж совсем редкий случай, когда схимник становится старцем, сподобившись ангельского чина. Ведь даже путь от послушника до монаха проходят далеко не все.
- На войне, как на войне. Бывают и убитые и раненые. Бывает, и возвращаются люди. Не все монахи попадут в рай и не все миряне в ад, - рассказывал мне один из самых молодых послушников Жадовского монастыря - брат Максим. - Монастырь, это военная крепость. Если мирские люди, это мирные корабли, то монастырь, это крейсер. Монахи, матросы. Поэтому они подвергаются большему обстрелу тёмных нетелесных сил. Терпят духовные тяготы. Это и тоска по родственникам и различные соблазны. Всё претерпевается с молитвой. Самое главное это покаяние. Если человек это понимает и кается, ему легче. Основная задача монаха - плач о душе.
- Очень мало людей остаётся, - говорит Игумен Филарет - наместник Жадовского Казанско-Богородицкого монастыря. - Из 1000 человек остаются 1 или 2. Монах - это человек, который полностью отдаёт себя на службу Богу. Исполняет волю Божию, чтобы сотворить храм в душе. Борьба с грехом - главная задача для каждого монаха. А если из 10 монахов появится хоть 1 старец, это великая духовная победа…
Не хлебом единым…
Утро в монастыре начинается с молитвы в половине пятого - в пять утра. В течение дня братия совершает 3 богослужения, как минимум. А вот трапезы могут быть только две и одно чаепитие. Всё остальное время - послушание: помощь в трапезной, работа на монастырской ферме. Свободного времени практически не остаётся. Если и есть минута, чаще всего её используют на чтение духовной литературы.
Хозяйство хлопотное. Есть на подворье и куры, и даже крупный рогатый скот. Но только для получения молока. Мяса монахи не употребляют вообще. Основную часть продуктов производят сами на своём подворье, плюс пожертвования. В монастыре 3 постных дня в неделю и, конечно, общехристианские большие посты.
- А есть ли у братии любимые блюда? - интересуюсь у келаря Жадовского Казанско-Богородицкого монастыря послушника Александра.
- Любимые блюда- котлеты рыбные по выходным или с капустой, с морковкой. Иногда по праздникам пельмени рыбные или с капустой. Что Господь дал, тем и питаемся.
День заканчивался. Монастырь таял в дымке сумерек. После одного дня, проведённого здесь, на душе и вправду стало как-то легче, спокойнее. Совсем непросто живётся, понял я, и там - за толстыми монастырскими стенами. Так почему же люди отрекаются от мирских благ и соблазнов? Наверное, для того, чтобы из тысячи послушников принял постриг один. А затем из сотни монахов, одержав великую духовную победу, явился один старец. И чтобы мы смогли по мере нужды приехать сюда за: советом, помощью, утешением и исцелением. И получили каждый по вере своей.
Автор Владимир Коршунов
Фото Виктора Никитина