Philo-logos

Jul 03, 2010 20:32

Любопытно наблюдать за тем, как цепко ухватились производители техники за претворение в жизнь методик, уже как-то язвительно озвученных Дэном Ариэли. Эти веянья были заметны уже довольно давно в области традиционного бытового дизайна (в частности в так называемой "скандинавской" мебели) или еде (расцвет фастфуда), но лишь относительно недавно развитие технологий позволило применить этот простой, но убийственный метод захвата целевой аудитории пользователей на рынке электронных устройств. Речь идёт об идее "не дать задуматься пользователю над тем, что ему чего-то не хватает". :)

Безусловно впереди прочих на этом фронте выступает компания Apple. Объяснить успех их устройств на рынке одной только совершенной маркетинговой политикой нельзя (хотя она, безусловно, весьма изощрённа) - яблочной продукцией большинству людей действительно нравится пользоваться и не только по причине кропотливо взрощенной маркетологами легенды престижности, но и чрезвычайной негибкости базовых интерфейсов, - именно последнее, как ни странно, и является главным плюсом и золотой антилопой надкусанного яблока.

Почему так получается? Подавляющее большинство людей изначально подсознательно негативно реагируют на необходимость выбора, имеющего хотя бы какие-то последствия, т.е. ответственность (в том числе и перед самим собой). Сознанию всегда проще выбирать из нескольких слаборазличающихся альтернатив нежели из множества радикально различных. Дискомфорт от необходимости обдумывать выбор (особенно у субъектов, не склонных к анализу) может быть настолько высок, что связанная с этим процессом продукция начинает приобретать негативный ореол. Тезис "если этой функциональности нет, то она вам и не нужна" оказывается очень удобен для производителя и - в итоге - для большинства потенциальных покупателей. Например известно, что в бизнесе денежных игровых автоматов самые популярные модели имеют наиболее примитивное управление - в идеале одну единственную кнопку или рычаг - играющему нужно иметь ощущение влияния на результат, но при этом не затрачивать усилий для выбора альтернатив. То же самое происходит и с интерфейсами электронных устройств - функциональность, которую стремились максимизировать почти все производители устройств, оказалась слишком сложна для всё более и более тяжело думающей публики. При этом даже абсолютно неэффективные методы управления, но напоминающие таковые в реальном мире (например инерционный скроллинг) очень быстро прижились, а распознавание рукописного ввода (временами очень удобное, но требующее изучения тонкостей символьной мнемоники) почти вымерло. То же самое с ёмкостными тачскринами - их невозможно использовать для работы стилусом, следовательно интерфейс автоматом становится ориентированным на грубое управление пальцем. Таких примеров множество.

Всё это было бы не так грустно, если бы данные тенденции не развивались столь быстрыми темпами. Аскетизм, возведённый в ранг почти религиозной эстетики маркетинговыми стараниями, позволяет производителям затратить минимум ресурсов на разработку и производство разнообразной продукции, позиционируемой в качестве элитной и дорогой. Потакание людскому желанию затрачивать минимум усилий на размышления может в итоге кончится не слишком хорошо для нашего и без того обленившегося вида. Уже сейчас товары для conspicuous consumption составляет достаточный процент бытового технологического рынка и дальше определённо будет ещё хуже; особенно страшно представить тот момент, когда информация окончательно потеряет свою ценность на фоне её представления, как это уже случилось с большой частью современного искусства. :)

somethingabout, advertising, sociology

Previous post Next post
Up