"Неоднократные свидетельства о некомпетентности главы отдела баллистики Фабио ди Кермаллини постоянно игнорировались руководством космической программы Геринии ... особенно ярко это проявилось во время успешной экспедиции Минимус-3. Первая высадка на Минимус принесла Геринии заслуженную славу, но одновременно затмила серьёзные просчеты планирования. Три ошибки, допущенные баллистиками при разработке плана экспедиции Минимус-3 не просто не были исправлены к следующей экспедиции - к ним добавилась еще одна, которая и привела к известной всем ситуации.
...
В Геринии эта тема табуирована, а все действия и решения до сих пор описываются как верные и героические (и по большей части действительно являются таковыми). Роль баллистиков практически не упоминается, и даже глубоко работающие с темой авторы в Геринии стараются отвести внимание читателя от ошибок управления и переложить вину на какие-то другие, зачастую надуманые, факторы.
...
В некоторой степени это объяснимо, поскольку Фабио был племянником графа ди Кермаллини, "героя-спасителя" экспедиции Минимус-4 и руководителя пилотируемой программы."
- Вернер фон Керман, руководитель Центра космических исследований Андакании, Инженерные проблемы освоения космического пространства", том третий.
Полуторагодовая задержка с пусками к Минимусу весьма благотворно сказалась на кораблях для этого полёта.
Изначально мы хотели запускать экспедиции на кораблях типа Alba 311. Но авария с первым посадочным модулем дала время на доводку кораблей 400-й и 410-й серии. Чем они отличались от предшественников?
Принципиально ничем. Разница в мелочах: мы удлинили агрегатный отсек и перенесли в него полный комплект управляющей электроники, который раньше всегда находился в секции полезной нагрузки. То есть теперь передняя секция корабля могла быть "глупой" или вообще отстреливаться по необходимости.
Заодно устранили пару мелких дефектов и поставили новую систему терморегуляции - отдельный радиатор которой отлично поместился на удлинённом агрегатном отсеке вместе с дополнительными бопливными баками.
Все эти изменения делались для второй серии зондов к Ив и Дуне (серия 400), но раз уж полёты к Минимусу отложили, мы внедрили их и на пилотируемые корабли.
Первая экспедиция (корабль Alba-411, официальное название Минимус-3) стартовала в 516.302.
Запуск прошёл по плану, выход от отлётную траекторию тоже - в два приёма на разных витках, сначала с дожиганием топлива из третьей ступени ракеты, а потом - с разгонным блоком "типа 2".
Торможение у Минимуса, выравнивание орбит и стыковка прошли без проблем, хотя и заняли несколько дней: посадочный модуль и корабль с экипажем находились на высоких "медленных" орбитах Минимуса.
В 516.334 кербанавты Натазон Кермаллини (пилот) и Мелден Кермаллини (бортинженер) перешли в посадочный модуль Eclisse-102 и отстыковались от пустого корабля Alba-411.
Торможение и спуск прошли идеально, и в тот же день спускаемый аппарат опустился на твёрдую поверхность Меньших равнин Минимуса.
Возвращение прошло в целом без особых проблем, хотя посадочный модуль израсходовал почти всё имеющееся горючее. Что оказалось неприятно, учитывая что полных баков должно было хватать на две посадки. Впрочем, на этот случай был разработан отдельный план действий, который и использовали для экспедиции Минимус-4.
Почему топливо выработали почти полностью? Во-первых экипаж потратил слишком много топлива в режиме висения. Куда больше, чем должен был. По словам Натазон Кермаллини, она искала подходящее место для посадки - что программа посадки не предусматривала - замерзшая поверхность морей Минимуса считалась идеально ровной.
Во-вторых, посадочный модёль потратил часть топлива на выход на орбиту Минимуса - журналы с обновлёнными расчетами именно этого сегмента полёта были потеряны курьером при доставке в ЦУП. и тот по какой-то странной ошибке взял за основу раннюю, черновую, версию расчетов.
И в-третьих, чуть больше топлива было потрачено на сближение с кораблём Alba-411 после взлёта с Минимуса по неизвестной причине.
Стало ли это всё проблемой? Для этой экспедиции - нет.
А для следующей? По рассчётам баллистиков экспедиция Минимус-4, стартующая с дополнительным модулем-танкером, должна была дозаправить посадочник на месте. Топлива должно было хватить на всё, пусть и с минимальным резервом
Гранд-инженер по разработке спутников Геринии, Б.Кермаллини, "Космические корабли Геринии".
Экспедиция Minimus-3: корабль Alba-411 и посадочный модуль Eclisse-102 на орбите Минимуса
Экспедиция Minimus-3: посадочный модуль Eclisse-102 на поверхности Минимуса. Натазон и Мелден Кермаллини.
Первой ошибкой отдела баллистики стала недооценка сложности посадки, прекрасно известная нам к этому времени. Да, посадка на Минимус намного проще, чем на Люну: моря совершенно плоские, да и низкая гравитация прощает многие смертельные на Люне ошибки. Однако, Натазон Кермалини из-за неверных расчетов ЦУПа пришлось делать лишнюю коррекцию траектории фактически "на глаз" (что само по себе незаурядное достижение). Иначе бы модуль сел не на плоское дно Меньших равнин, а на крутой склон по-соседству.
Ровно такая же ситуация случилась и с экипажем Лисори Кермаллини.
Второй ошибкой стала слишком оптимистичная оценка расхода топлива для сближения с орбитальным кораблём.
Третьей - расходы топлива для выхода на орбиту Минимуса были занижены, причем довольно сильно. Посадочный модуль тратил топливо из своих баков просто для того, чтобы выйти в нужное место.
Все это не стало критичным дл первой экспедиции, однако исчерпало запасы топлива в баках посадочного модуля. То есть именно тот запас, который должна была использовать вторая экспедиция
- Вернер фон Керман, руководитель Центра космических исследований Андакании, "Инженерные проблемы освоения космического пространства", том третий.
This entry was originally posted at
https://snownoise.dreamwidth.org/179940.html
Now there are
comments in the original post.