Кузомень - Чапома - Кузомень
Что же, заключительная часть нашего приключения началась с того, что мы пошли на посадку на аэродром села Чаваньга - на дозаправку.
И вот мы уже на поверхности ВПП Чаваньгского аэродрома. Две канистры с бензином ждали нас в условленном месте (не под замком, без охраны - который раз поразился гостеприимству и отзывчивости жителей Терского берега). Судя по тому расстоянию, что нам нужно было пройти, мы нуждались только в одной канистре с 20 литрами бензина. Масло для превращения бензина в топливо для двигателя мы привезли с собой в сумке. На всё про всё ушло где-то минут сорок. За это время мы ещё сходили и осмотрели местный авиатерминал. Дом красивый снаружи (был сфотографирован в предыдущих репортажах), но разбитый и разграбленный внутри. Очень жаль. В само село мы не ходили - нас ждал в небе наш попутчик.
Вот он над нами круги нарезал и советовал поторопиться.
Взлетели мы нормально, хоть и со второго раза - не учли сначала, что ветер поднялся. Зато против ветра разбег получился короткий, что было достаточно актуально в условиях заброшенного и заросшего местами поля аэродрома.
Про Чаваньгу нашел такую информацию ещё: село Чаваньга находится в устье одноимённой реки, впадающей в Белое море. По археологическим данным Чаваньга была обитаемой ещё 4 000 лет тому назад (в краеведческом музее можно посмотреть на удивительный экспонат - керамический сосуд, найденный в окрестностях Чаваньги. Но документальная история Чаваньги начинается лишь в середине 17 века - рыба, вылавливаемая в окрестностях села, поступала на монастырский двор Соловков, и Чаваньга попала в приходные ведомости. Чаваньга была относительно небольшим селом - 278 жителей по переписи 1915 года, но в селе была своя церковь, построенная в 1863 году". Сейчас на месте той церкви отстроена новая, показывал уже.
Ну, село мы уже облетели до посадки, поэтому двинулись к новой цели (раз появился запас топлива).
Поля, оставшиеся от былой роскоши. Сколько их по побережью раскидано заброшенных...
Вышли прямо на реку и, как в Чапоме, стали подниматься вверх по течению.
Погода заметно улучшилась снова.
...
Так как это была уже середина дня, то действие солнца тут же проявилось: поверхность леса нагрелась быстро, тёплый воздух стал подниматься наверх. Нас стало хорошо так потряхивать. Проходя сквозь воздушные пузыри мы то взлетали резко вверх, то проваливались вниз довольно ощутимо. С таким положением вещей нам совсем не хотелось идти впритирку к поверхности земли. Так что сильно вниз спускаться не стали, а я прикрутил на камеру телевик, чтобы "быть поближе" к объекту съёмки.
...
Прибыли!
"Водопад, расположенный на реке Чаваньга, является гидрологическим природным памятником регионального уровня. На протяжении километра русло реки в результате понижения рельефа образует три уступа высотой в 2, 3 и 4,5 метра соответственно, которые состоят преимущественно из гранитных пород архейского периода. За долгие века камень под действием воды и ветра принял причудливые формы, придающие каскадному водопаду, являющемуся явлением довольно редким, особое очарование и красоту".
Река Чаваньга у водопада.
Полетели осматривать местность.
Ни разу тут не были, сколько порогов у реки и как широко они расположены - неизвестно, так что пролетели вверх по течению ещё немного.
Вот ещё один, пожалуй, самый верхний.
...
...
Чёрт, против солнца снимать не очень хорошо...
Верхняя часть каскада водопада.
...
Нижняя часть каскада водопада.
Вот и на этом водопаде побывали, покружились, осмотрели, наснимали кучу кадров. У товарища нашего беспосадочного топливо всё-таки не бесконечное, поэтому нужно было и о дороге домой подумать. Обсудив этот вопрос по связи, решили держать путь к месту взлёта в устье реки Варзуга (а ещё же и домой нужно было потом выбираться, а это около 350 км ехать по разным дорогам).
Река Чаваньга. Вдали и море уже видно.
В тех краях мы уже бывали не раз, поэтому решили "срезать" путь и лететь не по реке, а напрямик к морю - домой уже хотелось :)) А чтобы в случае чего мы смогли бы планируя дотянуть до берега, моря или дороги (чтобы не плюхаться где-нибудь в болоте или в лесу) приняли решение забраться повыше в небо, чтобы для манёвра хватило высоты. Для этого пришлось пробиваться сквозь облака.
...
Выбрались, что называется, на оперативный простор!
...
Летели в облаках довольно долго.
...
Вот уже и побережье близко.
Примерно так выглядел наш полёт с места пассажира :))
...
Как обычно в таких условиях, нас сопровождали глория и Брокенский призрак (в "лице" нас, мотопараплана и крыла над нами).
...
Ах, да: селфи, селфи - куда теперь без них :))
Вот туда ещё несколько часов назад с утра пораньше мы и полетели.
Нам пора, однако, было начинать снижение и снова пробивать облака.
Опять полюбовались на световые эффекты, прежде, чем нырнули в туман облаков.
Вот тут ещё туманная радуга присоединилась к представлению.
Белое море... Оно такое белое!
И снова мы шли на бреющем полёте вдоль береговой линии, разглядывая артефакты побережья.
...
Не доехал...
Жертва кораблекрушения.
А на море, между тем, ветер уже поднялся приличный. Что не совсем радует. Хорошо, что дул не навстречу.
Нам, правда, не так уж много и оставалось пролететь - на горизонте уже пески Кузомени маячили.
Спустились совсем к поверхности земли (тут ветер был слабее) и шли вдоль берега.
...
И всё же и тут было очень свежо...
Опять потревожили стаю птиц на берегу.
Вот чего тут в достатке, так это дров. Приезжай, пили, складывай и увози на прицепе.
А на море что делалось - натуральный шторм разыгрался!
...
К счастью, мы уже почти прилетели на место старта.
Вот наша стоянка уже была видна и товарищи, нас ожидавшие на земле.
Дельта реки Варзуга.
...
Обзорный такой снимок Усть-Варзуги, Кузомени, песков и места впадения реки Варзуги в Белое море.
Это вид в сторону, куда мы улетели утром и откуда прилетели сейчас, то есть - на восток.
А это - вид побережья на запад (это мы сделали полный оборот прямо над устьем реки).
Наш товарищ уже на земле. "Колдун" (красно-белый ветроуказатель) на машине лежал горизонтально, что говорило о том, что ветер на побережье был сильным. Как-то мы в такой ветер уже тут садились. Ощущения были ещё те. Опыт, конечно, уже был. Да и на земле находились наши партнёры, которые должны были помочь погасить крыло, чтобы после посадки нас не возило по тундре.
В связи с дозаправкой у нас топливо в баке ещё оставалось, поэтому мы договорились пролететь чуть дальше и посмотреть с высоты на Кузомень, раз уж была такая возможность.
...
Усть-Варзуга, бывшее небольшим промысловым поселением. В XVII веке принадлежало Соловецкому монастырю. Фактория, где живут рыбаки.
На море лихо задувало, а мы держали путь к селу Кузомень.
Увидели на краю пустыни лошадку необычной масти и решили с ней познакомиться. На фото видна парочка брошенных машин - они нам очень помогли в один из наших приездов сюда, когда мы, нырнув в бездонную лужу, потеряли номер от машины и повредили "телегу" - развалился болт, крепивший её части. Нам повезло, мы выкрутили с одного из "доноров" подходящий болт и наш полёт тогда состоялся (тоже писал об этом вояже).
...
Красотка! До сих пор спорим про её масть, никак к одному мнению прийти не можем.
Повернули к селу.
...
"С начала освоения этих краёв переселенцев привлекали рыбные места и леса, богатые пушным зверем. Они основали множество сезонных поселений, которые со временем превратились в постоянные. Рядом с селом было обнаружено несколько погребений XII века. А ещё в 1575 году в Сотной на Варзужскую волость Василия Агалина указывалось несколько тоней на территории, прилегающей к современной Кузомени: да по той же реке по Варзуге вверх тоня в Кузониме, тоня в Верхней Кузониме, тоня под сопками по конец Вичаного острова, тоня на нижнем конце и на верхнем конце Вичаного острова". Вероятно, это были временные поселения, функционировавшие в период промыслового сезона. В 1667 году часть варзужан переселилась на морской берег, образовав "деревню Куземино". Кузомень (карельское Kuuziniemi - буквально "еловый мыс") - теперь поморское село в Терском районе Мурманской области. Правда, в связи с нерациональным использованием леса в былые времена, "Еловым мысом" деревню назвать уже не получается. Сейчас предпринимаются усилия по высаживанию в песках хвойных пород деревьев. Видели эти посадки. Пока борьба идёт с переменным успехом, но подвижки в лучшую сторону есть.
...
Ветер хоть и боковой был, но нёс нас вдоль села со страшной скоростью. Успевал только затвором камеры щёлкать.
Село сравнительно ухоженное. Связь есть, электричество провели, дорога какая бы ни была, но есть. Туристы, опять же...
Понятное дело, встречаются и заброшенные дома...
...Но и хоромы присутствуют.
...
Православная церковь Сретения Господня (новая - ни одна старая до наших годов не дожила). Строительство современной церкви Сретения Господня было начато в селе в 2011 году. Это целиком деревянное здание, венчает которое купол с шестиконечным деревянным крестом. В июне 2012 года строительство было почти заверешено, и церковь была готова открыть свои двери прихожанам.
Это наше приключение, похоже, прошло под знаком лошади :))
...
Следы истории села...
...
Следы в пустыне. Наглядный пример, как распространяются растения (в том числе и таким способом).
Наше путешествие по воздуху подошло к концу. На посадку!
...
Полёт окончен. Приземлились не на "пять", но нормально. Парни сначала затупили малость, но потом помогли.
Осталось нам только перекусить, собрать вещи, подготовить к перевозке наши агрегаты и двинуться в обратный путь к дому. Ну, предварительно ещё походили по воде (помочили ноги в море), убедились, что вода в море действительно хоть и слабо, но солёная. Ну и я еще пару раз камеру достал перед дорогой.
...
...
Обратная дорога вдоль пустыни. Тут накануне мы пробирались уже в сумерках и было не так страшно грести по этим лужам.
...
Небольшой перекур во мхах ягеля неподалёку от Варзуги.
Дорога перед выездом на тракт Варзуга - Умба.
В Варзугу тоже заехали на полчаса: посмотреть на центр села (да я к давним знакомым забежал поздороваться).
По дороге домой. Погода испортилась совсем. Вот ведь, как попали удачно в погодное "окно" со своим вояжем!
В Кашкаранцах уже было холодно и на море метался настоящий шторм.
...
Нас тут погулять хватило на пятнадцать минут всего.
А потом нас настиг настоящий ливень и камеру я достал только у Лувеньги - так, на ходу сделать снимок в дороге.
Апатиты. Ура, мы дома!
Как обычно, трек нашего приключения. Правда, прибор уже к концу полёта сел и пришлось вручную остаток пути дорисовать.
Однако, ТТХ полёта такие:
- километраж: около 270-280 км;
- время путешествия (от первого кадра в воздухе до последнего): 6,5 часов. Ну, полчаса можно выкинуть на "прогулку" и ожидание следующего рейса в аэропорту села Чаваньга.
Такие вот дела. Да, у нас был и более продолжительный полёт по времени (почти сутки) и по расстоянию. Но там были три промежуточные посадки с отдыхом. Да и места были куда как более обжитые, и поддержка с земли была сильная. А так далеко автономно мы ещё не забирались. С новым нас рекордом, друзья!