На Соловецкие острова
Вот и неделя уже прошла, как мы вернулись домой, а восторг от совершенного нами перелёта до сих пор не утихает. А, не буду обращать внимания на хронологию, поделюсь, пожалуй, сначала этой чудной поездкой. Хотя предыдущая (и, надо сказать, тоже весьма впечатляющая и необычная) всё ещё ждёт своей очереди.
Что же, начнём с истории. На Соловецких островах я уже был, правда, добирался туда морем:
http://snowman-pro.livejournal.com/4771.html (для тех, кто хочет познакомиться с Соловками с земли).
Пилоты же (на то они и пилоты), собирались слетать туда два предыдущих лета подряд. Разрабатывали планы, строили маршруты... Один раз им обломала планы погода, испортившаяся вопреки прогнозам, когда они уже были почти на старте. Во второй раз им удалось полетать над островами (и я реально завидую их фотографиям островов, залитых закатным светом летнего солнца), но попали они туда тоже обычным путём - морем. А ведь смысл-то был именно в том, чтобы перелететь туда на аппаратах.
И вот с третьей попытки на третий год им это удалось! Ну и я поприсутствовал при этом. Однако, по порядку.
Понятно, что планы перелететь на Соловки после двух попыток у главного нашего заводилы не утихли, а наоборот усилились, поэтому он в свободное время без конца мониторил погоду и созванивался ещё с одним "маньяком" из Петрозаводска по организации поездки. И вот, как только всё сложилось, мы не мешкая отправились в дорогу (хорошо, что у меня почти всегда всё готово к таким поездкам и мне осталось только после работы отзвониться семье, нырнуть в машину и встретиться с другом-пилотом). Хотя погода по дороге за окном автомобиля настораживала иногда.
Другое дело, что это были локальные (ливневые) дождики и грозы, а не те, что могут зарядить на неделю.
На заправке у Кеми мы встретились с нашим попутчиком - пилотом из Петрозаводска. Пилоты на пару отправились осматривать площадки для взлёта, а я... ну, бездельничал (скажем так). Уже и стемнело (оказывается, четырмястами километрами южнее уже наступает настоящая ночь, хоть глаз коли), а их всё не было. Наконец, парни прикатили, и тут вылез первый неприятный момент: в одно место, откуда мы хотели взлетать, проезд был закрыт; другое - поле - было заросшее и маленькое; третье - дорога - кривая и по ней, хоть и редко, но ездили машины. Был ещё один вариант, но детально в ночи его осмотреть толком не удалось.
Короче, утро вечера мудренее - поехали спать. У въезда в Кемь оказалась очень приличная гостиница, на стоянке которой мы потом и бросили машины.
Утром (а это было всего пять часов после полуночи) поехали смотреть место. Я был в шоке (да и друг мой, похоже, тоже). Второму нашему участнику экспедиции было проще - у него нет "телеги", он летает с мотором за спиной, ну, как пресловутый Карлсон - и ему не нужно много места для разгона.
Вылез второй косяк организации: катер, который мы заказали для поддержки с моря на случай вынужденной посадки, как оказалось, находился уже на островах. Пока он дойдет до Рабочеостровска, мы должны уже будем взлететь. То есть, запас бензина мы ему передать не можем и, следовательно, накрывается "медным тазом" возможность длительных полётов над островами (а много бензина в бак не залить - нам и так бы взлететь, без лишнего груза).
С другой стороны деваться было некуда. Пилот сказал, что если с трёх попыток не взлетим, то поедем домой. В общем, разложились, экипировались, приготовились, завелись... и полетели. Практически сразу, проехав только метров пять - очень сильно помог ветер, дующий навстречу, на море (он и потом нас подгонял хорошо).
Мы поднялись и стали ждать взлёта нашего "Карлсона", вон он внизу готовится (почти посерёдке снимка). Посмотрите, с какого жуткого места мы взлетели... Наш товарищ вскорости поднялся и мы двинулись в сторону моря.
По пути , как обычно, глазели по сторонам и фиксировали интересные моменты.
Летели мы по направлению прямо на солнце и фотографировать что-либо было крайне затруднительно. Вернее, снять можно, только выглядело это всё чёрно-белым. Так что Кемь и Рабочеостровск мы пролетели практически по прямой в сторону моря, особо от курса не отклоняясь и почти ничего не фотографируя.
...
А, вот, обернувшись чуть назад, сфотографировал место рядом с пристанью Рабочеостровска, где снимали фильм "Остров".
Вот и выбрались мы на воду. Решили лететь вдоль островов на всякий случай, хотя они довольно каменистые.
Делаем полный оборот, чтобы оценить обстановку. Кемь и Рабочеостровск ещё видны. Всего до островов нам лететь 55 километров. Из них над чистой водой без островков - целых 20. Спасательные жилеты нацеплены (честно говоря, мешают крутиться в кресле и делать фото в разные стороны). Где-то внизу должен идти катер, который нас страхует на случай приводнения.
Точно, вот он прыгает по волнам как раз под нами.
Наш товарищ идёт гораздо ниже нас. Видимо, знакомится с островками, что попадаются нам по пути.
Небольшие клочки суши довольно быстро проносятся под нами. Спросил пилота: выясняется, что ветер дует точно в спину и гонит нас на острова. В итоге мы идём не с нашей обычной скоростью, а почти под 80 км/ч. Если так будет продолжаться, мы быстро доберёмся до Соловков и у нас будет достаточно топлива покружить там. А этого страсть, как хочется. Правда, один вид наводит на грустные мысли - впереди маячит густая облачность.
Это вид назад (делаем ещё один полный круг в воздухе).
Забрались повыше. Действительно ли уже с такой высоты Земля начинает показывать, что она - шар?
О, а внизу-то стайка белух плещется на волнах. Как давно хотелось их увидеть!
Тем временем ветер гонит и гонит нас к островам. Катер давно отстал, но зато острова уже близко. А там - сплошная облачность и серо-белая картинка. Конечно, чувство досады не описать словами: полетать-то мы полетаем, но так всё серо... А ведь синоптики обещали отличную погоду именно в это время. Эх... Но в любом случае здорово! Мы в воздухе, тепло, мы летим на острова, чего раньше никто не делал на таких аппаратах!
Да, чуть не забыл: там на горизонте тёмная линия - это уже Архангельская губерния, до неё от островов всего 55 км. Был бы бензин - рукой подать.
Однако, что мы видим: на Секирной горе вдруг луч солнца осветил стоящую там церковь. Ветер гонит нас на острова, так он и облака точно так гонит! Сзади-то небо абсолютно чистое. Настроение подпрыгивает до небес: мы летим как раз по кромке облаков, которые движутся с нами на восток. Всё, что нам нужно сделать, так это задержаться на месте некоторое время. Что мы и делаем, начиная петлять по мелким островам.
Вот на маячок посмотрели чуть.
Поворачиваем к Заяцким островам, погода разгулялась не на шутку. Буквально за минуты так изменилась ситуация (ещё в прошлое посещение мне про это говорили).
Остров знаменит древними лабиринтами, к которым проложены деревянные дорожки-помосты, чтобы не вытоптать растительность.
А ещё тут расположена валунная гавань и церковь Андрея Первозванного: здесь был освящен флаг Российского флота, почему и называется он Андреевским.
А вот и лабиринты. Три штуки увидел точно. Здесь - два.
На настиле каждая половица на ступеньке другого уровня выделена красным цветом, чтобы обратить внимание. Я не в другую страну улетел случайно?
А нет, нормально, всё в порядке: дома :))
...
Что же, пора брать курс на основную нашу цель. Погода - шикарная! Синоптики - молодцы, прогноз попал прямо в точку, ура!
Вот он - Соловецкий монастырь.
...
Приняли решение облететь монастырь по кругу.
Смотрим, что в монастыре идёт масштабная реставрация.
...
...
Даже окутанный строительными лесами - прекрасен.
Башни, сложенные из огромнейших камней, поразили меня ещё в первый приезд сюда.
Бухта Благодарения и яхты участников Соловецкой регаты 2016 года (мы их потом в море встретили).
Яхта "Святой Петр" построенная здесь же, на Соловках. Говорят, что это реплика яхты, на которой в 1694 году приходил на Соловки Петр I
Соловецкий монастырь. Справа внизу виден бывший сухой док.
Катер с туристами (или паломниками) - на острове их очень много было, как потом оказалось.
Ну, а мы что же? Увидев, что топлива осталось ещё порядочно, ведь долетели мы быстро, а садиться ещё не хотелось, то, как завзятые туристы мы тоже принялись осматривать местные достопримечательности, которые были не очень далеко от центра острова. Для начала полетели на северную часть.
На островах очень много дамб и каналов, больших и маленьких. Потребуется уйма времени на всё.
...
...
Пролетаем местный ботанический сад. Меньше нашего, конечно, но очень там интересно.
Прямо уголок настоящей Карелии тут на острове.
...
Приближаемся к Секирной горе - пожалуй, самой высокой точке острова.
Тут на самой её вершине расположен Свято-Вознесенский скит.
Своеобразное сочетание храма и действующего маяка на его куполе.
Отправляемся дальше посмотреть на Савватиевский скит.
Храм, солнечные батареи и картошка. Ну куда мы без неё?
Облетаем строения, осматривая их со всех сторон, и поворачиваем к морю...
Опять проходим мимо Секирной горы.
...
Сначала подумал, что там стоит какой-то маячок, но пилот сказал, что это специальная вышка наблюдения за белухами. И действительно, чуть дальше за ней мы замечаем стайку плавающих белух (их даже на фото видно). Вроде как тут у них типа "детского сада" - белухи нянчат здесь свою детвору... Как хорошо, что всё-таки не отказался взять с собой "телевик" - быстро ставлю его на камеру вместо стандартного по фокусному расстоянию объектива и мы начинаем кружить над морем.
...
Красавцы!
...
!!!
Эх, всё-таки увидели нас. Хоть мы и летели почти бесшумно на холостых оборотах, но, видимо, слишком низко опустились как раз из-за этого.
Хлопнули хвостами по воде и ушли на глубину. Ну и ладно, не стали им досаждать более.
Вон их там сколько вдоль берега. Не зря это место мысом Белужий называется.
Возвращаемся на сушу и летим к монастырю - дальние объекты уже не достать (жаль, что не побывали на других островах и не слетали на дамбы), да и устали немного (всё-таки с пяти часов утра "броуновским движением" занимаемся). Опять-таки, нужно решать вопрос о возвращении обратно на материк. Из-за того, что дополнительного топлива в бак не залить, очень проблематично будет добраться до места взлёта по воздуху, учитывая, что теперь ветер нам будет только помехой. Придётся тащиться долго, но не это главное, а то, что бензина понадобится "несколько" больше, чего у нас нет.
...
Договорились сделать ещё пару кругов над монастырём (чтобы уж наверняка пара кадров хороших была).
...
...
Пилот сказал, что сооружение очень корабль напоминает. Действительно, даже рубка есть :))
Строительные леса. Нет, над крышами мы не летали, это я "телевик" так и не снял с камеры.
Графика. Оживлённое движение в бухте Благополучия.
Основная часть обычного посёлка.
Ещё пара лабиринтов уже на основном острове. В первый свой приезд я ходил там, показалось, что это "новодел".
Ещё одно большое здание "тех" времён. Думаю, что в сети можно легко найти информацию. Я не ставлю цели в репортажах давать подробные справки или исторические сведения о местах, где мы бываем. Пока, во всяком случае. Вполне возможно, что ситуация изменится в будущем. Только тогда, уверен, создание отчёта затянется на более продолжительное время (тут с сотнями фотографий бы разобраться).
Вид на местный аэродром.
С этой стороны, по меткому замечанию пилота, монастырь вообще выглядит как авианосец на воде. Непотопляемый.
Вот мы и на грешной земле. Посадка была тоже не из приятных (за все свои полёты был только один более-менее похожий случай): солнце пекло так, что над землёй стояло марево от потоков нагретого воздуха, поднимающегося вверх. Из-за этого нас болтало и по горизонтали, и по вертикали. Пилот изо всех сил старался сесть плавно, но из-за воздушных ям всё равно мы немного попрыгали и чуть не промахнулись мимо намеченного места посадки. Но, всё прошло благополучно. Сели, сложились, собрались и завернули к зданию местного аэровокзала, чтобы зафиксировать наше достижение. Браво пилотам, на третий год мы всё-таки это сделали!
Остальное - дело техники. Попросили доставить нас в порт и стали обсуждать поездку обратно.
Набережная бухты Благополучия.
...
Крупный план.
…
На одном из столбов увидел такие знаки. Вообще без понятия, может, кто-нибудь подскажет, что это? С подковой всё ясно.
Тем временем, мы продолжали упаковываться. Обратно мы решили добираться морем на том же катере, который сопровождал нас во время перелёта. Пришлось несколько узлов и частей "пепелаца" снять, чтобы мы смогли погрузить его на катер. О, это было то ещё шоу! Аппарат достаточно тяжёлый, одно время (особенно когда ещё мы все трое стояли на корме) нам показалось, что мы просто катер утопим вместе с содержимым. А нам второй агрегат грузить ещё, снятые части с первого (включая громадные и тяжёлые колёса), свои вещи... Тем не менее, вроде всё поместилось и нам место осталось в рубке, включая капитана катера, конечно.
Всё готово к отплытию. Заключительное фото этого путешествия на островах на фоне катера с весьма символичным названием.
И ещё раз - в сторону Соловецкого монастыря.
...
До следующих встреч? Мы многого ещё не видели, да и компания, возможно, будет больше...
На море - почти штиль. Можно было бы и обратно рвануть, чуть топлива бы побольше.
От свадьбы? Поговаривают :)) что брошенные невесты превращаются в белух. Одной стало больше?
Вот и скрылись от нас Соловецкие острова за морем. Какое незабываемое приключение! Оно, кстати, продолжилось уже на пристани Рабочеостровска, куда мы пришли в отлив, и уровень причала оказался метра на два выше нас. Пришлось изрядно потрудиться, чтобы вытащить "телегу" и поднять её на причал (спасибо капитану катера за помощь). А потом было долгое поджаривание на солнце, пока пилоты ездили в Кемь за машинами, потом посиделки в местном ресторане (нужно же было и отметить такое событие, и просто основательно подкрепиться перед дорогой домой), прощание с новым для меня другом и, собственно, дорога.
Это было просто замечательное путешествие! Спасибо парням за организацию и приглашение поучаствовать!
П.С. Трек нашего перелёта, любезно предоставленный моим другом: