Так уж получилось, что на Богоявление я оказался в Пензе. И очень кстати случилось, что 16-го января в сквере рядом с восстанавливаемым Спасским кафедральным собором - дореволюционной гордостью города - пономарь и звонарь храма Аркадий Царан проводил мастер-класс по звону. Это происходило рядом с небольшим действующим храмом, на временной звоннице, состоящей из подзвонных и зазвонных колоколов, которые специально не подняли на 82 метровую достраиваемую колокольню, чтобы сопровождать службы. Поскольку я являюсь выпускником школы звонарского мастерства московского Данилова монастыря, мы легко познакомились и заканчивали мастер-класс вместе, а вечером уже втроём звонили на большой колокольне.
Поскольку по договору развеску и настройку управления колоколами должен делать завод Литэкс, то сейчас на звоннице канаты просто тянутся от языков колоколов к противоположным стенам примерно на уровне моих глаз, языки хоть и подтянуты, но чтобы дотащить язык «Воскресного» (второго по величине благовестника - 4,5 тонны) до точки боя, нужно горизонтальный трос протянуть вниз сантиметров на 60-70. Колокола немаленькие, но троим такая задача вполне под силу - по одному человеку на «Воскресный» и «Полиелейный», и третий (главный) вызванивает мелодию на «Постовом» и «Будничном», при этом он стоит на возвышении так, что тросы проходят на уровне его талии. Впрочем, хоть мне на первый раз достался благовестник полегче, с непривычки звон дался непросто - без растяжек, педалей и блоков надо активно подключать вес тела, фактически повисая на тросе.
(Кликайте на картинки, чтобы увеличить их и увидеть в лучшем качестве !)
А вот на Богоявление нас осталось двое, и я опрометчиво захотел поработать за двоих. «А сумеешь при этом «Воскресный» раскачать?» - засомневался Аркадий. В общем, задал я половинками ритм, Аркадий вступил, а потом я совершил роковую ошибку - вместо того, чтобы чередовать половинные ноты «Воскресного» и «Полиелейного», вставил «Воскресный» МЕЖДУ двумя «Полиелейными» - то есть перешёл на четверти. Я сразу понял, что и с половинками управиться непросто - даже с «Полиелейным» одной рукой не сладить, а на ходу переключиться на «Воскресный» и рывком добросить его язык до "юбки" колокола можно лишь резко повиснув своими 80 килограммами на тросе. Итак, звоню - примерно 50-60 ударов в минуту. Продержавшись минуты полторы-две и начав «не успевать», я переключился на более экономный режим - 4 удара + 4 удара, то есть, меньше переключений. Затем на «Воскресном» пришлось отключить руки и подключить тело и ноги «на полную» - я повисал на прямых руках и приседал. Очередной хитростью я попробовал затащить канат подмышку - но через несколько ударов стало больно. В таком режиме чередований я, стиснув зубы, и дотянул до конца. Дышал я как загнанная лошадь, Аркадию тоже пришлось несладко и конечно он сказал это - «Куда ты так погнал!». Но попросил не уходить, чтобы позвонить в конце службы.
Честно говоря, я половину службы пытался представить - как же я выдержу второй звон! Но, к счастью, звонили мы внизу, что разумно и красиво - люди расходятся, и прямо у выхода из храма для них звонят колокола.
Договорились наутро звонить после службы на колокольне - достойно завершить праздник с «Праздничным», к тому же пошла процессия кропить святой водой весьма внушительную стройку. Теперь я начинал самым большим колоколом - в один край через раз, Аркадий неспешно названивал на трёх колоколах, а затем мы переключились на вчерашнюю схему, но сначала наметили неспешный ритм голосом и жестами - «Трата-та-та…». Памятуя о вчерашних проблемах, я сразу экономно повисаю на «Воскресном», но слышу - что-то не клеится, начинаю подстраиваться, и фактически мы снова возвращаемся к слегка замедленному вчерашнему темпу. Опыта у меня уже больше, но выясняется, что тело очень хорошо «помнит» вчерашний день. Ноги при приседаниях болят, да и всё остальное. Тем не менее сбоев практически не было и звон, ура, кажется удаётся!
А теперь скажите - сколько раз вы без напряжения можете присесть и подсчитайте сколько приседаний приходится совершить звонящему в «Воскресный» за 5-7 минут звона! Вот такой опыт!
На следующей фотографии - три «моих» благовестника, к которым на следующие выходные я пришёл уже как к родным и звоны получились куда как слаженней
Тем, кто плохо представляет себе работу звонаря, не следует разочаровываться, потому что я рассказал как приходится звонить, когда звонница ещё не настроена, а звонить нужно. Однако после грамотной настройки звонницы один звонарь может и должен управляться без особого труда всеми колоколами (а их тут будет висеть тринадцать), разве что, за исключением двух самых больших.
Выводы:
- не дожидаться «дядю», самостоятельно принимать меры по облегчению звона «подручными» средствами;
- до начала звона намечать план, ритм, темп;
- в звоне должен быть ведущий, остальные подстраиваются под него, если двое подстраиваются друг под друга, это может дать неожиданный и неприятный результат, особенно если речь идёт о тяжеловесах;
- ну и, наконец, лишние килограмм 30 и дополнительная спортивная подготовка мне в этой ситуации не помешали бы
А вот и видео, снятое через неделю после Крещения!
В ту ночь как раз случилось полнолуние.
Click to view
Чтобы не перегружать эту статью фотографиями, я опубликовал в другом журнале
сообщение с панорамами Пензы, снятыми с колокольни.
Благодарю за помощь и поддержку звонаря собора, Аркадия Царана.
Фотографии сняты в январе 2016 г.
Дополнительная информация
- "Для звонницы Спасского собора на московском заводе "Литэкс" отлит подбор из колоколов, в числе которых благовестники весом 8200 кг, 4500 кг, 2000 кг, 1280 кг и 700 кг. Самый большой восьмитонный колокол украшен четырьмя изображениями: Спаса Нерукотворного, Казанской иконы Божией Матери, святителя Иннокентия и святого Иоанна Оленевского - покровителя пензенского края." ("Сибирская звонница" Выпуск №23 (12/2011))
- Другие мои "колокольные" публикации.
- Спасский кафедральный собор г.Пензы в Сети и статья о мастер-классе.
- Мастер Аркадий Царан.
Дореволюционные фото собора и колокольни.