Расиме Каримовой вручили орден

May 08, 2014 15:08

Про Расиму Сагитовну Каримову, первого диктора башкирского телевидения, я писала дважды, когда работала в "АиФ-Башкортостан" (лет шесть назад). Первая небольшая статья называлась "Звезды не гаснут" (там я рассказывала не только про нее, но и про певицу Фариду Кудашеву и мотогонщика Бориса Самородова). А еще было интервью "Королева прямого эфира".
В День радио, 7 мая, Расиме Каримовой вручили орден "За заслуги перед Республикой Башкортостан".

Голос Расимы Каримовой возвращает нас в детство. Когда слышишь знакомые певучие интонации, кажется, что доносится привычная речь из радиоточки, и сейчас диктор скажет: "При температуре минус тридцать градусов учащиеся первых-третьих классов могут не посещать занятия" :)

Расима Каримова обаятельная и совсем не звездная. Когда я пришла к ней брать интервью, она пригласила меня за стол и принялась угощать чаем с тортиком, не слушая моих смущенных возражений.

Сегодня побродила немного по интернету и нашла-таки то интервью. Жаль, фото в сети не сохранилось. А материал - вот он. Расима Сагитовна рассказывает о забавных случаях на съемках, навязчивых поклонниках, первомайских демонстрациях и "Шурочке, которая всегда выручала" :))

Королева прямого эфира
Расима Каримова, легендарный диктор нашей республики, рассказывает о жизни, посвященной телевидению.

«Нельзя так румяниться!»
- Расима Сагитовна, как вышло, что телеэфир стал вашей судьбой?
- Все решил случай. В марте 1959 года, когда я училась в БГУ, меня вызвали в профком. Там и сообщили: «В республике появилось телевидение,требуется диктор, владеющий русским и башкирским языком. Вы должны принять участие в конкурсе». Но я недавно приехала из деревни и была невероятно стеснительной. Тогда подружка Рита воскликнула: «Как ты можешь сомневаться?» Она взяла меня за руку, отвела к Телецентру и втолкнула внутрь.
Я вошла в студию, которая показалась мне очень большой. Стояла жара, были включены все лампы. Конкурс был в самом разгаре.Члены комиссии заставляли читать тексты, просили пройтись, разглядывали с головы до ног… Я так раскраснелась от смущения, что Гали Харисович Гумеров, первый директор башкирского телевидения, сделал замечание: «Нельзя так сильно румяниться!»
- Почему же из всех конкурсанток выбрали именно вас?
- Думаю, потому, что я свободно владела русским, башкирским,татарским языком, а трехъязычные дикторы очень ценились. А еще сыграла роль национальная башкирская внешность. Так началась новая жизнь. Сначала было трудно, ведь телевидение только зарождалось, никто не знал, как надо правильно работать. Опыт пришел со временем.

Поклонники не давали проходу
- Какие передачи вы любили вести больше всего?
- Программы про людей искусства:художников, поэтов, артистов… Частенько подбегали редакторы: «Расима,выручайте! Герой хочет выйти в эфир только с вами!» Приходилось вести 3-4 передачи за вечер - и все за одну зарплату. Когда через 15 лет работы мне дали высшую категорию, я стала получать 130 рублей.
Вот что я не любила вести, так это демонстрации. Каждый раз 1 мая и 7 ноября мы спешили на площадь и пробирались через ограждения к специальным мониторам. Нужно было прочитать текст в прямом эфире так,чтобы с ним совпадала картинка на экране, и при этом не ошибиться. Тяжкий труд! А на другой день демонстрации показывали в сокращенном виде, и мы начитывали текст заново…
- Новогодние огоньки тоже прибавляли хлопот?
- В первые 13 лет, пока не появилась видеозапись, было сложно. Представьте: надо пройтись по всем площадкам студии, пообщаться с героями, представить артистов, которые тоже пели вживую… Сейчас думаю: как я это выдержала? К двум часам ночи нас развозили по домам, я будила мужа, и мы встречали Новый год по московскому времени.
- Как же к такому напряженному графику относилась ваша семья?
- Первый муж настаивал, чтобы я ушла с телевидения - он хотел, чтобы я, как и он, занялась преподавательской деятельностью. Когда я сказала,что дорожу работой и не собираюсь ее менять, вынуждена была подать на развод.
Несколько лет назад не стало моего второго мужа - он к моим эфирам относился с пониманием. Правда, ему не нравилось, когда какой-нибудь подвыпивший незнакомец кричал мне на всю улицу: «Расима,здравствуй!» Тому-то человеку лестно, что он якобы накоротке с телеведущей, а мой муж сердился: «Ну и приятели у тебя!» Приходилось доказывать, что эти люди мне совершенно незнакомы.


- Бывало ли, что поклонники не давали проходу?
- Да, в прямом смысле! Останавливали на улице, не верили, что я, как и все остальные, заглядываю в магазины… Стояли у окон, поджидали у Телецентра… Как-то вечером я ехала в автобусе, и мужчина рядом со мной завел разговор: «А где вы живете? Я люблю провожать знаменитых людей». Так и доехал до моей остановки. Я в подъезд, он за мной. Тогда я просто вытолкнула его из лифта - такое бешенство на меня накатило!
А однажды вечером мне позвонили в дверь, и я увидела на пороге двух мужчин. «Мы, говорят, приехали из района, чтобы с вами чаю попить.Жены тоже хотели зайти, да постеснялись». Я поразилась их наивности!«В таком случае, говорю, вы напрасно жен отправили. Из уважения к ним я бы пригласила вас за стол, но пить чай с незнакомыми мужчинами не могу- уж извините!»

Слово - не воробей
- Расима Сагитовна, случались ли какие-то забавные случаи на съемках?
- Их было немного. Самый знаменитый курьез произошел с народным артистом РСФСР Магафуром Хисматуллиным, который был одним из лучших исполнителей арии Салавата Юлаева. Он пел в студии под фонограмму, и тут раздался страшный хлопок.Это лопнула одна из ламп, но звук был- как взрыв. И вот я вижу, как артист стоит в кадре ни жив ни мертв, с обезумевшими глазами - и молчит, а ария-то продолжается! Тут наши сотрудники сориентировались, поставили заставку и принялись уговаривать Хисматуллина выступать дальше - а он отказывается.Едва упросили его снова выйти в эфир.
И навсегда я запомнила, как, объявляя художественный фильм «Дон Сезар де Базан», я выговорила «Дон Сезар де Базар»… Казнила я себя долго, хотя начальство даже не указало на промах. Бывало, чуть ошибешься- сразу звонят из обкома. Если случались политические ошибки, дикторов увольняли. У нас даже пословица ходила: «Слово - не воробей, не поймаешь - вылетишь!».
- Доводилось ли вам общаться со знаменитыми московскими ведущими?
- Однажды мы поехали в Москву на центральное телевидение. Я думала, Валентина Леонтьева будет задавать мне вопросы, однако она не проронила ни звука - но как меня разглядывала, глаз не сводила! …Меня очень огорчает то, как жестоко обошелся с Валентиной Леонтьевой сын. Кстати, моя старшая дочь, как и сын Леонтьевой, тоже редко видела маму - я очень много работала.
- Вы всегда были эталоном привлекательности. Кто помогал вам выбирать костюм, делать прическу?
- Сначала мы покупали костюмы сами, но в эпоху тотального дефицита это было очень сложно. Для разнообразия я добавляла к наряду то воротничок, то шарфик… А когда я съездила в Москву и выяснила, что одежду ведущим предоставляет ГУМ, сразу же обратилась к начальству. Тогда нас прикрепили к Дому моды.
А с прической помогала мастер по имени Шурочка - настоящий профессионал. Бывало, прибежишь к ней за десять минут до эфира: «Шурочка, выручай!» Она сердилась, ворчала, но потом за считанные мгновения приводила голову в порядок.
- Когда вы решили уйти с телевидения?
- Тогда мне исполнилось 50 лет. Я проработала 30 лет в эфире, а потом еще полтора десятилетия - русским диктором на радио. Может быть, там я проработала бы и дольше, но решила подготовить к школе старшего внука, Никиту. А сейчас я занимаюсь младшим, второклассником Богданом.
Когда я ушла с телевидения, люди долго останавливали на улицах и спрашивали, почему меня нет на экране. Но я считаю, что все нужно делать вовремя. Пора дать дорогу молодым.

Светлана Беллендир, "Аиф"-Башкортостан", №16 (695), 16 апреля 2008 г.

моя работа, ветеран, журналистика, встречи на перекрестках, открываю новые миры

Previous post Next post
Up