Накануне последнего дня в Риге вечером мы шли по одной из улочек старого города и обсужали, какие открытки отослать нашим товарищам из группы, где мы учим испанский - мы из всех поездок шлем друг другу открытки, поэтому к открыточному вопросу подходим серьезно, закупая необходимые запасы в разных пунктах маршрута. В этот момент мы оказались перед застекленным фасадом какого-то дома, а внутри стояли столы, пресс для печати и стойка с открытками. Макс решил зайти и спросить, не продают ли они открытки, а я застеснялась и осталась стоять снаружи. Через пару минут Макс позвал меня внутрь. Оказалось, что это художественная студия, которая занимается линогравюрой и другими видами печати. Купить открытки нельзя, а вот придти на мастер-класс и сделать свои - запросто. На следующий день часа в 3 у нас был самолет, но мы записались на утро. Все удовольствие стоило, кажется, 12 евро с носа.
Сайт студии С утра мы пришли в студию, нас встретила одна из работающих та художниц. Вместе с нами на мастер-классе была средних лет женщина из Германии. Наша "учительница" довольно неплохо говорила на русском и английском, а на немецком - нет. Женщина же, наоборот, английский знала не очень, поэтому Макс периодически переводил с немецкого на русский и обратно.
Нам дали листок обычной бумаги, сложенный по размеру будущего изображения и простой карандаш. А еще фартук и перчатки :) Зимой они дают еще и нарукавники, чтобы не испачкать одежду.
Сначала надо было нарисовать эскиз, потом перевести его на картонку того же размера через копирку, продавить на картонке линии рисунка специальной иглой (иглы были разных форм). После этого из картонки получался шаблон для отпечатка. На большом типографском камне были намазаны разные краски, которые можно было набирать на резиновые ролики. Если хотелось набрать отличающийся по цвету или более светлый оттенок, ролик можно было легко очистить бумажным полотенцем. Краски раскатывались по шаблону, их можно было класть по форме рисунка, наслаивать друг на друга, варьировать интенсивность цвета. Цвета мы выбирали сами, но если возникали сомнения, художница подсказывала, какой еще цвет лучше использовать или как подчеркнуть рисунок. Немка рисовала мотив из силуэтов рыб, Макс - открытку из Риги, а я - что-то непонятное с яблонями и человеческой фигурой. Можно было сделать три отпечатка (а при желании и больше). Немка потом сделала дополнительный отпечаток своих рыб на большом листе, кажется, что-то за 5 евро. По цветам надо идти от светлого к темному, но в принципе картонку можно вытереть и опять начинать с любого цвета. Отпечаток прокатывается под прессом, шаблон аккуратно отделяется от листа - и вот открытка готова.
Максова открытка. Слово "Рига" написано наоборот, чтобы на отпечатке читаться в правильную сторону.
После окончания работы каждый отпечаток нужно подписать, а на обратной стороне ставится печать студии:
На стенах висят работы преподавателей студии и детей из кружка, который работает во время учебного года - в основном линогравюры. Некоторые детские работы очень интересные по цвету и композиции, про взрослые я вообще молчу - одно крыло, которое на первом фото виднеется на дальней стене, чего стоит.
Если приходишь к ним не первый раз, можно попросить показать какую-нибудь другую технику. А та, которую объясняли нам, называется "высокая печать", потому что в цвете отпечатывается высокая часть шаблона, а продавленные линии остаются белыми.