Удочка на коврик (Schoeneoplectus lacustris)

Dec 18, 2015 23:18



Камышом в народе зовут чуть ли не все, что растет по берегу и ростом выше полуметра. Но я знал, что это не так - и оттого не догадывался, что это тоже камыш.
Но таки камыш, хотя не Scirpus, о котором я знал, что это он, и который попадался мне больше на юге, а Schoeneoplectus lacustris. По-русски это камыш озерный, что и не по-русски, потому как перевод старого линнеева Scirpus lacustris, и неправда, ведь я его встретил 17 августа 2002 года не на озере, а на Оке, которая река, a Schoeneoplectus - не камыш в узком смысле слова.
Рос он там на всем берегу одной купой, что вызывает вопрос: он по-английски club-rush потому, что кучей, частоколом стеблей, или потому, что частокол этот из палок? Действительно, торчат полутораметровой длины голые зеленые прутья, и все. Розги какие-то!
А ведь розга с ними одного корня! Корень этот праиндоевропейский *rezg- “плести, вить, вязать”, и даже у непортого россиянина он вызывает некоторый зуд в филейных частях, хотя изначально розга - это всего лишь “ветка”. Увы, мы знаем, для чего по большей части используются ветки, и ивовые прутья, который мой дед собирал для плетения корзин, то есть для самого что ни на есть "коренного" розгоделия, в детстве вызывали во мне некоторый трепет. A у германцев *rezg- превратился в *rusk-, на британской почве ставший сначала risc, потом resc, и теперь уже rush. Пороли же там (и там, да!) при посредстве rods.
То же слово обозначает удилище; в раннем детстве, когда бамбуковые удилища были редкостью (их же надо было покупать!) и все мы ходили с нарубленными в кустах палками, я прочел в старой книжке про камышевые удилища и никак не мог понять, как хрупкий наш камыш можно использовать в таком качестве. Только на вид похоже. И Schoeneoplectus lacustris тоже похож на готовую к дальнему заборосу удочку, на кончике которой висит блесна или еще какая наживка:


Но это всего-навсего соцветия камыша, как всегда у злаков, невзрачные. Говорят, при случае, если растение погружено в воду, оно дает и настоящие длинные листья, но на суше ограничивается чешуйками. И торчат эти удочки, ловят ветер; он разнесет пыльцу, и схеноплектуса на земле, глядишь, станет больше.
А нужен ли он? Почему нет? Из этих стеблей при желании можно сплести вполне себе профессиональный ковник в этностиле - такие до сих пор именно из этого “камыша” делают в некоторых местах Индии. И не только коврики, но и женские сумочки, шляпы и прочую плетенку. У нас этим никто не занимается - и ладно, но пусть и заросли остаются. На черный день.

schoeneoplectus lacustris, лингвистика, камыш озерный, природа, этимология, растения, фотоархив

Previous post Next post
Up