Про рассказывание историй

Sep 18, 2011 14:56

Пыталась понять, что мешает мне чаще рассказывать истории Агате, и в процессе каких-нибудь наших совместных дел, и в особое, только для них, время. Придумывать истории мне нравится, я могу это делать спонтанно, без длительной подготовки, сам процесс рассказывания мне нравится тоже.
Главное для меня - это суметь настроиться или скорее, перестроиться, чтобы на агашины "как?" и "почему?" ответить не привычным рациональным объяснением, которое не требует никаких усилий, а сказкой, историей, притчей, для которых обычно нужно спокойное, несуетное состояние или какой-то образ, воспоминание извне. 
Летом на Севере под Агашиным окном росла яблоня, и Агата частенько порывалась сорвать неспелое, кислое еще яблоко, хотя, попробовав такое же в первый после приезда день, поняла, что невкусно, и бросила. А мне очень вовремя вспомнилась книжка из моего детства про эстонскую девочку Пилле-Рийн, которая тоже приезжала летом в деревню и показывала своей кукле ночью, как растут яблоки. Она рассказывала, увидев сидящего на яблоке жучка, что в сказочной стране у каждого яблока есть свой жук, который надувает яблоко через хвостик, и так оно потихоньку растет и краснеет. Агата, услышав эту историю, потом поделилась ею с Таей и не разрешала сестрице подползать близко к яблоне и пугать жуков.
А еще одна причина, препятствующая рассказыванию историй - опасение, что история будет не слишком хороша, талантлива, литературна и т.п. Что получится доморощенной и не дотягивающей до уровня хорошей книги, и стоит ли тогда ее рассказывать? Это препятствие в последнее время мне помогают обходить воспоминания многих хороших людей о том, какие истории в детстве им рассказывали родители. Или вот, например, книга, изданная несколько лет назад  НЛО, "Девочка с голубыми глазками. Марочкин сон" Григоровича-Барского. Эта история была придумана полковником царской армии для своей внучки, в 1921-м году, в Черногории, куда семья Григоровичей-Барских смогла эмигрировать. И ведь не казалось этому человеку, только что прошедшему через гражданскую войну, ненужной забавой или пустым занятием создание этой рукописной истории и поиск человека, который сможет проиллюстрировать приключения вымышленной девочки. Да, сейчас книга может показаться слишком незатейливой - просто один день из жизни маленькой девочки, среди жуков, пчел, кузнечиков и прочих букашек, но Агате описание всех этих ее повседневных дел очень нравится, а акварельные рисунки с реалистичными, а не очеловеченными насекомыми очень нравятся мне.   
И еще одной цитатой очень хочется поделиться. Она из мемуаров Иоанны Ольчак-Роникер "В саду памяти", изданных все тем же НЛО. "Жила была на свете маленькая девочка Анулька. Когда она родилась, на небе светило яркое и очень веселое солнце. Над ее колыбелькой склонилась незримая и добрая волшебница, которая шепнула свои чудесные заклинания. Иначе не понять, почему Анульке так хорошо живется на свете, почему она всегда смеется и часто, скача на одной ножке, напевает: "Какая у меня счастливая судьба, счастливая судьба!" Однажды мама девчушки подслушала эту песенку и задумалась над "счастливой судьбой" Анульки. Она стала вспоминать разные минуты ее жизни и, чтобы их не забыть, занесла в свой дневник. Так возникла эта книжечка о счастливой судьбе и прекрасных днях детства маленькой Анульки". -- "Анулька или Восемь лет из жизни девочки" - повесть о маленькой Ханне, иллюстрированная ее детскими рисунками. Используя сохранившиеся записи, моя бабка, в соответствии с существовавшей тогда модой, во всех подробностях описала развитие ребенка с первых дней ее жизни. Поведение, интересы, игры, первые слова, вопросы и разговоры. Возникла очень частная и совершенно личная книга. Не знаю, много ли было у нее читателей. Для меня она - неоценимый источник сведений о детстве моей матери".
Оказывается, истории своим детям или о своих детях можно рассказывать и записывать не только для них самих, но и для их будущих детей, чтобы они потом могли лучше узнать и понять своих родителей.

меамуры, Агата

Previous post Next post
Up