«Таманская лоза»: послевкусие.

Aug 13, 2009 11:25

На этот раз «Послевкусие» получилось пространным, немного скучным, но, как мне представляется, очень важным для понимания процессов, происходящих в российском виноделии.
Виноделие и виноторговля в России живут в очень непростой внешней среде, среде скорее враждебной, нежели дружественной. С завидным постоянством отрасль «регулируют», то и дело меняя «правила игры» - а делать это проще простого: отрасль до сих пор не имеет четкой законодательной базы. Честно говоря, диву даешься: как умудряются выживать добросовестные производители, в прямом смысле слова окруженные производителями вовсе не добросовестными, да еще при условии тотальной коррумпированности всего и вся. О чем говорить: до сих пор нет такой специальности: ВИНОДЕЛ. Есть технолог бродильного производства. Как следствие - и в этом я убежден, - рынок заполонен не вином, но продукцией бродильных, а иногда и вовсе «мешальных» цехов. Продукцией недорогой, в целом почти безопасной для здоровья… Если не считать отдаленных последствий.



Казалось бы, поставь заслон пакетам, коробкам и бутылкам с НЕЧТО, но - нет закона. Зато есть непрофессиональная журналистика и странные профессионалы, через слово козыряющие термином «порошковое вино». (Хотите правду? Так вот, современная наука без труда позволит сделать жидкость, которую ни один профи не отличит от настоящего вина, коньяка. И единственной возможностью узнать, что он пил, может оказаться либо больничная койка, либо конечный пункт земного пути любого человека…).
Ну, да хватит о грустном. Вернусь к «Лозе».
Праздник такого масштаба всегда знаменуется присутствием на нем всех, кому дорого понятие «Вино». Не был исключением и праздник этого года: на нем были руководители и краевого, и районного масштабов, а также известные представители виноградарской и винодельческой науки и практики. Без ложной скромности скажу: счел за честь сидеть за одним столом со многими. И не просто сидеть, но обмениваться мнениями. И вот что я узнал.



Прежде всего, был несказанно рад услышать, что в самом ближайшем будущем появится специальность «Виноградарство и виноделие». И будут у нас виноделы, способные, как и их «забугорные» коллеги, не «брать, что дают», а принимать самое деятельное участие в выращивании ягоды, из которой они будут делать вино. (Не удивляйтесь: технологам бродильного производства виноградарская наука не нужна; разве не так?).
Был огорчен узнать, что до сих пор над умами руководителей довлеет идея зонтичного брендирования, выраженная слоганом «Вина Кубани - гордость России». Не хочу перечислять тех производителей, продукцией которых я бы поостерегся гордиться, но их немало, а объемы производства у них… России хватит…
Вот, кстати, вопрос: а нужен ли Кубани зонтичный бренд? Убежден: нужен. Но сначала надо навести порядок «в танковых войсках». Ибо практика показывает: какими бы благими пожеланиями не была вымощена дорога к всеобщему счастью, в условиях тотальной коррумпированности нашего общества одними из первых обладателей зонтичного бренда станут как раз те, кто его вовсе недостоин; денег у них на это хватит. И тут у меня возникает вопрос: хорошо, на федеральном уровне Закон о вине совсем «забуксовал». А что мешает юристам Краснодарского края ввести местные нормы на ПРОИЗВОДСТВО (простите, конечно же, СОЗДАНИЕ) Вина? Пусть будет хоть что-то, чем не будет ничего!





Это - первый момент. Но далеко не последний. Само по себе словосочетание «Вина Кубани» более чем достойно. Однако… Что отражает это словосочетание? Терруары знаменитого своими десертными винами Геленджика? А, может быть, пыльные тона Мысхако? Или утреннюю свежесть Абрау? Или продуваемую ветрами почти плоскую равнину западной части Тамани? А я перечислил далеко не все!
Допустим, можно понять «выпрыгивающую из штанов» в попытке вернуть утраченные позиции Францию с ее брендом «французское вино», но России в целом и Кубани в частности пока нет никакого смысла никуда выпрыгивать… Не лучше ли сначала разобраться с терруарами, с наименованиями, контролируемыми по происхождению, а уж потом «накрыть» все это «зонтиком»?
Понимаю задумку авторов бренда: некий «знак качества» (был такой в бывшем СССР), который будет привлекать внимание потребителей на полках (а как же: «золотая полка», бренды, то да се… маркетологи не дремлют!). Но напоминаю: вино относится к категории товаров, при выборе которых потребители руководствуются совсем не теми побудительными мотивами, чем при выборе многого другого. Причина - на поверхности: уж больно широк ассортимент и уж больно хочется порадовать себя, любимого. Далеко не всегда определяющим фактором является цена или «фенечка» в виде некоего знака отличия. Как правило, более половины покупателей вспоминают друзей и знакомых…
Кстати, о ценах. На этот раз поездка принесла мне как искренние огорчения, так и не менее искреннее удивление. Посмотрите на фотографии: как вам цены? А в заводских магазинах все это стоит еще дешевле! Заявляю со всей ответственностью: скупил бы все. Ну, почти все.





Но был пример и другого рода: планы продавать вино по ценам более 1000 руб. за бутылку с завода. В расчете на небольшие объемы партий. Купят ли его? Не знаю. Не уверен.
Пожалуй, пора завершить тему брендов и брендирования, ставшую главной в этом «Послевкусии»: вопрос это не простой. Как, впрочем, и вопрос ценообразования. Лучше вспомню еще раз прекрасно ухоженные виноградники, которых с каждым годом становится все больше и больше. Вспомню людей, болеющих за свое дело: их на Кубани превеликое множество! И хотя я мог бы найти еще немало поводов поворчать, лучше пожелаю всей Кубани следующую, юбилейную, «Лозу» встретить без очередных кампаний по выкорчевыванию, с новыми достойными производителями и с множеством новых гостей.
Вот, собственно говоря, и все, что я хотел рассказать.
Спасибо всем, кто помогал мне в этой поездке. Спасибо моим друзьям Владимиру Цапелику и Денису Руденко. И спасибо гостеприимной «Фанагории» и уютному «Штурвалу», исправно поддерживавшему мой организм в полной боевой форме.

tamagn09-r, r0908, tamanskaya loza, r09, r0908-01, r

Up