В то праздное хмурое утро я спешил на работу. Очень торопился, почти бежал вверх по улице, чтоб заодно заскочить в магазин. После работы я не успевал скупиться. На моих плечах телепались лямки рюкзака, того самого, что я обычно беру в поездки. Расстёгнутая куртка развевалась на ветру, тем не менее мне было жарко. Бутылку воды и что-то поесть я взял; успеть бы теперь после работы на поезд. Какой-то чудак на букву «м» сдвинул отправление на более раннее время, и теперь мне просто наизнанку надо вывернуться, чтоб на него не опоздать!
Это был мой последний рабочий день в 2019 году. Чтоб удлинить себе выходные, я взял на пятницу отгул. Впереди долгожданные новогодние праздники, но у меня почему-то не получалось расслабиться. Было как-то неспокойно. Очень многое требовалось учесть, не забыть, успеть. В этом суматошном темпе я дошёл до офиса и не заметил, как вспотел. Мокрая футболка прям прилипла к спине.
Ехать или не ехать в поездку - вопрос, которым я даже не задавался. Это было решено, наверное, ещё за месяц до выезда. Только для виду я колебался, чтоб казаться правильным и ответственным человеком. Надо было придумать, как поменьше разочаровать своим отъездом родных. Если вообще поговорка «и волки сыты, и овцы целы» в этом случае применима. Идея ехать куда-то зимой, на новый год, с их точки зрения - абсурд. «Насколько ж ты бессовестный! До чего ж ты негостеприимный!» - пришлось мне выслушать не единожды с оглядкой на то, что на рождественские каникулы к нам приезжали гости. Что лучше - оправдать ожидания родных или воплотить в жизнь собственные желания? Встречать новый год в кругу семьи или с друзьями? Жаль, я не умею раздваиваться, ведь мне казалось правильным первое, а хотел я второго. Жертвовать своими интересами на благо других - святое дело, и в жизни часто приходится это делать, и я непременно чем-нибудь да пожертвую, только в другой раз! Благими намерениями вымощена дорога... сами знаете куда.
Я даже не считал, что поступал эгоистично. Ведь это не эгоизм - осуществлять свои желания. Заставлять других делать то, что хочется мне, пренебрегать чужими интересами - вот эталон эгоизма. Если во всём потакать родным, быть «примерным» семьянином, то это значит выбросить рюкзак на помойку, а вместе с ним и собственное самолюбие, чувство собственной значимости. У меня вовсе нет цели быть для кого-то удобным. Всё это я понимал, только неприятный осадок на душе почему-то остался. И какой-то противный комок в горле.
Сидя за офисным столом, я ещё раз просматривал карту Кишинёва. Почти все названия на румынском, разобраться бы что к чему! Посетить ещё одну европейскую столицу - это одна из двух главных целей поездки. Всё шло как-то внапряг, сложнее, чем мне представлялось. Даже погоду сулили какую-то мрачную.
На вокзале я встретился с Алексеем. Мы уже не раз с ним ездили в поездки, но отправлялись в поездку вдвоём - впервые. Замечательный повод узнать друг друга получше, ведь впереди не меньше трёх дней совместного пути. А пока что мы ехали в разных вагонах.
Когда я занял своё место, за окном уже было темно. На меня накатила какая-то усталость, хотя я ничего тяжёлого в тот день не делал. Не хотелось ни с кем общаться. Я словно застыл в одном положении, облокотившись на свёрнутый матрас. Кому-то писал в Viber, кому-то в Telegram, не щадя батарею смартфона. Даже про VK не забывал. Попутно договаривался за хостел, общался с участницами поездки, которые ещё колебались, ехать или нет. Только своей решимостью я мог убедить их, что наша задумка пройдёт хорошо, хотя я сам не до конца был в этом уверен.
Поезд Харьков - Львов ненасытно поглощал расстояние. Кое-кто из пассажиров болтал с ярко выраженным западноукраинским акцентом. Но для меня всё было как в тумане. Мрачное равнодушие ко всему происходящему накрывало меня, будто волна. Даже голоса соседей по отсеку, которые откупорили бутылки с пивом, доносились до моего сознания приглушённо - как из-за стенки. В попытке взбодриться я выпил горячего чая с шоколадным батончиком. Обычно это поднимает мне настроение, насыщает кровь порцией дофамина. Но в этот раз я не почувствовал ничего, кроме приторной сладости во рту и какого-то груза в желудке.
Алкогольные посиделки не мешали мне, просто воспринимались как фоновый шум. Я отвернулся к стенке на своей верхней полке и провалился в тяжёлый сон. А проснувшись, почувствовал, как знобящий холодок пробежал по моей спине. В тот момент мы как раз стояли на какой-то крупной станции. Мне было нехорошо. Сглотнув, я почувствовал едкую боль в горле и чуть не прозрел от неё. Это трындец какой-то... Самодиагностика не оставила сомнений: я таки заболел.
В моём рюкзаке как раз валялась пачка «Хлорофиллипта» - это единственное медицинское средство из моей «аптечки». Вся надежда на него. Я рассасывал эти горькие зелёные таблетки одна за одной, но эффекта не было никакого. Казалось, боль в горле только усиливалась. В поездках со мной бывало всякое, в том числе и насморк, но такого плохого самочувствия ещё не было ни разу. Причём в самом начале пути. Вот уж действительно, нельзя ехать в поездку скрепя сердце. Чувство вины, бремя невыполненных обязательств отнимает энергию, портит настроение, снижает иммунитет. Что теперь делать - возвращаться? По отношению к своему здоровью, наверное, это было бы правильней, но тогда б я подвёл нескольких людей, которые поехали вместе со мной в эту поездку. Да и родные мои будут вдвойне не рады, если припрусь домой больным. Скажут: инфекцию привёз, заразу! Поэтому я решил ехать до конца. От простуд ещё никто не умирал. Буду пить горячий чай, а если это не совсем простуда, то отлежусь денёк в какой-то гостинице. К тому времени, как поеду домой, авось уже и выздоровею.
В темноте промелькнула ещё одна станция. Если верить проводнику, то была Калиновка. После неё я опять заснул, но ненадолго. Ещё не уехали с Винницы, как мою руку потряс проводник: «Сдавайте постiль, наступна - Жмеринка».
Я ощутил на себе всю прелесть прибытия в 5:01. Укутавшись шарфом, я ступил из натопленного вагона в темноту, где свирепствовал дождь со снегом. Моё горло как будто распухло, и любая попытка сглотнуть заставляла меня чуть ли не морщиться от боли. Возле соседнего вагона я встретился с Лёхой, и понял вдруг, что мне больно даже разговаривать. Пришлось объясняться с ним шёпотом. Первым делом, несмотря на зимнее ненастье, мы пошли кружить по Жмеринке в поисках круглосуточной аптеки. Снег крупными лохмотьями летел мне в лицо, ветер заставлял ежиться от холода. Лёха нашёл несколько аптек на Google-карте, но в действительности ни одна из них не работала. К счастью, местная жительница подсказала, куда надо идти.
Провизор явно ещё спала, но таки продала мне спрей от боли в горле. «Не отходя от кассы» я распечатал баллончик и несколько раз распылил. Чуть не поперхнулся, настолько отвратительным был тот аэрозоль. Масло касторовое, масло камфорное, масло эвкалиптовое, левоментол, нитрофурал, хладон-12, изопропилмиристат - просто убийственное сочетание! Залил в себя чуть ли не пол-таблицы Менделеева! Лёха помнит, наверное, как я после этого выругался. Но хотя бы появился голос.
До прибытия Ксюшиной электрички ещё оставалось 3 часа. Я почти сразу задремал, как только примостился в зале ожидания. Здесь, вдали от дождя и вьюги, даже деревянное сидение воспринималось как венец комфорта. Драка бомжа с калекой, правда, заставила меня ненадолго проснуться. Уж слишком громко они орали друг на друга. Бомж прогонял калеку, чтоб не попрошайничал на его «территории». Обещал зарезать. Инвалид грозно махал костылём и плевался. Но всё же сдался и покинул зал ожидания.
Когда Лёха меня разбудил, уже было светло. Волевым усилием я заставил себя подняться, наконец-то рассмотрел зал ожидания. Там даже установили ёлку. До Нового года осталось только 5 дней, но приближение праздника совершенно не чувствовалось. Предвкушения чуда, чего-то тёплого, доброго, душевного не было. Неужели я стал таким чёрствым, пессимистичным? Однако, плохих, пессимистичных ожиданий тоже не было. Я не сомневался: ближайшие несколько дней пройдут для меня, по крайней мере, необычно. Не так, как у большинства людей.
Покинув вокзал, мы снова почувствовали за шиворотом мерзкие снежинки. Они сразу таяли, достигая асфальта, но заставляли людей прятаться под навесы и козырьки. Я бывал на этой станции не раз, но в любую погоду, в любое время года тут всё одинаково: те же ларьки, те же торговцы, продающие товар прямо с земли в подземном переходе. И Остап Бендер никуда не делся.
Электричка из Казатина, в которой планировала ехать наша спутница, уже стояла около 4-й платформы.
Чуть ли не все пассажиры, прибывшие в ней, прошли мимо нас, но Ксению мы не увидели.
Лишь через несколько минут она сама нас нашла. Девушка пребывала в достаточно хорошем настроении, поприветствовала нас классическим «джебом». Я с трудом говорил, мог лишь давать односложные ответы на вопросы, мычать и кивать головой. К счастью, Ксюша быстро нашла общий язык с Лёхой, что избавило меня от необходимости беседовать.
Дождь со снегом внезапно затих. Мы стояли и любовались неоготическими очертаниями вокзала, который многие считают самым красивым в Украине. Правда, сфотографировать его без помех - большая удача, потому что почти всегда здание заслоняют поезда.
Над вокзалом кружили многочисленные птицы. Стая голубей струилась и извивалась в небе, словно исполняя синхронный танец. Шелест их крыльев сливался в монотонный шум. Нам посчастливилось стать зрителями этого замысловатого голубиного балета.
Тем временем людей на платформе становилось всё больше. До отправления нашего дизель-поезда оставалось лишь 8 минут, но его ещё не подали на посадку.
Он показался на горизонте только тогда, когда уже должен был отправиться. Лёха сказал, что это «пиратский» дизель. Мы с Ксюшей не поняли, почему. «Обратите внимание на чёрный флаг над кабиной!» - сказал он нам.
Мы с трудом нашли свободный отсек, чтоб сесть вместе. В трёхвагонном поезде было тесновато. Я вытащил из кармана распечатанное расписание поезда - такой себе «рудимент» досмартфонной эпохи, которым, тем не менее, пользоваться намного удобней. Ксюша взяла распечатку и принялась делать пометки.
(Кто догадается, для чего и что они означают?)
Тем временем за мутным стеклом поплыли угрюмые пейзажи. Десятки сплетающихся путей, светофоры, осветительные мачты и много-много грузовых вагонов. Следующая станция - Жмеринка-Подольская. Там даже нет вокзала. С одной стороны сортировка, с другой - база ПМС.
Со всех сторон раздавались голоса пассажиров. Мы поневоле слышали обрывки разных бесед. А я старался молчать. Порой мы не замечаем даже, как много для нас значит возможность вербально выражать свои мысли. И осознаём важность голоса, только когда он пропадает, когда каждое слово даётся с трудом.
Ксюша спросила, не сорвутся ли наши новогодние планы из-за моего внезапного недуга. Я выразил уверенность, что за 5 суток точно поправлюсь, что всё пройдёт так, как доктор прописал. Разве что песни, пожалуй, возле костра горланить не смогу. А задумка заключалась в том, чтоб собраться вместе и встретить Новый год в Одессе, где-то на берегу, сполна ощутить на себе характер этого южного города и солёный ветер с моря, погреться горячим чаем и другими горячительными напитками возле огня, отметить наступление 2020-го в максимально экстравагантной, непринуждённой обстановке - чтоб это запомнилось надолго. Но не буду раньше времени раскрывать карты и предвосхищать события... Наш дизель пока что ехал не в Одессу, а всего лишь в Могилёв-Подольский.
По этой ветке я ещё не катался ни разу. За окном виднелись незнакомые мне станции: Матейково,
Бар,
разобранный разъезд Кияновка.
Где-то в заростях затерялась Мартыновка.
Не особо примечательная станция Копай.
Наверное, мы уже проехали половину пути. Небо стало светлее, но пейзажи за окном не переменились. Всё та же мокрая пожухлая трава и голые деревья. Я поймал себя на мысли, что не настолько уж я болен, раз фоткаю эти вокзальчики. И даже обращаю внимание на симпатичных девушек, сидящих через проход от нас. Дорога не кончается, жизнь продолжается, есть поводы для оптимизма!
Предательски ускользнули из моего объектива Котюжаны. Ну не выскакивать же из поезда ради них, в самом деле.
Зато полузаброшенное Немерче удачно вписалось в кадр.
Добро пожаловать в Вендичаны!
Ещё одна типовая «развалюха» на ликвидированной станции Израиловка.
В какой-то момент заросли расступились,
И за окном показались холмистые пейзажи.
Дизель мчался с горы во всю прыть, быстро спускаясь в долину.
Разве что притормозил на станции Сулятицкая.
Отправились, и нашим взорам открылся полноводный Днестр. Несколько километров поезд катился вдоль реки, позволяя нам любоваться панорамой. В принципе ничего особенного, обычная река, если бы не один любопытный факт. По ту сторону реки уже другая страна, Молдова.
Вскоре поезд «причалил» на конечную. Вот и он, этот загадочный пограничный городок, Могилёв-Подольский. Наконец-то я доехал до него! (Правда, я представлял это путешествие немного по другому: погода поприятние, а самочувствие получше.)
Первым делом Лёша узнал в кассе, сколько стоит билет на скорый поезд, который пересекает границу. Дальше нам на дизелях не уехать - пригородного движения в Молдову нет. Озвученная цена приятно удивила, и мы пошли в город. Наш ДР1А как раз укатил в тупик.
Сперва мы вышли к церкви. Деревяный храм святой Параскевы стоит здесь, пишут, ещё с 1775 года - неужели сохранился?!
После этого наш путь пролёг в центр. Шагать туда - добрых 3 километра. Мимо нового здания школы, украшенной советским панно.
И мимо старого, неиспользуемого здания школы.
По соседству ещё одно симпатичное здание, но и оно, видимо, заброшено.
Неприметно притаился в стороне памятник Николаю Буянову - участнику подпольного партизанского движения.
Мы намеренно свернули во дворы, чтоб поглядеть, как живёт могилёвцы. Увидели там такую советскую красоту.
Потом вышли к набережной, где установлен танк в память о воинах-освободителях.
Заметив нас, утки и лебеди сразу подплыли. Местные их подкармливают, видать. А до молдавского города Отач всего лишь 300 метров. Кажется, что можно запросто переплыть реку и оказаться в другой стране. Однако за нами наверняка уже наблюдали пограничники.
Водоплавающие птицы так и не дождались от нас корма и рассерженно загалдели нам вслед, когда мы продолжили путь. Вскоре вышли к Георгиевскому собору. Он тоже является памятником архитектуры, однако.
Почти вплотную мы подошли к автомобильно-пешеходному пункту пропуска. Довольно большое количество людей пересекало здесь границу. Первоначально мы с Лёхой думали отправиться в Молдову пешком через этот КПП, но погода и моя болезнь внесли коррективы. В общем, идти 7 километров пешком до молдавской пограничной станции Вэлчинец мы поленились. Решили садиться на поезд прям в Могилёве-Подольском, хоть это и было дороже.
Однако, до поезда ещё оставалось время, и мы в бодром темпе продолжили экскурсию.
Дойдя до памятника Гоголю,
мы вернулись к площади Шевченко.
Она наверняка была площадью города, раз там стояла украшенная ёлка.
Возле рынка я купил у менялы 800 лей - по моим расчётам, этого с лихвой хватало на всю молдавскую часть поездки. А когда мы уже подходили к станции, нас как раз обогнал молдавский тепловоз с несколькими грузовыми вагонами.
Со Жмеринки как раз прибывал наш поезд, Санкт-Петербург - Кишинёв.
Я и Лёха попрощались с Ксюшей: она не могла пересекать границу, а потому оставалась ждать обратного дизеля. Наученный опытом пересечения украинско-российской и украинско-белорусской границы, я повёл напарника на платформу. Ведь после высадки и посадки обычно осуществляется пограничный контроль. Но нас развернули, велели идти в здание вокзала. Оказалось, паспортный и таможенный контроль перед посадкой на поезд осуществляется там.
Достаточно долго мы ждали начала процедуры, хоть и стояли в очереди первыми. Лишь минут за 15 до отправления пришла пограничница, попросила наши документы. Вопросы «с какой целью едете», «как попали из Харькова в Могилёв-Подольский» не заставили себя ждать. К счастью, нам не требовалось что-то выдумывать. Содержимое рюкзаков проверяли долго и дотошно, но и там не нашли ничего запрещённого. «А где третья девушка, которая была с вами?» - прозвучал неожиданный вопрос. Оказалось, нас видели на станции втроём ещё тогда, когда мы приехали на дизеле. Ничто не скроется от бдительного ока пограничной службы! «Она не едет, мы вдвоём», - ответил я, но это прозвучало как-то не убедительно. Тётенька смотрела на нас косо, сразу видно было, что мы ей не понравились. Она думала, что бы ещё каверзного у нас спросить, но спросила только вот что: «А вы точно не на заработки едете?»
А подошедший таможенник глянул на меня и безапелляционно сказал: «О, мне твоё лицо знакомо. Мы точно встречались. Ты сигареты контрабандные возил.» Я сразу сообразил, что это блеф, подкол, проверка на бдительность. Такие уж шутки у «зелёных беретов». И не потерял спокойствия.
Через несколько минут мы уже сидели в поезде. В почти пустом вагоне.
Ещё немного, и за окном замелькали стальные фермы моста через Днестр. Украина осталась позади, хотя мой мобильный оператор ещё долго ловил сеть. Именно в этот момент ещё одна девушка мне сообщила, что едет с нами в поездку.
Описав крутую петлю, поезд устремился на запад вдоль реки. Через 10 минут - молдавская пограничная станция Вэлчинец, на которой мы с Лёхой как раз могли подсесть. Местные пограничники не задавали нам никаких вопросов. В моём загранпаспорте появился первый штамп.
За окном быстро наступили сумерки, и я, расстелив свою постель, завалился спать. Всё равно за окном ничего не разглядеть. Сквозь обрывки сна я слышал, как к нам подходил священник, брызгал святой водой и просил за это деньги. Как Лёха прогонял его, но тот настырно продолжал махать веником. А может, мне это приснилось.
Под мерный перестук колёс я спал достаточно долго. Измождённый болезнью, я словно провалился в забытье, потерял счёт времени. А когда протёр глаза, оказалось, что мы ехали как раз по кромке молдавско-румынской границы.
Я почувствовал себя гораздо лучше, чем накануне. Горло уже почти не болело, слабость частично миновала. Впервые за сутки у меня проснулся аппетит, я вспомнил про припасенные в рюкзаке бананы и злаковые батончики. Не зря говорят, сон - лучшее лекарство (а может, мне тот отвратительный спрей помог - не знаю).
После полуночи за окнами показались скудные огни Кишинёва. Столичного размаха явно не чувствовалось, напротив, казалось, что мы прибываем в провинцию. Наконец, заскрипели тормоза. Половинка старого 2ТЭ10Л торопливо отцепилась и с недовольным бормотанием поспешила прочь.
Всё тот же мокрый снег с дождём окатил нас с головы до пят. Благо, на станции есть дебаркадер, под которым удобно прятаться от ненастья.
В почти пустом вокзале мы не сразу нашли администратора, чтоб заселиться в комнату отдыха.
Со старта она огорчила нас: в 7 утра нас выселит, потому что комнаты не работают с 7 утра до 8 вечера. Напрасно я рассчитывал поспать подольше, чтоб подлечиться. Так уж заведено в Кишинёве. Однако, шататься по ночному городу в поисках нормального хостела у нас уже точно не было сил.
Вкратце о столице Молдовы и о наших дальнейших приключениях я расскажу
в следующей части. А пока что - до новых встреч!