Съездить на прогулку в соседний областной центр - плёвое дело, в общем-то. Если б погодные условия не внесли свои коррективы. Сегодня публикую историю о безрассудстве и отваге, о близком знакомстве со стихией с благополучным завершением.
Март 2013 года. Мы с Максом, моим тогдашним компаньоном по поездкам, задумали отправиться в Сумы. По собственной инициативе я «нарядил» эту поездку ещё визитом на станцию Веринский завод, куда ходил рельсовый автобус. Мы даже взяли билеты на поезд, но на 23 - 24 марта синоптики внезапно передали сильный снегопад и понижение температуры. Никто не ожидал такого погодного каприза в конце марта, когда и снег уже давно растаял. Меня, достаточно бывалого путешественника, это вряд ли могло напугать. Снежная погода только придавала поездке особый колорит. А Максим вдруг решил сдать билет. Он боялся замёрзнуть и простудиться.
Менять планы я не стал (тем более, в Харькове снег шёл не особо сильный) и около полуночи погрузился в поезд Луганск - Киев. Вагон мой был ещё тёплый; при следовании под электротягой в поезде работало электроотопление. Но в Харькове к поезду прицепился тепловоз. И проводница сильно ругалась на всех, кто не закрывал дверь в тамбур. Мол, ей не выдали угля, и отопления до самой Ворожбы не будет. Уже через некоторое время я почувствовал неприятный холодок по спине и понял, что зря снял куртку. Всю дорогу я так и лежал в верхней одежде, слушая стук колёс и завывание вьюги за окном. Около 4 часов утра я очутился на станции Сумы.
Сопровождаемый порывами ледяного ветра, сыпался сильный снег. Термометр показывал отметку минус десять. Я обошёл поезд и увидел, что с противоположной стороны уже подали на посадку пригородный рельсовый автобус до Веринского завода.
Незадолго до этого он прибыл «засылкой» из Смородино. С трудом пробираясь по скрипучему сугробу, я вошёл в вагон. Внутри почти никого не было: только локбригада, проводница, я и какой-то мужик. В полпятого тронулись. Медленно набирая скорость, автомотриса покатилась на запад. Ещё медленнее светало; но через некоторое время за окном уже можно было различать платформы, стрелочные переводы и станционные здания. Их машинист проезжал без остановки (несмотря на то, что в расписании указаны все о.п.). А снегопад, казалось, лишь набирал силу. Рельсы соседнего пути порой полностью исчезали в сугробе. Путь для нашего вагончика уже был расчищен поездом Луганск - Киев. Виднелись перемёты и снежные барханы. Остановились мы лишь на станции Амбары. Именно отсюда начинается тупиковый «ус» до Веринского завода.
Дежурная передала машинисту жезл в специальном держателе, после чего мы снова отправились. На этот раз особо не разгонялись. Метельник шуршал по снегу, взметая вверх клубы снежной пыли. Минут через 15 мы прибыли на конечную, и я покинул натопленный салон.
Станция была всё так же пустынна, один только дворник откидывал снег лопатой. Тут было красиво: беседка, реконструированный под старину вокзал.
Точней, не совсем вокзал, так как эта станция с момента постройки была исключительно грузовой. Пассажирское движение здесь открыли в качестве эксперимента, и оно прижилось. Здание станции выглядело, словно частный дом - даже табличка с названием улицы была.
Я знал, что внутри очень красиво. Интерьер стилизован в духе конца XIX века. Но заходить внутрь я, к сожалению, постеснялся - это же дурной тон вваливаться в гости в полшестого утра.
Ветер швырялся в лицо колючими снежинками. А рельсовый безмятежно стоял у вокзала, словно корабль в снежной пустыне. Через несколько минут он отправлялся обратно в Сумы.
Я почему-то решил обратно на нём не ехать. Дошёл до тупика
и пошёл через посёлок Жовтневое (сейчас называется Николаевка), чтоб выйти к трассе. Там я опрометчиво планировал сесть на автобус и отправиться к ещё одной тупиковой станции - Низы.
На бывший сахарный завод вёл неиспользуемый подъездной путь. Именно этому заводу станция обязана своим возникновением, но перестройки этот завод не пережил. Полуразрушенные постройки,
заброшенный экскаватор в карьере...
Снегопад на какое-то время утих, но его последствия я недооценил... Я был «первопроходцем», шагая по улице. И нырял порой по самое колено в пушистый сугроб. Уже в тот момент я начал жалеть, что не поехал обратно по железной дороге.
Кое-как я достиг трассы. Только она была абсолютно пуста. Не ожидал, что снегопад полностью парализует трассу регионального значения, ведущую в Конотоп. Надеяться на то, чтоб сесть на автобус, уже не приходилось.
Но и возвращаться назад было бессмысленно. Рельсовый автобус снова появится на станции только вечером. И я зашагал в сторону Сум по трассе, на которой ещё виднелись следы автомобильных колёс. Куда я дойду - не представлял, но надеялся, что ближе к Сумам движение будет хоть немного более оживлённым.
Однако, перейдя через дамбу, я снова утопал в сугробах. Моё движение замедлилось до невозможности, появилась одышка. Каждый шаг по глубокому снегу давался с трудом. Там же я повстречал водителей, ставших заложниками снежного плена.
Они грелись при работающих двигателях, даже не пытаясь выехать из сугроба. На меня смотрели с недоумением, но я упрямо продолжал идти. Вдалеке небо сливалось с землёй, ощущение пройденного расстояния искажалось.
Боюсь представить, сколько калорий я сжёг, пока добрался до следующего села - Желобок. Идти было тяжело и очень утомительно. Я потел от физической нагрузки, но при этом мёрз от ветра. Укрывшись от порывов в автобусной остановке, я выпил горячего чая (благо, захватил с собой термос).
Коварный снег пробивался под джинсы, сыпался через верх в ботинки. И я ничего не мог с этим поделать. Ноги быстро промокли. Но местами ветер сдувал сугробы, и в таких местах идти становилось легче.
Чувствуя себя полярником, я насилу добрался до следующей остановки, Калиновки. Снова несколько глотков тёплого чая.
На границе Белопольского и Сумского районов я первый раз за всю дорогу встретил автомобиль, который пытался ехать. Это не очень получалось, правда.
Словно добрый знак, сквозь облако смутно проглянуло солнце.
Отойдя чуть дальше, я повстречал трактор, который, как Чип и Дейл, спешил на помощь.
Значит, и у меня была надежда уехать если не автобусом, то хотя бы автостопом.
Но пока что я по мере движения встречал только застрявшие автомобили.
Мысленно я напевал песню известной метал-группы. Она как нельзя лучше резонировала с моим внутренним состоянием на тот момент:
«Порой извилиста дорога домой,
Но я вернусь - не постою за ценой!
Но я вернусь домой сквозь огонь небытия,
Я вернусь домой - двери открой! Для меня…»
Я и правда готов был на всё, лишь бы выбраться из этого растянувшиеся на многие километры сугроба. Вплоть до того, чтоб идти пешком до самых Сум. (Хотя проще было выйти к какой-то ж/д станции, ведь трасса шла почти параллельно железной дороге.)
Громко трещала коронным разрядом воздушная ЛЭП 750 кВ, идущая от Курской АЭС. Как я прочитал потом, кстати, эпицентр снегопада пришёлся как раз на Курскую область. Кое-где там было парализовано даже железнодорожное движение. Так что я ещё «легко отделался».
Стиснув зубы, я продолжал идти. Мой чай в термосе из-за ветра стал совсем холодным, да и время уже было обеденное. Я вышел к посёлку Степановка, преодолев таким образом 16 км. Там увидел, как один водитель отчаянно буксовал, стараясь выехать из сугроба. Я решил помочь ему, и кое-как помог выехать в то место, где дорога была укатана. А он в благодарность согласился подбросить меня до Сум. Ехать оставалось ещё около 16 километров, которые мы преодолевали около часа. По крайней мере, я наконец согрелся. Несколько раз снова застревали в сугробе, но совместными усилиями выталкивали автомобиль. Где-то по пути мы заметили и застрявшую маршрутку.
Водитель высадил меня возле церкви Ильи Пророка, а сам поехал дальше.
Я же пешком направился в центр. Стало ясно, что в Низы ехать уже бессмысленно, да и приключений на этот раз мне хватило с головой. А Сумы жили обычной жизнью: сновали люди, ездили маршрутки. Повсюду шуршали дворники с лопатами. По протоптанной дорожке я направился в центр. У меня хватало энтузиазма заодно любоваться местной архитектурой.
По пути я купил у бабки новые стельки и ещё одни носки, чтоб решить проблему с промокшими ногами. Успел даже погреться горячим чаем в Макдоналдсе, заодно употребив привезённые с дому бутерброды. Потом решил посетить те из местных достопримечательностей, которые в предыдущий раз не видел. Свежий снег даже придавал этому городу своеобразный шарм.
Памятник сахару-рафинаду.
Свято-Покровская часовня (в честь 1020-летия Крещения Руси).
Памятник предпринимателю и меценату Ивану Герасимовичу Харитоненко.
Кружевная беседка второй половины XIX в., возведённая без единого гвоздя.
Краеведческий музей.
Театр драмы и комедии им. Щепкина.
Скульптура «Весёлый сумчанин». Из-за глубокого снега я не рискнул подойти поближе.
Памятник погибшим милиционерам.
Мемориал Вечной Славы.
Монумент «Родина-мать» на городском кладбище.
Петропавловская церковь.
Братская могила борцов за советскую власть.
Банковская академия.
Бывшая усадьба Сухановых, в которой расположен институт прикладной физики.
А вот и главная улица города, Соборная, которая как всегда многолюдна.
Голуби тоже совершали променад.
Памятник Шевченко и ещё один из корпусов банковской академии.
Памятник сумке - символу города Сумы.
Свято-Воскресенский собор.
И поклонный крест около него.
Просто здание с бельведером. Классика архитектуры сталинских времён.
Впрочем, как и здание сумского облсовета.
Снова зарядил снегопад, и я, прыгнув в маршрутку, поспешил на вокзал. К станции как раз прибывал дизель-поезд Ворожба - Люботин.
Он бодро сбивал колёсными парами снежный покров с рельсов. Казалось чуточку странным, как он не застревал.
Я расположился у окна и сразу поставил ботинки сушиться на тёплый короб воздухопровода. Меня ожидало увлекательное 5-часовое путешествие до Люботина, а потом ещё час на электричке до Харькова. Несмотря на сильные заносы в некоторых местах, поезд следовал по графику.
Чтоб не заболеть из-за промокших ног, я «закинулся» несколькими таблетками хлорофиллипта. Всё обошлось благополучно: после поездки я был здоров и даже весел. Но поездка прошла явно не так, как я её планировал. Снег полностью её скорректировал. Пожалуй, правильно, что Макс предпочёл остаться дома. Вместо исследования тупиковых станций я исследовал собственные возможности по борьбе со снежными заносами. Именно этой атмосферой экстрима, полной отрезанности от мира, затерянности среди снегов и запомнилась эта поездка.
До новых встреч!
См. также:
Майская прогулка по Сумам и дорога через Готню (2010) Поездка в Тростянец и вечерняя прогулка по Сумам (2016)