Утро следующего дня выдалось на удивление погожим. Лёгкий мороз в сочетании с ярким солнцем предвещал хорошее настроение и успешное продолжение поездки.
(Начало -
в прошлой части.)
Квартира, в которой мне пришлось заночевать, была вполне приглядной.
Отдав ключи хозяйке, я сразу же отправился гулять по центру Горловки.
На здании горисполкома красовался герб города.
Архитектурный ансамбль площади суров и массивен.
Переместившись с площади Ленина на площадь Революции, я заметил мемориал героям горловского вооружённого восстания 1905 г.
Бронзовая скульптурная композиция установлена на высоком постаменте. Центральная часть композиции - рабочий с развевающимся знаменем в поднятой руке.
Рядом с ним по всему периметру верхней части постамента ещё несколько фигур - горняк, металлург, крестьянин.
Слева и справа от монумента - два памятника, изображающих фигуры крестьян и рабочих.
В близлежащем парке я обнаружил там исполинское металлическое изваяние, настоящую мечту байкера-наркомана.
Затем я вышел на Соборную площадь, где находится Богоявленский кафедральный собор. Этот новострой, освящённый за 4 месяца до моего приезда, словно скрашивал суровый промышленный лик города.
А теперь поглазеем на застройку так называемого соцгорода.
Горловка на пороге 2014 года словно застряла в конце 80-х. Даже городские автобусы остались ещё с тех времён.
Главная ёлка.
И снова Ленин, собственной персоной.
Парк Горького.
Традиционный для таких мест памятник Алексею Максимовичу Пешкову (настоящее имя Максима Горького).
Памятник Никите Изотову, одному из зачинателей стахановского движения.
Дворец культуры «Кочегарка».
Когда к остановке подъехала одна из единиц горловского электротранспорта,
я решил поехать поближе к терриконам и осмотреть город, так сказать, с непарадной стороны.
До ртутного карьера, к сожалению, найти дорогу не удалось, пришлось довольствоваться его очертаниями издалека. Пройдя мимо спрятанного в трубопровод канала Северский Донец - Донбасс,
я вышел к станции Никитовка.
Это второй по значимости вокзал Горловки.
Подождав немного, я совершил посадку в ЭД2Т-0048 сообщением Красный Лиман - Дебальцево.
Проехал станцию Байрак
и вышел на станции Углегорск, проехав всего два небольших перегона.
Станция вполне оправдывает своё название: в полувагонах на её путях целые горы угля.
Составы с углём с грохотом шли каждые 10 минут, а им навстречу - порожняки.
Несмотря на небольшую удалённость от Горловки - только 17 километров - Углегорск является отдельным городом, хоть и совсем небольшим. К сожалению, ничего более интересного, чем зал царства Свидетелей Иеговы я не увидел (не нашёл).
Зато проехался на местном троллейбусе. Успел: впоследствии через полгода его закрыли, да и сам город очень пострадал от боевых действий.
Решил двигаться дальше, только час до следующей электрички пришлось подождать в зале ожидания. Этот час запомнился тем, что к пассажирам настойчиво приставали те самые «свидетели Иеговы».
Отъехав ещё на 12 километров на четырёхвагонной ЭР2Т-7165, я очутился в Енакиево.
К сожалению, резко сгустившаяся тьма не способствовала глубокому исследованию этого города, родины действовавшего на тот момент президента Украины. Но шум, дым и запах Енакиевского металлургического завода ощущались отовсюду.
Раз уж я сюда приехал, то можно заглянуть в детский скульптурный парк. В лунном свете эти изваяния выглядели слегка упоротыми.
Так выглядела городская ёлка.
Рабочий день в горсовете, судя по всему, ещё на закончился.
Проспект Ленина и памятник угадайте кому...
Свято-Покровский храм...
ДК «Металлург».
Стелла «ЕМЗ» возле проходной.
Административное здание завода.
Главные ворота ЕМЗ.
Повезло прокатиться даже на енакиевском трамвае.
Цены на проезд в городском транспорте Донбасса были очень демократичными социалистическими.
Гулять в одиночку по неосвещённым улицам города было чуточку тревожно, и я вернулся на ж/д станцию. Вскоре должна была появиться моя электричка. К сожалению, она задержалась по прибытию в Енакиево минут на 40, и отправилась, соответственно, позже. Машинист даже не пытался нагонять график, и я не был уверен, что успею на запланированную пересадку в Ясиноватой. Решил выйти, поэтому, не доезжая главного вокзала, на остановочном пункте Ясиноватая-Западная.
Среди огромной сортировки, многочисленных путей и поездов, я не сразу сообразил, куда надо перейти, но всё же через несколько минут пересел в пригородный поезд Красноармейск - Ясиноватая - Иловайск. Трёхвагонный дизель долго плёлся средь заводов, шахт и многочисленных посёлков. Но за окном не было видно практически ничего. Наконец, уже к ночи, я ступил на платформу станции Иловайск.
На станции в столь поздний час не было никого; всё замерло. И дизель с грохотом укатился в депо. Здесь стоял забор, ограждавший перрон во время пограничного контроля. Здесь следовали поезда, следующие в сторону России. Я впервые на этой станции, и во время пребывания там я не переставал поражаться, насколько огромная и разветвлённая железнодорожная сеть Донбасса! Только от Иловайска можно уехать в 6 направлениях. Я не знал, что надо спешить, чтоб успеть их «обкатать»...
Ну а пока, чтоб не искать приключений, гуляя по ночному городу, я решил заночевать прямо на вокзале. Я не был балованным, да и моя следующая электричка, к тому же, отправлялась около 4 часов.
***
То ли ранним утром, то ли глубокой ночью следующих календарных суток я, ещё вялый спросонок, погрузился в стоявшую рядом электричку Иловайск - Очеретино. Не посмотрел даже на её серию и номер. Главное, чтоб ехала. Ворчание компрессоров и плавный равномерный ход вагона не убаюкивали меня, напротив - помогали проснуться. Где-то там, в темноте, промелькнул Харцызск. Своим чуточку странным названием этот город обязан харцызам. Это диалектное старославянское слово означает разбойников, грабителей.
Где-то позади остались станции Ханжёнково, Путепровод, Пантелеймоновка... Надеюсь, я не перепутал их очерёдность, ведь в темноте таблички с названиями не особо прочтёшь. И вот электричка прибыла в Горловку. Во время 20-минутной стоянки, пока машинисты переходили в другую кабину, я успел выпить кофе.
За окнами всё никак не светало, когда электричка помчалась дальше по грузовому широтному ходу Горловка - Очеретино. В темноте я по-прежнему не мог разглядеть что-то в окне, кроме своего отражения. Чувствовалось лишь, как в закруглениях вагон кренился то влево, то вправо, а реборды с чириканьем тёрлись об рельсы. На станции Новобахмутовка вышли только станционные работники. Увы, электричка быстро тронулась, и из-за длинной выдержки я не смог сделать приличное фото.
Всё-таки не зря я туда заехал. Пассажирское движение на ветке само по себе было слабо развито. Лишь 2 пары электричек утром и вечером. Вскоре, с началом боевых действий эта ветка фактически прекратила своё существование после того, как был взорван путепровод через трассу Славянск - Донецк. В момент взрыва по путепроводу как раз проходил поезд.
(фото из Интернета)
Его вагоны, насколько я знаю, валяются там до сих пор. Железнодорожные пути и подорванный мост нынче служат линией размежевания между подконтрольными Украине и неконтролируемыми нею территориями.
А пока что электричка шла дальше, и ничего не предвещало беды. Уже засветло мы прибыли на конечную станцию Очеретино.
Разве что противный мелкий дождь портил настроение. Наконец-то я рассмотрел электричку, на которой приехал.
В маленьком станционном посёлке делать было нечего, и подождать следующую электричку пришлось в нудном зале ожидания. Через час с небольшим электропоезд сообщением Ясиноватая - Чаплино увёз меня на запад.
Желанная.
Гродовка.
Красноармейск.
Удачная.
Межевая.
Демурино.
Просяная.
Чаплино.
Эта железнодорожная линия носит необычную особенность: безымянные остановочные пункты здесь пронумерованы не километровыми отметками, а просто пронумерованы. «Платформа номер 13, следующая остановка платформа номер 14». Больше нигде такого не встречал.
Однако же, состав прибыл на конечную. По сути, с этого момента моё путешествие по Донбассу окончено. Я находился уже в Днепропетровской области.
Табличка на вокзале гласила, что станция не осталась в стороне от революционных событий.
В Чаплино я уже бывал за год до этого,
когда ездил в Бердянск. Несмотря на грязь и отнюдь не зимнюю промозглую погоду, я решил всё же пройтись по окрестным улочкам. Только самым интересным, что я обнаружил в этом крохотном населённом пункте, был воинский мемориал напротив вокзала.
Промчался скорый поезд...
Не за горами уже отправление моей следующей электрички, и я совершил посадку в эту красавицу.
Как хорошо, сидя у окна, молча смотреть на унылые пейзажи... Ехать ещё далеко, и в такие моменты у кого-то может разыграться депрессия. Меня одолевала только лёгкая грусть, а вместе с ней я чувствовал спокойствие и комфорт. Немного скучно, пускай, ездить одному в поездки такого рода. Зато так в наибольшей степени я мог впитывать в себя всю железнодорожную романтику. Я ни секунды не жалел, что отправился в эту поездку. Казалось, что совсем скоро я вернусь на Донбасс, но... Не сложилось.
Ульяновка.
Письменная.
Раздоры.
Вишневецкое.
До Днепропетровска я не ехал, а покинул электричку здесь, в Синельниково-2.
Туман окутал станцию. Трудяга ВЛ8 с громыханием потащил за собой вереницу вагонов,
а я в который раз пошёл размяться. Далеко от станции уходить не хотелось, и я даже не рассчитывал увидеть что-либо помимо старых халуп и грязи. Но на улице Тельмана, возле школы, случайно обнаружил паровоз-памятник.
Дальше, по сути, мне не о чем рассказать, и фотоотчёт подошёл к концу. Электричка Днепропетровск - Лозовая вскоре увезла меня, и я там совершил свою финальную пересадку.
«Финишную прямую» Лозовая - Харьков я проехал словно на автопилоте, и ничего уже не помню о ней. Уже к ночи я был дома.
Что ж. Поездка выдалась без каких-либо приключений и внештатных ситуаций, но оказалась, однако, интересной и запоминающейся. А перед тем, как поставить точку, для читателей, мало знакомых с хитросплетением железных дорог Донбасса, пожалуй, стоит нарисовать схему моих перемещений на электричках за эти 3 дня.
До новых встреч!