Субботним утром скорый поезд Харьков - Львов доставил меня в захолустный КазатинЪ. Всё было как обычно, ничего особенного: верхняя полка в плацкарте, храпящая попутчица, сонный проводник. Этот неблизкий путь я проделал ради того, чтоб совершить задуманную поездку на Букский каньон и заодно проехаться по тупиковой железнодорожной ветке в Жашков.
Взвыли мотор-вентиляторы на ЧС4, мой поезд укатил дальше. А я остался одиноко стоять на платформе. Через некоторое время должны были приехать мои друзья и коллеги, с которыми договорились о встрече.
Начало сентября не могло не радовать прекрасной погодой. Утро было по-летнему тёплым, солнце даже начинало припекать. Я немного прошёлся по этому скромному городку Винницкой области, чтобы посмотреть, что в нём поменялось. До этого я бывал в Казатине осенью 2013 и весной 2014 годов в рамках поездок на Подолье и Буковину. "Исчез" памятник Ленину, появилось много патриотической символики, переименованы улицы. А когда я вернулся на вокзал, уже прибыла региональная электричка Жмеринка - Киев, в которой приехали из Винницы Серж и его девушка Лиля. А через некоторое время на станцию одновременно прибыли поезда Львов - Мариуполь (в нём приехал Орест
orest_soltivsky из Львова) и Москва - Хмельницкий (из него вышел Игорь из Белой Церкви).
Эту поездку нам предстояло совершить впятером. Желающих, как обычно, было больше. Но не все смогли приехать: кто-то счёл маршрут слишком утомительным, кто-то предпочёл отправиться на фестиваль дерунов, который проходил в этот день в Коростене.
До дизеля на Жашков ещё оставалось время, и мы решили пройтись к паровозу. Мы с Сержем даже залезли на него.
"Лебедянку" всё ещё не декоммунизировали, кстати. Но красную звезду с ликом "вождя пролетариата" как бы оттеняет постамент в цветах флага Украины.
Вернувшись к вокзалу, мы заметили, что наш дизель уже тронулся с места. Бегом вскочили в вагон, подумав, что он уже отправляется. Оказалось, то была проба тормозов. Людей в 6-вагонном дизеле было довольно много. Ехали в основном дачники. Нам предстояло более 4 часов любоваться пейзажами Винницкой, Киевской и Черкасской областей из окна дизеля.
Отправились. Долго ждать появления кассира-контролёра не пришлось. У Сержа и Лили уже были прямые билеты Винница - Жашков за 25 грн, а все остальные заплатили за проезд по 20 грн. Серж, кстати, уже
ездил по этой ветке, причём в кабине дизеля.
А вот и первая станция - Махаринцы.
Следуем дальше.
На "дачных" остановках вагоны дизеля наполовину опустели.
Прибыли в Зарудинцы.
На этой станции стояли под красным довольно долго, минут 10 вместо положенной минуты по графику.
Вскоре стала понятна причина задержки - навстречу следовал грузовой поезд.
(фото Сержа)
Наконец, отправились и покатили дальше. Вдоль пути то и дело встречались засохшие заросли борщевика, достигавшего в высоту 3 метров.
Платформа Староустенцы.
Табличку с расписанием здесь повесили прям на ствол каштана.
Путь относительно новый, уложены железобетонные шпалы. Но дизель полз с "улиточной" скоростью, лишь изредка ускоряясь на спусках. Машинист даже не пытался нагнать график.
Вот так и ехали большую часть пути. В таких поездках чувствуется спокойствие и умиротворённость. Жителям больших городов их всегда не хватает, ведь очень трудно не поддаться заданному темпу жизни, не бежать, не дёргаться. не торопиться. Но можно и нужно искать как внутренние резервы, так и внешние места безмятежности - как в этом дизеле.
Click to view
Вскоре салон нашего вагона опустел совсем. Мы долго стояли у открытых форточек.
Вдыхали попеременно то свежий воздух, то запах дизельного выхлопа.
(фото Сержа)
Мимо проплывали остановки, неказистые. Хоть и видно, что за ними следят.
Справа примкнул подъездной путь. Это означало, мы прибывали на станцию Ржевусскую, расположенную в городе Погребище.
На станции ожидал скрещения дизель Христиновка - Казатин.
Станция Погребище-1 находится уже за пределами города, как ни странно.
Но здесь находится развилка: направо - Христиновка, налево - Жашков.
Когда поезд следовал по насыпи, из окна открывались неплохие пейзажи.
Были остановки, на которых никто не заходил и не выходил.
Также попадались мосты через глубокие яры и балки.
На подъезде к Тетиеву дизель шёл вдоль красивого водохранилища.
Думали, в Тетиеве будет нормальная посадка, но этого не произошло. Вагоны и дальше ехали почти пустыми.
Проехали Денгофовку. А взглянув на часы, начали беспокоиться: дизель опаздывал уже на 40 минут и продолжал наращивать опоздание!
Чтобы пересесть в Жашкове на автобус, у нас как раз было 40 минут. Успеем ли? Этот вопрос не будет давать нам покоя ещё почти час, в течение которого мы будем проезжать пустынные остановочные пункты. Что-то изменить уж было не в наших силах, мы могли лишь довериться реальности и машинисту дизеля.
И вот проехали элеватор. За забором показался местный "трудяга", тепловоз ТГК2. Подъезжаем к Жашкову, значит.
Серж с Лилей пошли в последний вагон, чтоб поскорей выскочить и побежать на ближайшую к вокзалу автобусную остановку. На автовокзал мы уже никак не успевали - до него больше километра. Я, Орест и Игорь второпях сделали несколько фото вокзала,
зала ожидания
и дизеля,
после чего поспешили вслед за ними. Автобус Жашков - Черкассы ровно в 14:50 выехал с автовокзала. Мы увидели его издалека. Было опасение, что водитель не остановится на остановке, где мы стояли. Но напрасно. Лиля махнула рукой, и он заморгал правым поворотником. Салон "Эталона" был наполовину пуст.
Водитель взял с нас за проезд по 20 грн. А сидевшая рядом с ним женщина воскликнула: "Я ж тобі говорила, на Буки туристи їдуть!"
Достопримечательности Жашкова пришлось смотреть уже из окна автобуса. Нам и так очень повезло. Опоздай дизель ещё на пару минут, шансов успеть на пересадку не было б никаких.
Слушая русский шансон, минут за 40 мы доехали в посёлок Буки. Серж с Лилей решили выйти ещё на плотине, а мы доехали до автостанции.
Её помещение было закрыто, зато расписание висело на видном месте.
Подойдя к мосту, нашли Т-34 на постаменте - памятник героям Великой Отечественной.
Перешли по мосту через реку Горный Тикич. И где же каньон?
Вода совсем позеленела, но народ всё же умудрялся ходить там на байдарках.
Еле заметная тропа, петляя мимо заброшенных хат, вывела нас к красивейшему скальному уступу.
Первоначально мы планировали обойти по периметру каньона. Но я просчитался, думая, что там везде есть тропы. Вскоре мы поняли, что по левому берегу мы не пройдём. Пришлось вернуться к "цивилизации".
Сложно представить даже, но возраст этих гранитов оценивается в 2 млрд лет!
Кристаллические породы выступают из земли, образовывая живописные скалы и пороги.
Южная часть каньона оказалась совсем не туристической. Мы пробирались через кусты и заросли камыша, обожглись крапивой, покололись шиповником и потом долго отдирали колючки от репейника. Пожалуй, надо было выходить на плотине вместе с нашими друзьями.
Пришлось даже заняться скалолазанием!
Но оно того стоило - места там действительно красивые.
На одной из скал мы устроили привал. Я даже чуть-чуть позагорал - солнце жарило, как летом.
А чуть дальше начинались "попсовые" места - там уже толпа туристов.
По пути встретили Сержа с Лилей, дальше уже пошли вместе. Туристов было всё больше, мусора - тоже, но и скалы становились всё выше.
На фоне могущественных скал всё кажется таким крохотным и незаметным. Нет обыденности, забот.
Группы скалолазов покоряют вершины скал.
Недалеко от воды расположился палаточный лагерь.
Именно в Буках была построена первая в Украине ГЭС. От которой остались только руины.
В начале каньона с гранитных камней стремительно спускается водопад. Но купаться никто не решался.
На одной из скал возвышается старая водная мельница.
Пожалуй, это самое каноничное фото Букского каньона.
А вот и плотина.
Мы долго искали, где же можно купить сувенирные магнитики с Букским каньоном. Наконец, нашли в одном из частных дворов. Продуктовый магазин тоже нашли далеко не сразу. Несмотря на наплыв туристов, инфраструктура там пока не развита.
Солнце быстро опускалось. Нам надо было ехать дальше. Вышли на остановку у плотины, стали ожидать автобус в сторону Умани. Внезапно Сергей сообразил, что автобус в том месте не проходит, нам надо было срочно двигаться в сторону автостанции! В Буках есть развилка. Автобус ехал из Черкасс, значит должен был появиться со стороны Звенигородки, а не Жашкова.
По пути спросили у местной торговки, где автобусная остановка. Но она ответила, что мы уже ничем не уедем. Сказала, что поселит нас пятерых у себя, по 100 грн с человека. Мы не очень поверили и продолжили свой путь. Но на всякий пожарный я взял у неё номер - вдруг пригодится. Кому нужен - могу поделиться, спрашивайте в комментарии.
Шли, всё время оглядываясь - не догоняет ли нас автобус. Пока дошли до автостанции, уже было почти восемь, а автобус по расписанию должен быть в 19:15. Мысль могла быть только одна: мы всё-таки его пропустили.
Стремительно темнело, на остановке мы одни. Лиля и Орест начали автостопить, все остальные стали в сторонке. Все понимали, что пятерых людей с рюкзаками среди ночи не возьмёт ни один адекватный водитель. Машины появлялись всё реже. Остановился лишь один "жигуль", да и тот ехал до ближайшего села. Нам же надо было как минимум до Маньковки, чтоб оттуда попасть на ж/д станцию Поташ.
Мы б и не ехали никуда, переночевали бы в Буках. Но Орест заранее взял билет на скорый Черкассы - Львов, терять деньги не хотелось. Вдруг из-за поворота появился микроавтобус. Ребята махнули рукой и с удивлением обнаружили надпись на табличке "Черкассы - Умань"!
Он всё же приехал, с опозданием почти на час. И там как раз были свободные места для нас. Нам определённо везло в тот день! Водитель взял с нас по 20 грн и минут через 40 мы "десантировались" перед ж/д переездом.
До станции шли ещё километра полтора, освещая путь фонариками. И вот мы у цели.
Пока сидели на станции, ждали наш дизель, вокруг начали вилять друзья наши меньшие.
Кошке даже перепал "с барского плеча" кусок бутерброда. Она выглядела ручной, я взял её на руки. Вот только всякие нежности её не прельщали, она всё же предпочла залезть в мусорку.
(фото Лили)
А вот и дизель наш приехал. Из четырёх вагонов. Мы зашли в первый - он был с мягкими сидениями и со шторками, хоть и тарахтел сильно. До недавних пор этот дизель считался региональным, требовалось покупать билет в кассе дальнего следования. Сейчас он стал пригородным, но на практике ничего не поменялось. Кассир подошла и взяла с нас по 10 грн, не выбивая билетов. Мы не были против, ведь по тарифу проезд до Христиновки стоит 12 грн.
По прибытию в Христиновку мы пошли в уже знакомые нам с
прошлогодней поездки в Умань вокзальные комнаты отдыха. В отличие от прошлого раза, мы были единственными постояльцами в тот вечер. Спускаться в медпункт не пришлось. Единственная неприятность - места в 4-местном номере подорожали и стоят теперь 75 грн (сентябрь 2016).
Орест ещё посидел с нами некоторое время. Но вскоре прибыл его поезд, который позволял ему утром быть во Львове. А наша программа продолжалась. Точней, особой программы не было, мы импровизировали на ходу. Об этом и о своей обратной дороге на Харьков я рассказал
в следующей части.
Хочется добавить только то, что путешествие в Букский каньон у нас получилось. Надышались, насмотрелись и в полном эмоциональном удовлетворении уехали. В который раз убеждаюсь, что живу в такой живописной стране. Побывав хоть раз в неприметном, на первый взгляд, пгт. Буки и увидев одно из чудес природы Черкасской области, захочется приехать туда снова.