Вопреки ожиданиям, темой дня в Великобритании стала не очередная демонстрация студентов, цели которой теперь совпадают с профсоюзными маршами и "оккупантами" Сити ("Нет сокращениям!"), а неожиданный "маковый скандал", который едва не превратился в международный конфликт, вновь затронув многие чувствительные струны в британском национальном самосознании.
Каждый год в октябре-ноябре британцы прикалывают на лацканы красные бумажные маки в память о погибших в войнах. Во дворах церквей появляются поля памяти из маленьких крестиков с маками, у подножия военных монументов растут груды маковых венков. Мак стал символом памяти и одновременно помощи ветеранов. В отличие от российских георгиевских ленточек, которые раздаются бесплатно, за мак принято класть пожертвование, кто сколько может, на помощь ветеранам. За сбором и распределением денег следит Королевский британский легион, а ежегодно с помощью акции удается собрать без малого 30-35 миллионов фунтов.
Акция не очень известна за рубежом, но неизменно вызывает интерес у иностранцев. Маки носят люди по всей стране: от телеведущих и банковских служащих до королевы и премьер-министра. Не стали исключением и футбольные сборные разных частей Соединенного Королевства, которым в конце этой недели (кульминация акции как раз приходится на 11 ноября и ближайшее к нему Поминальное воскресенье - это британский аналог 9 мая) предстоит играть товарищеские матчи в Европе (Англия-Испания, Уэльс-Норвегия и Шотландия-Кипр).
Однако ФИФА категорически воспротивилась тому, чтобы игроки британских сборных нашивали на форму изображения маков, так как правила федерации запрещают нашивку на форму каких-либо "политических, религиозных или коммерческих символов" (ни одним из них мак, кстати, не является). Неоднократные просьбы со стороны английской Футбольной ассоциации не были восприняты с пониманием, и в среду на ФИФА обрушились "тяжеловесы" - премьер-министр Дэвид Кэмерон и президент английской ФА герцог Кембриджский Уильям.
Тут уже начинается интересное, как говорится, нашла коса на камень... Не берусь спекулировать, но, видимо, не остыла еще в сердцах Дэвида Кэмерона и принца Уильяма горечь прошлогодного поражения английской заявки на проведение Чемпионата мира и последовавшие за этим шокирующие разоблачения коррупционной натуры ФИФА.
Дэвид Кэмерон ужасался неуважению чиновников от футбола к традициям и памяти. Принц Уильям напомнил о своих погибших сослуживцах, пристыдив цюрихских бюрократов. В общем, сегодня били по полной и (фут)больно. Хотя, на мой взгляд, и справедливо. Интересно было бы посмотреть, какова бы была реакция на подобный запрет, коснись он США или России, например.
С другой стороны, разреши ФИФА отход от правил одним, это бы открыло ящик Пандоры для жалоб со стороных других либо привело бы к возможным конфликтам из-за использования посторонней символики на форме.
В итоге ФИФА быстро предложила компромиссное решение: разрешить игрокам выйти на поле в черных повязках (которые традиционно используются в футболе в траурно-мемориальных целях) с красными маками на них. Довольно элегантное, надо сказать, решение, которое в итоге не просто устроило, но даже вызвало одобрение и у ФА, и у премьера, и у принца.
Возможно, ещё не всё потеряно в мире футбола, который является одним из немногих общих знаменателей современного мира, хотя и оброс кучей грязи по самые уши. Ну а мы в субботу посмотрим по телевизору не только футбол, но и традиционный Фестиваль памяти в Королевском Альберт-холле, в конце которого из купола безмолвно просыплются тысячи маковых лепестков...