Париж 2024

Aug 11, 2024 18:21


Собирался смотреть Олимпиаду в полглаза. Какое там! Как с церемонии открытия затянуло, так до заключительного дня и не отпускало. Последний раз так же пристально я следил за Олимпийскими Играми в Лондоне, двенадцать лет назад. Олимпиаду в Рио не смотрел вовсе - с ней совпал визит на родину, к сыну на свадьбу, было не до того. Токийские Игры с пустыми трибунами смотрел фрагментарно и без особого удовольствия. Думал уже, что потерял интерес к такого рода зрелищам. Ошибался.

В охотку болелось за британских спортсменов - не потому даже, что мне теперь положено за них болеть. K тому располагает телевизионная подача: на своих атлетах фокусируются, про них рассказывают, с ними беседуют - и за них, волей-неволей, начинаешь переживать. Точно так же, помнится, в девяностые годы я болел за олимпийцев из Японии, где тогда жил.

Несколько запомнившихся моментов.


1. Горный велосипед. Том Пидкок, действующий олимпийский чемпион, вырывается вперед, борясь за лидерство с Виктором Корецким из сборной Франции. На втором круге у чемпиона спускает колесо; пока его меняют, проходит сорок секунд, француз отрывается на четыреста метров, а сам Пидкок с первой позиции съезжает во второй десяток. Это его не обескураживает: за оставшееся время он обгоняет всех соперников и незадолго до финиша ловко, на грани фола, опережает француза в узком проезде между деревьями. На груди второе олимпийское золото. Вспомнилась нестареющая классика: мол, надо, Федя! Главно дело, чтобы воля, говорит, была. К победе.

2. Еще про волю к победе. Академическая гребля, женщины, парные четверки. На подходе к финишу британский экипаж из последних сил пытается догнать голландский. Отстают на целый корпус, на полкорпуса, на четверть - и вот нос британской лодки уже колеблется в непосредственной близости от носа голландской. С последним отчаянным взмахом весел британский нос высовывается чуть вперед - на несколько сантиметров, на жалкую долю секунды - именно ту долю, в которую он пересекает финишную черту, чтобы в следующую долю снова отстать от голландского носа. Никто ничего даже не понял: голландки начинают радоваться золоту, наши девушки досадовать - но результаты появляются на табло, и всё переворачивается. Самое удивительное то, что на следующий день история едва не повторилась под копирку с распашными четверками. Британский экипаж точно так же пытался вырвать победу у голландского, но не смог. Взмах одним веслом, как ни крути - это не то, что взмах двумя. А может, голландки были научены вчерашним горьким опытом.

3. После сорвавшегося выступления в Токио (ковид!) приунывшая Эмбер Раттер решает оставить стендовую стрельбу. Выходит замуж, ждет ребенка - и вдруг не выдерживает, возобновляет тренировки, попадает в олимпийскую сборную, приезжает в Париж с трехмесячным младенцем - и выигрывает серебро на круглом стенде. По телевизору показывают, как она с переломленным ружьем на плече подходит к тренеру, вручает ему ружье, забирает у него же младенца - и уже с младенцем на руках принимает все положенные почести. В конце Игр дотошные журналисты подсчитали: в сборной Великобритании девять матерей - и шесть из них завоевали медали.

4. BMX-гонки. Британка Бет Шривер в каждом заезде финиширует первой с огромным отрывом. Уверенно выходит в финал, где все дружно прочат ей как минимум серебро. Допускает ошибку на старте и приходит последней. Сразу после финиша дает интервью. Я ожидал увидеть ее горько рыдающей, а она светилась радостью и восторженно хвалила атмосферу праздничного Парижа. Старинный олимпийский лозунг «Главное - участие!» еще жив - хотя, боюсь, главным образом в неформально-молодежных видах, не так давно включенных в программу. Многим такое расширение не по душе - мне и самому олимпийские медали за брейк-данс казались некоторым перебором. Но увидел, как лихо эти ребята отплясывают - и одобрил.

5. Скейтбординг, парк, мужчины. Телекамера идет по участникам: этому семнадцать лет, этому двадцать, этому двадцать два... И вдруг в кадре британец Энди Макдональд, этакий жизнерадостный дядька, пятьдесят один год. Комментатор повествует: давным-давно отец строго спросил: когда же ты, сынок, наконец, выбросишь свою дурацкую деревяшку? Никогда! - гордо ответил юноша и с тех пор держит слово. Олимпийский заезд, серия удачных трюков и один неудачный: Энди приземляется на четыре конечности, доска взмывает в небо и в падении бьет седого ветерана по заднице. На трибунах веселье, сам же ветеран смеется громче всех. Занимает почетное 18-е место из 22 возможных. Главное - участие!

6. Сильнее всего я переживал за Катарину Джонсон-Томпсон, нашу ливерпульскую девушку, двукратную чемпионку мира в легкоатлетическом семиборье, для которой эта олимпиада была уже четвертой, а олимпийской медали до сих пор не было - всякий раз отчаянно не везло. Она реально претендовала на золото, и в этот раз ей опять не повезло, но умеренно: подвели прыжки в длину, улетела лишь на 6.40, хотя личный рекорд на полметра дальше. В итоге пропустила вперед феноменальную Нафиссату Тиам из Бельгии, для которой это олимпийское золото стало уже третьим. Все, включая саму Катарину, сошлись на том, что и серебру нужно радоваться, потому что это серебро - олимпийское. В Ливерпуле прославленная семиборка давно красуется на нескольких муралах; не исключаю, что теперь добавятся еще.

Тут и там в блогосфере снова зазвучали привычные анафемы профессиональному спорту и призывы его изжить. Не поленюсь высказать в очередной раз: профессиональный спорт, на мой взгляд, есть одно из мудрейших и полезнейших изобретений человечества. Он перенаправляет в цивилизованное и безопасное русло те импульсы в нашей природе, которые иначе причиняли бы нам много неудобств: агрессию, жажду доминирования, стадный инстинкт и спрос на зрелища. Потенциальный вред от него - по сравнению с приносимой пользой - пренебрежимо мал.

К сожалению, не перевелись еще люди, которые считают, что спорт призван быть не сублимацией войны, а разминкой перед войной и удобным инструментом для накачки плебса ксенофобией. Я очень надеюсь, что эти старомодные взгляды окончательно изживут себя еще при моей жизни, и согласен, что их адептов в олимпийском движении быть не должно.

О спорт, ты - мир!



Previous post Next post
Up