В последнее время много пишу о кино в чужих блогах, чаще всего в блоге
https://nicolaitroitsky.livejournal.com/. Решил запостить свои комменты здесь, чтобы не затерялись.
ИМХО только один фильм Годара годится для просмотра нормальным человеком. Но это шедевр: На последнем дыхании. Правда, кинокритики называют шедеврами и многие другие ленты Годара, но я не могу их даже смотреть.
Довольно частое явление, когда первый полнометражный фильм режиссера оказывается его лучшим фильмом: Лифт на эшафот Луи Маля, Аккаттоне Пазолини, Кулаки в кармане Беллоккьо, Андалузский пес Бунюэля, Синбад Хусарика, Путевка в жизнь Экка, Сорок первый Чухрая (у него скорее два первых фильма, еще Баллада о солдате), Пес Барбос и необыкновенный кросс Гайдая, Иваново детство Тарковского, Листопад Иосселиани, Грузинская хроника 19 века Рехвиашвили, Пятно Цабадзе, Короткие встречи Муратовой, В огне брода нет Панфилова, Три дня Виктора Чернышова Осипьяна, Комиссар Аскольдова, Свой среди чужих Михалкова, Ася Клячкина Кончаловского, Проверка на дорогах Германа, Зеркало для героя Хотиненко, Сады Скорпиона Ковалова, Все умрут, а я останусь Гай-Германики. Добро пожаловать или посторонним вход воспрещён Климова, Не болит голова у дятла Асановой, и пожалуй Республика ШКИД Полоки (хотя Один из нас тоже очень хорош). Страх вратаря перед одиннадцатиметровым Вендерса. Наверняка, многое забыл. Впрочем, по Тарковскому, Герману, Бунюэлю и Пазолини вопрос спорный. У Муратовой и Иоселиани ИМХО есть еще по одному равновеликому фильму: Долгие проводы и Жил певчий дрозд.
Герман младший не идёт ни в какое сравнение со старшим. Но среди "сынков" он далеко не худший. Достаточно вспомнить такое уебище, как Егор Кончаловский.
Поздние фильмы Бунюэля прекрасны. Особенно, Скромное обояние буржуазии. Название фильма, которое Вы не могли вспомнить - Этот смутный об'екту желания. Ещё мне очень нравится фильм, который Вы не назвали: Призрак свободы. Идею построения этого фильма успешно использовал Шахназаров в фильме День полнолуния. Хотя сам Шахназаров запятнал себя участием в омерзительных политических ток-шоу, он правильно понял, что сюрреализм является адекватным средством изображения советской и постсоветской реальности. Это ему хорошо удалось в фильмах Город Зеро, Сны, Яды. Это поняли и некоторые другие режиссера. Абдрашитов-Миндадзе: Парад планет, Слуга, Пьеса для пассажира, Время танцора. Дыховичный: Прорва, Копейка, Хотиненко: Зеркало для героя. Качанов: ДМБ, Взять Тарантину. Погоничечева: Теория запоя. Пежемский: Мама не горюй. И т.п.
Шедевром я бы назвал пырьевского Идиота, но не Братьев Карамазовых. Тем более, что они не совсем пырьевские. Среди экранизаций классики редко случаются шедевры. Я их смотрю больше ради актерских работ. Классика даёт актеру возможность проявить себя. У Пырьева это роли Марка Прудкина и Валентина Никулина. Любопытно, что в экранизации Юрия Мороза 2008 года это оказались исполнители тех же самых ролей: Колтаков - Федор Карамазов и Деревянко - Смердяков.
Если аналогичным образом сравнивать экранизации Преступления и наказания Кулиджанова и Светозарова, то там совпадение будет только в исполнении роли Порфирия Петровича - Смоктуновский и Андрей Панин. Но у Светозарова ещё есть гениальная Полина Филоненко в роли Сонечки Мармеладовой. Тараторкин в фильме Кулиджанова слабоват. Татьяна Бедова тоже. Полина Филоненко намного сильнее. А ведь Сонечка Мармеладова - один из трех главных персонажей в романе.
Экранизация Куросавы впечатляет, но и Идиот Пырьева очень хорош. Там и помимо Юлии Борисовной почти все роли хороши, кроме Аглаи. Это и Юрий Яковлев, и Ганечка Никиты Подгорнова, и Парфён Рогожин, и Фердыщенко.
В Братьях Карамазовых Пырьева меня смущало несоответствие возраста исполнителей ролей Ивана и Алёши. Ведь у Достоевского это очень молодые люди (23 и 19 лет). Дмитрий смущал меньше: он и постарше и по Достоевскому выглядит намного старше своих лет.
ИМХО фильмы Мороза и Светозарова (последний есть и не в формате сериала) вполне сопоставимы с советскими экранизациями. Тем более, что я сравниваю не сами фильмы, а роли.
ИМХО фильм Преступление и наказание Светозарова вполне сопоставим с экранизацией Кулиджанова. Исполнение роли Раскольникова в обоих фильмах не впечатлило. Смоктуновский сыграл гениально, но и Андрей Панин очень не плох.
Зато у Светозарова есть гениальная Полина Филоненко в роли Сонечки Мармеладовой. Эту роль она сыграла в 20 лет. А через год снялась в знаменитом фильме Гай-Германики Все умрут, а я останусь. Недавно видел ее в фильме Басова-младшего Ключи. Это ремейк Ночей Кабирии Феллини. Фильм явно неудачен и с Феллини рядом не лежал. Но он помог мне понять, что Филоненко актриса уровня Мазины.
Из молодых актрис я бы ещё упомянул Дарью Мороз и Оксану Акиньшину. У первой была сильная драматическая роль в фильме ее отца Точка. А у второй в фильме Лукаса Мудиссона Лиля for ever.
У меня Старшая сестра один из двух самых любимых фильмов по Володину. Второй - Звонят, откройте дверь! Митты. Впрочем, оба фильма я в первый раз посмотрел в достаточно юном возрасте. И хотя много раз потом пересматривал, все впечатления оттуда. Доказать, что фильм хорош, невозможно. Вот обосрать гораздо проще. Поэтому, пойду от ролей. Жаров там выглядит, как инородное тело, хотя это где-то и оправдано по сюжету. У Дорониной и Теняковой это их лучшие роли в кино. У Чуриковой одна из двух лучших, вторая - в фильме В огне брода нет Панфилова.
Можно пойти и от сильных драматических сцен: когда Доронина доказывает сестре, почему быть средним актером не стыдно; чтение статьи Белинского; обе сцены с Чуриковой; сцена, где Доронина танцует под песню Мэкки-нож; сцена с женой героя Соломина. Фильм построен из разрозненных эпизодов, происходящих на протяжении примерно десяти лет, но они полно показывают жизнь главных героев на этом отрезке времени. Это и есть хорошая драматургия.
Наиболее удачная часть фильма Однажды в Америке, когда герои - подростки, самая слабая, когда старики. Лучшим фильмом Леоне считаю The Good, the Bad, and the Ugly, он более цельный.