До просмотра «Интерстеллара» не отказал себе в удовольствии прочесть рецензии о фильме. Большая часть кинокритиков, безусловно, хвалит фильм - это Нолан, это must see, это большое кинопроизведение с множеством глобальных актуальных тем, это Мэтью МакКонахи, музыка Ханса Зиммера и так далее, и тому подобное. Но были и такие критики, которые «Интерстелларом» не вдохновились, не впечатлились (Зельвенский на «Афише-Воздухе» высказался лучше всего). Пожалуй, я примкну к этому лагерю - недовольных увиденным.
Кристофер Нолан - талант, величина. Это неоспоримо. Из современных режиссеров он, пожалуй, единственный, кого можно пророчить в наследники режиссеров большого голливудского кино. Он и новый Спилберг, и Ридли Скотт, и Джеймс Камерон (ассоциативный список можно дополнить). Он - мастер большого стиля, и массовый фап по нему вполне объясним. Несмотря на это, «Интерстеллар» не дает ощущения эксклюзивного кино. Ты будто это уже где-то и когда-то видел. Понятное дело, есть образцы жанра - будь то кубриковская «Космическая одиссея», лукасовские «Звездные войны» или хотя бы прошлогодняя «Гравитация» (в «Интерстелларе» слово «гравитация» повторяется очень часто). Задача показать зрителю что-то новое о космосе, хотя бы с визуальной точки зрения (по научной части здесь вроде бы как все нормально), не из легких. У Нолана, я считаю, это не получилось (взять хотя бы застывшую стену-волну - Камерон сделал ее еще в 1989 году в «Бездне», а отец улетал в космос спасать род людской, оставив дочь на земле, хотя бы в «Армагеддоне» Майкла Бэя).
Научная терминология не то чтобы грузит - герои фильма доступно объясняют, что к чему (при желании можно зайти в инет и почитать побольше о сингулярности и пятом измерении). При этом фильм настолько серьезен, что ему не помешало бы хотя бы на минуту расслабиться. Не спасает положение даже робот с чувством юмора в 100 процентов. Его ироничные подколки вызывают смешок в зале, но ненадолго. Нолан то и дело дает понять всем - мы смотрим не развлекательное кино, ученые жертвуют собой и своими семьями ради спасения человечества, смешного в этом мало. При всей очевидной драматичности происходящего - героев нисколько не жалко. Один ученый погибает на водяной планете, другой - на ледяной, и что? Да ничего. Сюжет двигается дальше. Шнуровский рефрен «Никого не жалко, никого». Ученые допускают промахи, за что их наказывает время. Там - в разных галактиках время идет по-своему. Там, где-то далеко наверху, один час стоит семи земных годков. У героев то и дело возникают опасения в лучших традициях доктора Айболита (образно говоря): «О, если я не дойду, если в пути пропаду? Что станется с ними, с больными, с моими зверями лесными?» Если миссия провалится, какой тогда смысл? Ведь на земле не останется никого, кого надо спасать (не буду описывать сюжет фильма - он есть даже в фабуле).
Актеры, к сожалению, меня тоже не впечатлили. Все хороши, но не более. МакКонахи, который был утвержден для роли в «Интерстелларе» задолго до «Оскара» за «Клуб покупателей», в этой роли органичен. Кейси Аффлек и Джессика Честейн в роли повзрослевших детей главгероя хороши (особенно Честейн - ее героиня, по сути, главная интрига фильма), Уэс Бентли, Энн Хатауэй, Эллен Берстин и постоянный нолановский актер (начиная с «Темного рыцаря») Майкл Кейн. Однако человеческий фактор героев не пробирает ни на йоту. В «Гравитации», с которой «Интерстеллар» так и тянет сравнить, за героев Клуни и Баллок хотелось переживать (причем, там космоса было намного-намного больше!). Тут же ровно никаких эмоций. Космоса тут не так уж много. То и дело нам показывают землю - с ее экологической катастрофой: все в песчаных бурях, урожаи гибнут, людям нечего кушать, и если ученые не найдут пригодную для переселения планету, то человечеству конец. Странным образом, на «Интерстелларе» ничего не чувствуешь. Только интерес. Чем, как и когда фильм закончится? Хотя нет, некое сопереживание за главгероя есть в одной сцене. Видевшие поймут, о чем я. Это когда главгерой чуть было не погиб от рук своего «коллеги» (имя этого актера как бы спойлер, как бы режиссерский surprise).
После просмотра есть, о чем подумать, есть о чем порассуждать, можно поспорить, кто-то будет восторгаться, кто-то плеваться о потраченных трех часах (один из зрителей в каспийской «Москве» лаконично резюмировал: «Какая-то чушь!») Мне вообще повезло - в самый последний сеанс 21:30 в Красном зале собралось много людей. Ближе к концу фильма «Интерстеллар» многим наскучил, были смешны и разговоры в зале, и смешки на моментах, которые смеха не предполагают. От «Интерстеллара» устаешь. Финал патетичный. Семья, дети, любовь, человечество, космос… Есть надежда на спасение, она всегда есть. И главгерой, простившись с теми, с кем надобно, вновь улетает в космические дали. Ради нее.
Я не очень люблю кино о космосе. Хотя в моем детстве был мультипликационный шедевр «Тайна третьей планеты» с Грамозекой и космическими пиратами, песня группы «Земляне» про «Землю в иллюминаторе», детские фильмы про Алису с мелафоном, а чуть позже «Солярис» Тарковского и много голливудского кино на эту же тему - от «Чужих» до «Пятого элемента». Высказывание Нолана на тему космоса и человечества меня, увы, не убедило. Ждал этот фильм, как и все. Но ожидание не оправдалось. Так тоже бывает…