Недоступный зоопарк

Sep 11, 2014 00:27

История тянется ещё с весны, но актуальности не потеряла.

Многие из петербуржцев знают, что в Санкт-Петербурге планируется строительство нового зоопарка. Основной причиной называют тесноту, дополнительно выражают беспокойство о животных, которые находятся сейчас не в самой лучшей экологической обстановке. Ну то что транспортная политика Санкт-Петербурга (фактическая, а не декларируемая) не способствует улучшению экологии, мы знаем. А вот земля - да, мало её. Конечно, можно вспомнить московский зоопарк, находящийся почти в центре города (м. Баррикадная), но у нас нет такой территории у м. Горьковская.

Место размещения будущего зоопарка обсуждается давно. Наиболее часто упоминалось Юнтолово, на территории Юнтоловского заказника. До сих пор в информационных стендах метрополитена отображено перспективное развитие Приморского радиуса пятой линии до станции «Зоопарк». Также всплывал Удельный парк (кусочки от которого уже давно отщипывают в пользу жилого и коммерческого строительства) и некие участки в Купчино.

14 марта состоялось заседание Совета по инвестициям при губернаторе Санкт-Петербурга, главным вопросом которого стало размещение нового петербургского зоопарка. Поскольку речь идёт об объекте массового притяжения людей, да ещё и целыми семьями, приятно было прочитать: «Новый зоопарк Петербурга по задумке должен быть доступен для посетителей на метро, собственном транспорте, на велосипедах или даже пешком». «Ну неужели», - подумал я, - «они действительно озаботились транспортной доступностью зоопарка?» И ждал подвоха. Не зря ждал.

17 марта в печатной версии «Петербургского дневника» на третьей полосе была опубликована информация о возможном месте размещения зоопарка. Предлагается три варианта:
  • Ржевка
  • Пересечение ЗСД и трассы «Скандинавия»
  • Юкки

Все площадки расположены далеко от центра города. Наверное, ориентировались в первую очередь на наличие свободной земли. Рассмотрим все три места с точки зрения транспортной доступности.

Ржевка. Территория города, имеющая городскую застройку. Метро нет. Есть медленная электричка, стоимость проезда на которой выше, чем на метро, и трамвайные линии, находящиеся в посредственном состоянии (но пользующиеся популярностью у местных жителей по причине протяжённых обособленных участков). Всё это даёт слабую транспортную доступность района. Территория обширная, нельзя наверняка сказать, где именно может быть расположен зоопарк, однако в этом случае задача за несколько лет «доработать» транспорт выглядит вполне решаемой. Улично-дорожная сеть не самая лучшая, но при наличии хорошего общественного транспорта это не столь важно, а при плохом ОТ - привет, пробки.

Пересечение ЗСД и «Скандинавии» (Курортный район). С точки зрения подъезда на машине участок выглядит хорошо. Но общественного транспорта там нет никакого и в ближайшем будущем не предвидится (я не учитываю автобусы в Финляндию и в пригороды). «Безлошадным» и иногородним остаётся такси. Ну может быть организуют развозку от какой-нибудь станции метро - не самый комфортный способ добраться до зоопарка. Надежды на рельсовый транспорт нет никакой. Тем не менее, «Петербургский дневник» пишет: «Среди плюсов - развитая транспортная доступность района и Финский залив. Среди минусов - большое число охраняемых зеленых насаждений». Вчитались? Получается, что если есть дороги - значит, это развитая транспортная доступность. Да после этого меня совершенно не удивляет стагнация в развитии общественного транспорта Петербурга! А что? Дороги-то в городе везде есть, а значит, транспортная доступность «развитая». Кстати, не бывает развитой транспортной доступности, бывает либо развитая транспортная инфраструктура, либо хорошая транспортная доступность. Впрочем, «безлошадным» и «гостям» наверняка предоставят альтернативу частные перевозчики - позорные ПАЗики и Ютонги. Только вот хорошая ли это альтернатива? А ведь машины ещё надо где-то ставить, на одну машину надо минимум 20 квадратных метров площади, надо строить паркинги, это тоже расходы и площади, и финансов. Если при этом парковка будет платной, возникнет вопрос, насколько это честно при отсутствии нормальной альтернативы.

Ну и до кучи добавили «большое число охраняемых зелёных насаждений» в минусы. Чем мешает их охраняемый статус для зоопарка, в котором экология важна, мне непонятно. Застраивать труднее? Давайте строить экологичнее. Да и оттяпать кусок зелени - не проблема же, правда, особенно если это очень нужно или выгодно? Удельный парк расскажет.

Юкки. То же самое, только дальше и дорог меньше. Ну и какая-то маршрутка там ходит.

Итого: все три участка обладают недостаточной транспортной доступностью: либо слабой, либо очень плохой.

Кто-то скажет: «Ну и что? Автомобили есть в большинстве петербургских семей, «безлошадные» и «гости» поедут на маршрутках или на такси, не сломаются». Так-то оно так, но зачем провоцировать дополнительные автомобильные поездки в места массового скопления людей, усугубляя дорожную ситуацию, экологию и парковочную проблему? Понятно, что такому зоопарку нужна большая площадь, поэтому в центре города участок найти проблематично. Так давайте подходить к проблеме комплексно, с учётом транспорта, и не писать про «развитую доступность», когда её нет. Ведь главным критерием оптимизации любой транспортной инфраструктуры является минимальное время средней транспортной корреспонденции, а транспортную доступность объекта оценивают по среднему времени транспортной корреспонденции до него, при этом учитывают все виды доступные транспорта. В случае зоопарка, который «по задумке должен быть доступен для посетителей на метро, собственном транспорте, на велосипедах или даже пешком», общественный транспорт тоже учитывать надо.

18 марта нам сообщили, что жители города хотят видеть зоопарк в Юкках. Что ж, я рад за вас, если Вам очень нравится кататься за город. Только потом не надо жаловаться на пробки и на то, что в зоопарк далеко и долго ехать. Хотя вот Александр Минаков намекает на Ржевку.

Ну а что же делать, если нужно много места, а оно есть только далеко от центра? Улучшать транспортную доступность. Поучитесь у парижского Диснейленда: он расположен за городом, но до него весьма удобно добираться на общественном транспорте. А ещё хотелось бы знать перспективы использования «серого пояса» Петербурга. Но это уже другая история.

Санкт-Петербург, зоопарк

Previous post Next post
Up