В этом году в Москве существенно расширилась территория платных парковок. Теперь желающие поставить свой автомобиль на многих улицах в пределах Садового кольца должны заплатить 50 рублей за каждый час стоянки. В течение ближайших двух лет будет вводиться платная парковка в Петербурге - также в основном в центральной части города. В развитых странах платная парковка введена давно и является такой же привычной частью транспортной инфраструктуры, как и сами автомобили. Соответственно, надо понимать, зачем это было сделано.
Многие автомобилисты считают, что с момента покупки автомобиля им все должны. Государство, общество - все. Ведь за машину были заплачены огромные деньги (даже если речь о "кредитофокусе"), автомобилисты платят за бензин, даже несколько тысяч транспортного налога в год. И за всё это требуют бесплатные машиноместа, право парковаться "как хочу и где хочу", широкие дороги, развязки, а также надменно относятся к тем, кто перемещается общественным транспортом. У некоторых это приобретает такую форму, что они начинают строчить в блогах о том, что надо чуть ли не весь исторический центр Москвы (или любого другого города) закатать в асфальт, потому что время изменилось, дескать, и города должны меняться. Правда, при этом сами говорят, что из такого города сбегут за город - ну да ладно, лицемерия у "нашего народа" хватает. Хорошо, что есть различные сдерживающие механизмы, хотя тот же Лужков много сделал в направлении ухудшения городской среды Москвы, развивая её в автомобильном направлении, а Собянин продолжает отдельные планы. Создаётся впечатление, что решения по развитию транспортной инфраструктуры принимаются вопреки мировой транспортной науке. Однако платную парковку всё же ввели. Говорят, ещё Лужкову советовали это сделать, но он не решался. Собянин решился - и его рейтинг от этого совершенно не пострадал: автомобилепользователей всего лишь около 20%, да и вдобавок многие из них выступают за платную парковку. Кто-то этому удивится: как же можно быть согласным с тем, что тебя, "бедного и несчастного автомобилиста", обирают?
Вопреки расхожему суждению, платные парковки нужны в первую очередь не для пополнения городского бюджета (хотя и для этого тоже), а для регулирования автомобилепользвания. Ситуация простая, на уровне школьного курса экономики. В центре города (а также в центрах притяжения людей, которые могут находиться за его пределами) есть дефицитные ресурсы: парковочные места и улично-дорожная сеть (УДС), ведь желающих приехать в эти места и поставить там свои машины гораздо больше, чем имеется места и чем выдерживает УДС. При этом далеко не всем машина необходима по работе или для перемещения по местности. Распределение дефицитного ресурса на рынке происходит путём установления на него того уровня цены, при котором ресурс распродаётся с максимальной прибылью. Грубо говоря, кто заплатит - тот и получает. С платными парковками именно такая ситуация: поскольку парковочных мест и пропускной способности УДС на всех желающих не хватает, надо распределить эти ресурсы между теми, кто готов платить за их использование. Грамотное ценообразование и распределение по другим критериям машиномест позволит не просто получать выручку, но ещё и иметь необходимый резерв парковочных мест для тех, кому машина по работе необходима: курьеры, бизнесмены, люди с плотным графиком встреч и те, кого машина кормит, включая таксистов, для экстренных служб, наконец. Согласитесь, часть нарушений правил парковки идёт не от того, что автомобилисты - плохие люди. Просто когда человек приезжает на встречу на авто и не может запарковаться по правилам, он ищет возможность запарковаться хоть как-нибудь. Страдают от этого все. Хотя и черта "поставить машину вторым рядом, лишь бы у входа" у "нашего народа" есть.
Хотеть халявы - это естественное состояние. Именно поэтому автомобилисты начинают придумывать причины, почему им "должны", или избегать оплаты парковки (заклеивать или снимать номера). Среди придуманных причин значатся такие:
- бесплатная парковка гарантируется конституцией;
- я заплатил за машину, покупаю дорогой бензин, плачу автоналог - мне все должны обеспечить машиноместа там, где мне хочется;
- во власти - одно жульё, которое меня обворовывает;
- я не хочу ехать в общественном транспорте, т.к. в нём ездят только маргиналы;
- улица принадлежит мне, а не мэру;
- я - автомобилист, поэтому я приношу особую экономическую пользу государству, гораздо большую, чем пассажиры общественного транспорта, поэтому я имею право парковаться бесплатно и где хочу.
Ну и другие подобные причины. При этом некоторые автомобилисты рассуждают примерно так:
- "В европейских городах платная парковка хорошая. Всего-то 1-4 Евро в час. Можно оплатить наличными или через СМС. Это быстро и удобно. Это вынужденная мера, там ведь места мало."
И в это же время:
- "В Москве платная парковка плохая. Целых 50 рублей в час! И оплачивать неудобно - деньги доставай или СМС отправляй неизвестно куда. При этом у нас много места, поэтому взимать плату - нельзя! Это обдираловка!"
Вы думаете, всё это гротеск? Почитайте, например,
эту запись и комментарии к ней. Вы ещё десятки подобных в интернете найдёте, если не сотни. Надо же видеть ситуацию дальше собственного капота. А уж понты порой выглядят откровенно смешно, особенно если они исходят от студента, которому папа подарил машину, или от того, кто наскрёб денег на пресловутый "кредитофокус". Ведь среди оппонентов могут выступать не только пользователи общественного транспорта, но и успешные люди, и транспортные специалисты, среди которых есть и автомобилисты. В конце концов, одни берут автокредит, а другие покупают машину сразу; одни копят на машину, а другие покупают квартиру, отодвинув машину на второй план. Сегодня машина уже не является мерилом успешности человека, она доступна широкому слою населения, хотя, как правило, у богатых людей машины дорогие.
Впрочем, есть вопрос, сопряжённый с вопросом платных парковок. Ведь параллельно с этим должна вестись работа по улучшению общественного транспорта. В конце концов, у человека нет потребности иметь машину, у человека есть потребность перемещаться. Каким образом - это уже другой вопрос. Но без регулирования автомобилепользования (особенно в центре города) разными методами, затруднительно сделать нормальный общественный транспорт и дать проехать тем автомобилям, которым это действительно нужно. Метро, скажете? У метро есть свои слабые стороны, к тому же оно не всегда оптимально. Но об этом мы поговорим в другой раз.