Критика Г.Спенсера с позиции физиосоциологии

Jun 19, 2018 13:19


Одним из главных достижений биологических наук в ХХ веке было разработка Ч.Дарвиным эволюционной теории на основе идеи естественного отбора. До этого в биологии преобладали представления Ж.Б.Ламарка об эволюции живого путем закрепления в последующих поколениях «благоприобретенных признаков».

Идея эволюции природы по Дарвину оказала решающее влияние на творчество Г.Спенсера. Он считал, что социальная эволюция представляет собой часть "общего процесса эволюции". Согласно его представлениям общество развивается от простейших форм к более сложным по естественным законам, которые носят объективный характер. Он полагал, что «только медленное изменение человеческой природы путем социальной жизни может произвести устойчивые перемены к лучшему». Согласно его представлениям «не существует такой политической алхимии, которая бы сотворила золотые правила поведения из свинцовых инстинктов». Таким образом, фактически Г.Спенсер (по аналогии с ламаркизмом) признает в качестве основной движущей силы эволюции общества  внутренне присущее ему стремление к совершенствованию, но при этом отрицает возможность осознания обществом этого стремления и реализацию этого осознания через институт политических партий.



Герберт Спенсер (1820-1903) - английский философ и социолог

Такие взгляды Г.Спенсера представляются неприемлемыми, так как расходятся с основным методологическим принципом физиосоциологии - взаимным влиянием физиологических и социальных проявлений жизнедеятельности человека.

Если рассматривать объективность, как характеристику факторов или процессов, которые не зависят от воли и желания человека (человечества), идея о том, что социальные законы носят объективный характер, на современном этапе развития естественных наук кажется ошибочной. Более того современная социология признает социальную субъектность, рассматривая ее как «способность общества, социальных групп, человека выступать в качестве активного начала (деятеля, творца) социальной реальности». Одной из главных задач физиосоциологии является изучение противоречия между объективным характером развития человека, как биологического существа, и его развитием, в культурной среде, качество которой зависит от уровня социального развития человека.

Развитие идеи Г.Спенсера привело к формированию таких абсурдных течений в социологии, как социальный дарвинизм и мальтузианство. С методологической позиции ущербность социального дарвинизма и мальтузианства вытекает из сведения законов социологии к биологическим законам. Физиосоциология не претендует на подмену в какой либо форме социологии, к сведению социальных феноменов к феноменам физиологии человека. В рамках этого направления ставится задача изучение влияния особенностей физиологии человека на развитие общества и общества на развитие человека.

Наиболее ярким проявлением такого взаимовлияния физиологического и социологического является феномен прямохождения человека.  Согласно классическому дарвинизму и представлениям формальной генетики, способность к прямохождению - результат эволюции человека в результате случайных мутаций и закреплении их естественным отбором на уровне изменения генома. Однако в настоящее время такие факты, как «феномен маугли», наблюдение за больными, у которых с детства поражен опорно-двигательный аппарат, убедительно показывают, что прямохождение - результат развития ребенка в культурной среде. Таким образом, одна из главных морфофизиологических особенностей человека не наследуется на биологическом уровне (!), а является результатом его актуальной социализации. Неоламаркизм торжествует! Также, как и «мичуринская биология»! Наследуемые морфофизиологические особенности человека (и социальных животных) могут иметь не только биологические, но и социальные основы! Исследование этих механизмов также является предметом физиосоциологии.

Примечательно, что Г.Спенсер находился в оппозиции социализму, полагая, что «социализм остановил бы ход истории к высшему социальному состоянию и вернул бы нас к состоянию низшему». При этом такое отношение к идеи целенаправленного изменения общества логически вытекало из его видения социальных процессов. Коль скоро основы представлений этого выдающегося ученого существенно поколеблены, то и его отрицательное отношение к позитивному изменению общества в результате политичеcких процессов не кажется столь уж убедительным для почитателей его гения.
Одной из задач физиосоциологии является обоснование возможности построения устойчивых социальных систем исходя из физиологических возможностей и потребностей человека, а также изучение влияние культуры, как главной адаптации человека к окружающей биосоциальной среде, на физиологию современно человека и перспективы его развития, как биологического существа.

критика Г.Спенсера, мальтузианство, ламаркизм, мичуринская биология, "феномен маугли", дарвинизм, физиосоциология, социальный дарвинизм

Previous post Next post
Up