Святитель Иона: история и современность

Dec 10, 2023 11:41





Святитель Иона(1390-е - 1461 гг). Икона. Церковь Преображения Господня, г.Солигалич.

Святитель Иона, митрополит Московский и всея России, чудотворец, родился в крестьянской семье, проживавшей на землях московской епархии по правому берегу р. Святица, впадающей в р. Кострому в 10-ти километрах к  северу от Солигалича. В 12-ти летнем возрасте Иона принял монашеский постриг и в первой четверти XIV века Иона служил в московском Симоновом в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре, а затем стал его архимандритом. Между 1426 и 1431 гг. святитель Иона хиротонисан митрополитом Фотием в епископа Рязанского и Муромского. По смерти в 1431 году митрополита Фотия (1300-е - 1431 г.) святитель Иона де-факто возглавил Русскую православную церковь - в 1432 году он именуется «нареченным в Святейшую митрополию Русскую». Таким образом митрополит Иона стал первым независимым от Константинополя (возведенный на кафедру русскими архиереями в 1448 году) митрополитом Киевским и всея Руси. Помимо этого он стал последним первоиерархом Русской православной церкви, титуловавшимся «митрополитом Киевским и всея Руси». В парадигме физиосоциологии биография святителя Ионы интересна тем, что позволяет рассмотреть проблему взаимодействия личности и мiра в точке бифуркации исторического процесса.



Рождение официальной православной Русской церкви произошло при Крещение Руси во времена правления в Киеве князя Владимира. С этого времени митрополиты Русской церкви, поставлялись в Константинополе и затем направлялись на Русь, на Киевскую кафедру. Впоследствии резиденция митрополита была перенесена во Владимир-на-Клязьме (1299 г.), затем в Москву (1325 г.).

Первые митрополиты Русской церкви - митрополиты Киевские и всея Руси - были главным образом этническими греками и болгарами. Считается, что первым этническим русским митрополитом Киевским и всея Руси был Иларион (1051-1054/1055). Однако в рукописях - он именуется Ларион Русин, т.е. собственно русским не является. Например, икона современного украинского национализма «щирый украинец» Тарас Шевченко - этнический русин! Вторым, считающимся митрополитом русского происхождения, был Климента Смолятич. Однако он был поставлен митрополитом без санкции патриарха Константинопольского, что вызвало огромное неудовольствие и противодействие среди церковнослужителей-греков, поэтому в 1154 году он был принуждён был оставить митрополичью кафедру. В то же время святитель Иона, крестьянский сын из северо-западных земель Великой Руси, был несомненно русским, а его право на кафедру митрополита всея Руси среди иерархов Русской церкви - бесспорным.

Пастырское служение святителя Ионы проходило в тяжелые для Руси времена. В этот период на основе Московского княжества происходит становление полиэтнического централизованного русского государства (1). При этом государственное строительство происходит во время монгольского нашествия (2) и противоборства западной (католической) и восточной (православной) Руси на фоне распада Византийской империи, православная церковь которой заключила Унию с католической церковью, унизительную для православных (3).

Московское княжество первоначально было уделом Великого княжества Владимирского. Постоянная династия в княжестве возникла в 1263 году, когда Москву с округой получил во владение князь Даниил Александрович. Его преемники неуклонно увеличивали подвластную территорию, соперничая с другими удельными князьями за великокняжеский ярлык, выдаваемый ордынскими ханами. Усилению Москвы поспособствовал приток значительных контингентов служилых людей из Юго-Западной Руси в начале XIV века. Именно рост авторитета Московского княжества на Руси привел к переносу кафедры киевского митрополита из Владимира в Москву.  Начиная с 1330-х годов московские князья, за редкими исключениями, - носители великокняжеского титула, что обеспечило им возможность вести активную политику по собиранию русских земель.

В конце XIV - начале XV вв. московским князем был Василий I Дмитриевич 1389-1425 гг. За смертью Василия I в 1425 году последовала междоусобная война 1425-1453 гг, сопровождавшая получение в Орде ярлыка на великое княжение на Руси. Великокняжеский престол несколько раз переходил из рук в руки князей - Василия II Васильевича Тёмного, Дмитрия Юрьевича Шемяки, Юрия Дмитриевича, Василия Юрьевича Косого.

«Митрополит Иона тесно сотрудничал с Великим князем Василием Васильевичем, чтобы упрочить власть Москвы над прочими русскими княжествами. Он заботился также, чтобы повсюду царили благочестие и чистота нравов. Будучи истинным пастырем, он учил народ, являя собой образец евангельских добродетелей. И Бог для созидания Своей Церкви наградил его дарами пророчества и чудотворения. Так, например, по его молитве исцелилась дочь Великой княгини, которая была на пороге смерти. Но благодать, обитавшая в нём, могла также покарать нечестивых: один человек, который осмелился кощунствовать, сомневаясь в чуде исцеления княжны, был внезапно поражен смертью».

В XV веке происходили важнейшие события в жизни Русской православной церкви. По смерти в 1431 году митрополита Фотия Русскую церковь возглавил святитель Иона. Однако в 1433 году Константинопольский патриарх присвоил митрополичий сан и титул митрополита Киевского и всея Руси епископу смоленскому Герасиму, причем в это время Смоленск был под властью литовского князя Свидригайло, поэтому митрополит Герасим в Москве не жил. В 1435 году митрополит Герасим был казнен князем Свидригайло, который на Киевский престол поставил рукоположенного в епископский сан Исидора, который в то время был кафигуменом (игуменом монастыря, имевший священный сан) византийского императорского монастыря великомученика Димитрия Солунского (Мистра, Греция). Митрополит Исидор активно способствовал заключению Православной церкви Унии с Католической церковью, согласно которой греческое духовенство признавало основные латинские догматы и главенство Папы римского, чему противилось русское духовенство. В 1441 году митрополит Исидор приехал в Москву и передал Василию II папское послание, содержавшее просьбу помогать митрополиту в воссоединении Католической и Русской церквей. Однако русское духовенство отвергло унию - собор русских архиереев и духовенства низложил митрополита Исидора, и тот вынужден был тайно бежать в Рим (где умер в 1462 году). После бегства митрополита Исидора на Соборе русских епископов в Москве митрополитом Киевским и всея Руси был избран святитель Иона. Однако его кандидатура не была согласована с Константинопольским патиархром Григорием III Маммой (1443-1450), который присутствовал на Ферраро-флорентийском соборе и горячо защищал необходимость церковного единения между Востоком и Западом, что многими было расценено как измена православной церкви.

Святитель Иона, вступив на Митрополию в 1448 году, «с архипастырской ревностью стал утверждать благочестие среди пасомых, словом и делом укрепляя православную веру в стране. И при своем высоком сане он по-прежнему не оставлял личных монашеских подвигов».

В 1453 году османская армия захватила Константинополь - Восточная (Византийская) Римская империя была окончательно уничтожена. В 1459 году соборным решением был закреплен новый порядок избрания первосвятителей-митрополитов - Собором русских епископов с согласия московского князя. Этим было положено начало автокефалии Русской церкви, которая отвергла Флорентийскую унию.

Святитель постоянно проживал в Москве и стал последним, имевшим кафедру в Москве, но носившим титул митрополита Киевского. «Святитель Иона отошел ко Господу в глубокой старости 31 марта 1461 года, в два часа дня во вторник Страстной седмицы. За несколько дней до того он предузнал от Господа время своей блаженной кончины». Святитель был погребен в Успенском соборе московского Кремля, за левым клиросом - платформой для певчих, расположенной возле престола.

Святыня - всё, что Бог освятил: род служения и его носитель (сан и сам священнослужитель); богослужебные предметы; время (особые дни, посвященные Богу, - посты и праздники).

В 1472 году мощи святого митрополита Ионы были обретены нетленными и положены в Успенском соборе Кремля. В 1547 году святитель был прославлен для общецерковного почитания, в 1596 году было установлено празднование святителю Ионе в Соборе других Московских святителей - таким образом Русская православная церковь отметила выдающиеся заслуги святителя Ионы в борьбе за чистоту Веры, за противодействие униатской ереси, выразившейся в теологической, историософской и политической концепции, утверждающей, что Москва является преемницей Римской империи и Византии («Москва - третий Рим»).

Тропари Ионе, митрополиту. Московскому и всея России, чудотворцу:

  • Глас 3 С детства приняв иго Господне (Мф.11:30) и устремившись бесповоротно по Его пути, ты достиг труда священнослужения, получил паству как епископ и принял дар чудотворений от Бога. Всем с верой приходящим к раке с мощами твоими ты неистощимо подаешь излечения от различных болезней, отче наш Иона, святитель Христов, моли Христа Бога даровать нам великую милость. 
  • Глас 4  С юности своей посвятив всего себя Господу, в молитвах, трудах и постах ты был примером добродетели, потому Бог, увидев твое доброе намерение, сделал тебя архиереем и пастырем Своей Церкви. Поэтому и по преставлении, почитаемое тело твое целое и нетленное сохраняется, Иона святитель, моли Христа Бога, да спасет души наши.

После погребения святителя Ионы Успенский собор неоднократно перестраивался. Первая перестройка произошла после разрушения части собора после пожара в 1470 году именно при этой перестройке собора свершилось обретение нетленных мощей святителя Ионы (27 мая 1472 года).

В дальнейшем Успенский собор неоднократно перестраивался и реставрировался после землетрясения, пожаров и разорений во время войн. Последняя комплексная реставрация Успенского собора началась в 2017-м. В процессе работы восстановлен архитектурный облик и строительные конструкции, стенописи в интерьере и на фасадах.



Северный фасад Успенского собора московского Кремля.

Летом 1955 года Успенский собор был открыт для посещений как музей, а в 1960 году его передали в ведение Министерства культуры СССР. Успенский собор с 1991 года входит в комплекс музея-заповедника «Московский Кремль».

Многочисленные реконструкции и изменение статуса Успенского собора не могли не сказаться на сакральности храма и его реликвий. В угоду туристическому бизнесу храмы московского Кремля не только подвергаются громадной антропогенной нагрузке, но и теряют свою сакральность. Соборы московского Кремля превращены в аттракционы, ориентированные главным образом на запросы зарубежных туристов.



Крышка раки святителя Ионы в витрине выставки, расположенной в церкви Ризположения московского Кремля

В настоящее время рака с мощами святителя Ионы подверглась осквернению - рака обезображена, её крышка демонстрируется в витрине выставки, расположенной в церкви Ризположения московского Кремля, верующие не могут подойти к раке, чтобы получить излечение от различных болезней.



В ящике в углу Успенского собора находятся мощи святителя Ионы. Рака обезображена. Воцерковленные православные не могут подойти к мощам чудотворца и получить от них исцеление.

Почему же случилось так, что российское общество не обращает внимание на десакрализацию национальных святынь в столице России, в то время как в основу современной государственной идеологии (которой как бы и нет!) положена уваровская триада - «Православие, Самодержавие, Народность»?

Национальная святыня по сути это примеры в истории, предлагаемые в качестве образцов, которые следует знать, которым следует подражать, т.е. на которых следует воспитывать подрастающие поколения.

Российская империя  формировалась как многонациональное (полиэтническое) государство. Национальные святыни в столице многонациональной империи, не должны противоречить образцам, которые различные российские этносы рассматривают для подражания. Считается, что при формировании Российской империи Петр I перенёс столицу из Москвы в Санкт-Петербург для того, чтобы закрепить победу в Северной войне, в ходе которой был практически освобожден от захватчиков Северо-Запад России. Важнейшим следствием этого шага первого императора Росси стало то, что изменилась сакральность столицы полиэтнического многоконфессионального государства - Санкт-Петербурге, наряду с православными храмами, были построены церкви различных христианских конфессий, мечети, синагоги, буддистские храмы, ставшие знаковыми святынями всех мировых религий, представленных в Российской империи. При обратном переносе столицы России из Санкт-Петербурга в Москву -  знаковый центр православия («Третий Рим»), возникла проблема нарушения  гармонического сочетания национальных святынь в полиэтническом государстве. Именно поэтому десакрализация православных святынь Кремля в столице России  - объективный процесс для многоконфессиональной страны с чрезвычайно сложной историей становления её государственности. Подобного нет (пока?) в таких центрах православной России, как Великий Новгород и Псков, храмы и православные реликвии которых  не подвергаются десакрализации.

Что касается десакрализации всего того, что связано с памятью святителя Ионы, то эта проблема намного интереснее именно в контексте физиосоциологии. Для того, чтобы пример в истории приобрел сакральное значение, его необходимо знать, причем это знание должно вызывать желание подражать и быть убежденным в необходимости на примере жития Ионы воспитывать подрастающие поколения. Личности святителя Ионы в этом отношении не повезло, хотя его влияние на формирование православного  русского государства никак не меньше, чем влияние Святого Владимира Святославича, князя новгородского, или влияние святого благоверного князя Александра Невского.

Несомненно, что при жизни и значительное время после смерти сакральность святителя была бесспорна. Процесс десакрализации святителя Ионы, дошедший до надругательства над его мощами, был длительным. А началось с того, что для  воцерковленных православных и атеистов, воспитанных в православной традиции, знания о святителе постепенно стали практически недоступными, поэтому выдающаяся роль святителя Ионы в истории церкви и страны явно недостаточно известна широкому кругу российской общественности.

Взлет святителя Ионы и постепенное забвение его памяти связано с его происхождением. Иона родился в крестьянской семье, жившей на земле, принадлежавшей московской епархии, и не полностью прикрепленной к этой земле, т.е. не была полностью крепостной. Судя по родовой фамилии (Одноух) его предок лишился уха, вероятно во время службы в армии. Если это так, то семья святителя обладала широким кругозором и была несомненно образованной и имела достаток, позволивший юному Ионе не работать на семью, а уйти в монастырь.

Жизнь монаха московского Симонова монастыре Ионы, не происходившего из весьма закрытой социальной страты православного духовенства,  была несомненно тяжелой и бесперспективной до тех пор, как пока на него не обратил внимание митрополит Киевский и всея Руси Фотий. Благодаря покровительству святителя Фотия монах Иона стал архимандритом московского Симонова монастыря, а затем епископом Рязанским и Муромским.

Митрополит Фотий родился в Греции в городе Монемвасия. По какой-то причине он отказался от светской жизни. Духовным руководителем Фотия стал старец Акакий (впоследствии митрополит Монемвасийский).  В 1408 году Фотий находился в Константинополе у патриарха с поручением от своего покровителя. В это время встал вопрос о замещении русской кафедры после кончины святителя Киприана. Выбор Вселенского Патриарха Матфея пал на Фотия, известного в Константинополе своей ученостью и святостью жизни. Несомненно два года «известный своей ученостью» митрополит Фотий потратил на изучение Руси. Митрополит Фотий прибыл на Русь в этом качестве в 1410 году, впервые в своей жизни. Первые полгода пребывания на Руси митрополит Фотий провёл в Киеве и понял, что престол православного митрополита не может находиться в Киевской земле, все более подпадавшей в зависимость от католической Польши. Поэтому он  перенёс свое местопребывание в Москву,  ставшей местом духовного средоточия церковной жизни православной Руси.

Почему Фотий обратил внимание на крестьянского сына Иону? Согласно церковной традиции на то был знак Божий. С другой стороны,    высокообразованный митрополит понимал необходимость введения в высшие круги российского духовенства этнического русского не вовлеченного в сложные межличностные отношения православного клира Руси.  Несомненно, что по мнению митрополита Фотия монах Иона обладал хорошей наследственностью, был достаточно образован,  свободно ориентироваться в социальной среде, чтобы стать иерархом русской православной церкви. К тому же сам митрополит Фотий, по происхождению далёкий от православного духовенства, сделал свою карьеру благодаря покровительству видного представителя православного клира - митрополита Монемвасийского.

Для выходцев из «низших» страт общества характерно преклонение перед декларированными ценностями страты, для духовенства это церковное учение - библия, евангелие, послание апостолов. Для неофита (новичка в каком-либо деле) характерно отсутствие спеси - атрибута члена «высших» страт общества, живущим по правилам страты. Благодаря этому неофит способен к лавированию, опирается  на здравый смысл, сознательно или интуитивно подчиняется законам социологии. В этом отношении знак Божий вполне согласуется с физиосоциологией и особенностями формирования социальной группы. Так или иначе выбор митрополита Фотия оказался безупречным - «Живя по заповедям Божиим и строго соблюдая монашеские обеты, святитель Иона получил от Господа дар чудотворений и прозорливости. По его молитвам исцелялись болящие различными недугами».

В настоящее время Русская православная Церковь подвергается тем же испытанием, через которые успешно провёл её святитель Иона. Обратная сторона судьбы неофита - забвение, если он он не стал членом какого-либо клана социальной страты. Что и случилось с монахом Ионой - он пришел ниоткуда и ушел в никуда - нет тех, кто поддерживает в обществе  память о нём. О святители Ионе и значении его служения в истории русского православия знают лишь образованные воцерковленные православные и интересующиеся историей России светские люди, которых настолько мало, что осквернение раки святителя Ионы не нашло осуждения в российском обществе. И это не может ни сказаться на нынешней тяжелейшей борьбе государства российского и Русской православной Церкви с сепаратизмом, расколом и ересью католицизма на южной окраине России.

сепаратизм, музейное дело, история, социология, сакральность, государство и церковь, Иона московский, патриотическое воспитание, физиосоциология, СВО РФ, церковный раскол, христианство

Previous post Next post
Up