Проблемы интеллигенции с точки зрения физиосоциологии

Oct 23, 2023 21:42





Интеллигенция и мiръ (карикатура из интернета)



Термин «интеллигенция» (intelligentia) произошел от латинского глагола intellego, имеющего значения «ощущать, познавать, мыслить, знать толк, разбираться». В настоящее время этим термином обозначают людей, профессионально занимающихся интеллектуальной (умственной) деятельностью, т.е. основа для выделения такой такой социальной страты  -  разделение труда между работниками умственного и физического труда. Термин  «интеллигенция» в иностранных языках используется довольно редко - в большей степени употребим термин «интеллектуалы» (intellectuals). Согласно русской версии Wikipedia "...групповую черту, присущую только интеллигенции, выделить трудно. Множественность представлений об интеллигенции как социальной группе не дают возможности однозначно сформулировать её характерные черты, задачи и место в обществе... Спектр деятельности интеллигентов достаточно широк, в определённых социальных условиях задачи меняются, приписываемые черты разнообразны, не чётки и, порой, противоречивы". Причем согласно Wikipedia  попытки понять внутреннюю структуру интеллигенции как социальной группы, определить её признаки и черты продолжаются. Попытаемся понять сию премудрость на основе физиосоциологической парадигмы.

Множественность представлений об интеллигенции в русскоязычном мiре связана с тем, что в русской культуре эта группа людей претендует на роль носителей «высших идеалов», причём в этом случае, согласно исходному понятию термина intellego (ощущать, познавать, мыслить, знать толк, разбираться), понятие интеллигенция не связывается ни с разделением труда на физический и умственный, ни с принадлежностью к определенной социальной страте или группе социальных страт.

С позиции физиосоциологии трудность отделения интеллигенции от интеллектуалов и включения её в определенную социальную страту связана с особенностями формирования на территории Русской равнины полиэтнической общности «русский народ».

Физиология русского человека несомненно вносит вклад в формирование интеллигенции. Безусловно Y-хромосомная гаплогруппа R1a1, имеющаяся у значительной части населения современной России, имеет отношение к формированию социальной прослойки русской интеллигенции. Как несомненно и то, что выявить эту связь в настоящее время невозможно. Анатомо-физиологические особенности«российского интеллигента» скорее связаны с особенностями быта интеллигенции, чем с генетическими факторами. Российского интеллигента, как правило, отличает худосочность, склонность к туберкулёзу и плохое зрение, что связано с недостаточным питанием ввиду скудного заработка. Помимо очков неизменный атрибут интеллигента - шляпа и портфель. Иногда неряшлевость, как следствие пренебрежения к общепринятому этикету. Таков вообщем-то укоренившийся в обществе карикатурный образ интеллигента.

Выделение в русском обществе интеллигенции как особой группы имеет социальные причины. В России термин «интеллигенция» стал широко применяться с середины  XIX века в отношении  лиц «высокой умственной и этической культуры», имеющих общую духовно-нравственную основу. Согласно мнению историка-либерала Д.С.Лихачёва «первые типично русские интеллигенты» - дворяне-вольнодумцы конца XVIII века, такие как поэт А.Н.Радищев и книгоиздатель Н.И.Новиков.

В России XVIII - XIX веков остро стояла проблема взаимоотношения власти и общества. Российская интеллигенция формировалась в условиях Царской диспотии,  Крепостного права, извращенного Манифестом о вольности дворянства, и разработанной С.С.Уваровым государственной идеологии, которая выражена в формуле  «православие, самодержавие и народность». В этих социально-экономических условиях общей духовно-нравственной основой «лиц высокой умственной и этической культуры» стала гремучая смесь  либерализма и православия. Важно, что представители интеллигенции часто выступали против «синодального православия» и склонялись к ортодоксальному христианству, которое изначально основывалось на учении Иисуса Христа («...возлюби ближнего твоего, как самого себя...», «...отдавайте кесарю кесарево, а Божие - Богу») в интерпретации Святого апостола Павла («Нет ни эллина, ни иудея»).

Носителями «высших идеалов» интеллигенты стали в процессе Хождения в народ, когда значительная часть студенчества за связь с революционерами-народниками была изгнана из учебных заведений и была вынуждена становиться сельскими учителями и фельдшерами. Носители идеологии народничества,  существовавшей в Российской империи в 1860-1910-х годах, способствовали  «сближению» интеллигенции с простым народом в поисках своих корней, своего места в государстве и мiре.

Идейными руководителями организованного революционного хождения в народ были среди прочих народник Н.В.Чайковский и «умеренный» революционер-теоретик П.Л.Лавров. После Революции 1917 года их именами были названы параллельно идущие улицы в Литейной части Петрограда. В ходе переименований после событий 1991 года улице Петра Лаврова возвратили предыдущее название (Фурштатская улица), а название улицы Чайковского оставили - постсоветские «интеллигенты» вероятно думали, что улица была названа в честь великого композитора (хотя Википедия это отрицает).

Представители российской интеллигенции,  если и не принимали участия в революционном движении начала XX века, то приветствовали его. Однако после Великой Октябрьской революции и в ходе Гражданской войны многие интеллигенты встали в оппозицию Советской власти. В.И.Ленин в 1919 году на VIII съезде РКП(б) предупреждал об опасности, исходящей от буржуазных специалистов, «…которые насквозь проникнуты буржуазной психологией и которые нас предавали и будут предавать ещё годы». Именно к этому периоду относится известная фраза В.И.Ленина о  интеллигентах: «На деле это не мозг [нации], а говно». При этом руководитель Советской России писал: «Интеллектуальным силам», желающим нести науку народу (а не прислуживать капиталу), мы платим жалованье выше среднего. Это факт. Мы их бережём.

Чтобы решить проблему с активно  антисоветски настроенной частью  интеллигенции была организована её эмиграция из охваченной Гражданской войной страны на Запад. Чтобы сберечь российскую интеллигенцию Советское правительство по инициативе В.И.Ленина осенью 1922 года оплатило им билеты на пять рейсов пассажирских пароходов из Петрограда в Штеттин (Германия). На этих «Философских пароходах» из Петрограда был эвакуирован 81 представитель оппозиционной Советской власти интеллигенции с членами их семей (общей численностью почти 300 человек). Высылка противников Советской власти осуществлялась также на пароходах из Одессы и Севастополя и поездами из Москвы в Латвию и Германию, причём ж/д билеты, в отличие от билетов на пароход,  Правительством не оплачивались.

Конфликты Советской власти с либеральной православной интеллигенцией не прекратились после рейсов Философских пароходов. В условиях советской реальности положение представителей таких, связанных с умственным трудом профессий как ученый, художник, писатель, актёр определялось их отношением к власти предержащим. Это было связано с тем, что Советское правительство проводило политику ускоренной замены буржуазных специалистов представителями новой советской интеллигенции, формируемой «выходцами из народа». В результате этого рынок труда оказался переполненным представителями «творческих профессий» и инженерами-недоучками. При высокой конкуренции среди «новой интеллигенции» многие её представители шли на все тяжкие, чтобы заполучить хорошо оплачиваемые рабочие места. Либерализм и религиозные взгляды стали тщательно скрываться. С фигой в кармане творческая интеллигенция восхваляла власти предержащих. Но не всегда это удавалось. Неспособность к идеологической перестройке и низкая квалификация сказывались - профессиональные ошибки приводили к сбоям в работе заводов и фабрик, к провалу книг, спектаклей и фильмов. В итоге в ходе Сталинских репрессий (конец 1920-х - начало 1950-х годов) были репрессированы десятки тысяч представителей новой и старой российской интеллигенции.

В середине 1930‑х годов появляется понятие «советская интеллигенция», которым обозначили общественную прослойку, вместе с классами рабочих и крестьян составлявшую социальную общность - советский народ. В однотомном Большом энциклопедическом словаре (1997 г.) интеллигенция определяется как«общественный слой людей, профессионально занимающихся умственным, преимущественно сложным трудом, развитием и распространением культуры. Понятию И[нтеллигенция] придают нередко и моральный смысл, считая ее воплощением высокой нравственности и демократизма». Такой же концепции, ориентированной на психологическую особенность «интеллигенции», придерживался академик Д.С.Лихачев, считавший, что «интеллигент же - это представитель профессии, связанной с умственным трудом (инженер, врач, ученый, художник, писатель), человек, обладающий умственной порядочностью».

Насколько была высока у советской интеллигенции умственная порядочность проявилось в годы Перестройки и после Антисоветской контрреволюции 1991-1993 гг. когда Советские писатели, Народные и Заслуженные артисты, доктора и кандидаты, младшие и старшие научные сотрудники начали жечь свои партбилеты членов КПСС и хулить тех и то, что воспевалось ими прежде!

Изменилось ли что либо в ощественно-политических взглядах интеллигенции за последние тридцать лет? Как показала реакция либеральной части постсоветской интеллигенции на СВО ВС России на Украине - ничего не изменилось! Путь от восхваления власти РФ, которая раздавала им ордена и медали, обеспечивала получение высочайших гонораров, до хулы руководителей страны оказался очень коротким!

«Интеллигентного человека отличают воспитанность, вежливость, тактичность, скромность и др., и не обязательно свойственна людям, которых по роду их занятий, уровню полученного образования принято относить к интеллигенции, тесно связана с нравственностью и не совместима с агрессивностью, нетерпимостью, непримиримостью» (Из статьи в Википедии «Интеллигентность») - очень напоминает Моральный кодекс строителя коммунизма. И так же далеко от реальности.

Сколько ни говори халва, во рту слаще не станет.

В чем же причина своеобразного поведения буржуазной, советской и постсоветской интеллигенции? По-видимому в преобладании в её среде либеральных, антигосударственных и анархических взглядов. Это для интеллигенции вполне естественно - без внутренней свободы невозможно подлинное творчество! Однако внутренняя свобода не терпит компромиссов с власти предержащими, которые неизбежны при естественном с физиосоциологческой позиции стремлении личности к комфорту. Примечательно, что при наличии в обществе независимых от государства меценатов и эффективной системе образования подобного противоречия нет: в России XIX - начала XX веков была и прекрасная система образования и люди, имевшие свободный капитал, который вкладывался ими в реализацию научных и художественных проектов. Были и выдающиеся достижения в искусстве и науке! Чего стоит лишь Серебряный век русской поэзии! А мировое признание И.Павлова и И.Мечникова!

При Советской власти и в постсоветский период противоречие между интеллигенцией и государством усилилось из-за погони государства за количеством дипломированных специалистов при слабо развитой системе образования и, как следствие, низкой квалификации выпускников средних учебных заведений и ВУЗ'ов. В условиях, при которых единственным меценатом интеллектуального творчества является государство, снять противоречие между свободой творчества (а не его иммитацией) и необходимостью его материального обеспечения возможно лишь с помощью Законов, гарантирующих высокое качество образования и регулирующих взаимоотношение личности с государством, определяющих уровень материального обеспечения личности исключительно в зависимости от качества создаваемого ей интеллектуального продукта.

Как следует из пособия для учителей в современной России нет никаких проблем с положением интеллигенции -  «качества, присущие подлинно интеллигентному человеку: 1) восприимчивость к культурным ценностям; 2) эстетическое чутье; 3) способность восхищаться красотой природы; 4) способность понять характер и индивидуальность другого человека; 5) доброжелательное отношение к другим людям; 6) умение незаметно помочь другому человеку». А как же с отношением обласканной властью цвета российской интеллигенции к СВО ВС России на Украине?

image Click to view



«Всё хорошо, прекрасная маркиза!!!»

общество, система образования, физиосоциология, интеллигенция, история

Previous post Next post
Up