COVID-19: торжество гомеопатии?

Feb 23, 2022 18:31





Реконструкция вируса SARS-CoV-2, вызывающего COVID-19

Физиосоциологический анализ проблемы COVID-19  будет неполным, если не рассмотреть проблему разработки антиковидных вакцин на основе «живых» вирусов. На первый взгляд эта проблема чисто научная из области вирусологии. Она имеет некоторое отношение к физиологии, однако причем здесь психология и, тем более, социология? Давайте разберемся! Естественно, если Вам это интересно.



Прежде всего уточним основные понятия, используемые в данном тексте. Термин гомеопатия бесспорен - гомеопатия вид медицины, придерживающийся концепции лечения по принципу «подобное излечивается подобным». При этом гомеопыты используют сильно разведённые фармакологические препараты, действующее вещество которых вызывает у здоровых людей симптомы, подобные симптомам болезни пациента. Научное сообщество расценивает гомеопатию как псевдонауку, шарлатанство и мошенничество. Что касается термина живая вакцина, то, несмотря на его широкое распространение в научных публикациях, он довольно сомнителен. По определению вирус не может быть живым! Это совершенно особое макромолекулярное образование, проявляющее некоторые свойства живого только в организме! Вирус - неклеточный инфекционный агент. При этом инфекция это не заболевание, а вид взаимодействия вирусов и микроорганизмов (бактерий, простейших, грибов и гельминтов) с живым организмом. Непонимание этого факта приводит к бессмысленному, но широко используемому в СМИ обороту « бессимптомное протекание заболевания». Живые (аттенуированные, ослабленные) вакцины изготовляют на основе штаммов микроорганизма со стойко закреплённой безвредностью. У большинства привитых инфекция подобными препаратами протекает без выраженных клинических симптомов и, как правило, приводит к формированию стойкого иммунитета. Живые вакцины оказались высокоэффективными для профилактики чумы, сибирской язвы, туляремии, бруцеллёза, гриппа, бешенства, паротита, оспы, жёлтой лихорадки, кори, полиомиелита, туберкулёза!

Как и лекарства, использвемые гомеопатами, живые вакцины имеют как специфическое, так и неспецифическое действие. Специфический эффект направлен на ликвидацию конкретного поражения, а неспецифический стимулирует общую сопротивляемость организма любому повреждающему агенту с подобным механизмом действия.



Михаил Петрович Чумаков (1 (14) ноября 1909 - 11 июня 1993) - советский вирусолог, академик АМН СССР, основатель и первый директор Института полиомиелита и вирусных энцефалитов.

Триумф в разрабоке живых вакцин связан с научно-практической деятельностью выдающегося советского вирусолога  М.П.Чумакова. Наиболее известным является его участие в решении проблемы полиомиелита, в которой, помимо чисто медицинского, проявился социологический аспект.

В большей степени эпидемия полиомиелита поразила США. Первая вакцина против возбудителя заболевания была разработана в этой стране в 1948 году, однако эффективность разработанных в США вакцин была весьма невысокой. Более того, в ряде случаев вакцинация вызывала тяжелые последствия! Один из штамов возбудителя полиомиелита был выделен американским исследователем А.Б. Сейбиным (А.Саперштейном), однако из-за того, что вакцины, созданные ранее, были опасны, в США разрешение на его использование в качестве основы живой вакцины было запрещено. На высшем политическом уровне СССР и США было принято решение передать штамм Сейбина советским ученым, одним из которых был М.П.Чумаков, ранее создавший эффективные и безопасные вакцины против клещевого энцефалита, омской геморрагической лихорадки,  крымской геморрагической лихорадки и многих других вирусных заболеваний.

В 1955 году М.П.Чумаков организовал новый институт по изучению полиомиелита с целью разработки профилактических вакцин против этой болезни - Института полиомиелита и вирусных энцефалитов (ИПВЭ), которым он руководил до 1972 года. М.П.Чумаков работал в тесном сотрудничестве с американскими учёными Д.Солком и А.Сэйбином. В 1958-1959 годах совместно со своей женой и соратником М.К.Ворошиловой и другими сотрудниками он организовал первое в мире производство и клинические испытания живой полиомиелитной вакцины (ЖПВ), изготовленной из аттенуированных штаммов Сэйбина. Для этих целей на базе ИПВЭ (в настоящее время «Федеральный научный центр исследований и разработки иммунобиологических препаратов им. М.П.Чумакова РАН») было создано Предприятие по производству бактерийных и вирусных препаратов, которое также возглавил М.П.Чумаков. Это сделало Советский Союз первой страной, где началось массовое применение этой высокоэффективной вакцины, которая через несколько лет практически ликвидировала полиомиелит в стране. Вакцина, созданная и производимая в ИПВЭ, экспортировалась в более чем 60-т стран мира и помогла ликвидировать большие вспышки полиомиелита в Восточной Европе и Японии.

Бесспорно, что использование живых вакцин связано с определенными рисками, подобными рискам применения фармакологических препаратов аллопатами и разбавленных ядов гомеопатами. Несомненно, что живые вакцины, как и фармакологические препараты, не безвредны, поэтому применение их определяется степенью опасности для каждого отдельного человека получить повреждения, несовместимые с жизнью.  Создание живых противовирусных вакцин является в значительной степени искусством, а успех бывает связан со случайным сцеплением обстоятельств, как это было в случае с решением проблемы полиомиелита. Поэтому чрезвычайно важны авторитет разработчиков и их уверенность в качестве создаваемых ими вакцин. В случае с вирусными заболеваниями проблема усугубляется тем, что вирусные заболевания часто вызывают эпидемии, перерастающие в пандемии. При этом вероятность для каждого отдельного человека заболеть не абсолютна, но для прекращения эпидемии в каждом конкретном сообществе должен быть выработан коллективный иммунитет, который тем выше, чем большая часть населения будет иммунизирована или переболеет!  Как показал опыт США в борьбе с полиомиелитом, в определенных социальных обстоятельствах эти риски стимулирует антивакцинаторство, имеющее не столько социально-экономические и научные, сколько психологические основания, и полностью блокируют рациональные антиэпидемиологические мероприятия.

В настоящее время разработка живых вакцин на основе вируса SARS-CoV-2 не находится в тренде разработок препаратов против COVID-19. Согласно википедии это лишь исследования по созданию живой аттенуированной BCG vaccine (Мельбурнский университет/Университет Неймегена, Нидерланды/США/Австралия) и COVI-VAC (Codagenix/Институт сыворотки Индии, США/Индия). Однако то, что известно о механизме развития вызываемых вирусами заболеваний и борьбе организма с вирусами, позволяет считать живые вакцины наиболее перспективными в борьбе с вирусными заболеваниями, вызывающими пандемии. Но создание подобных вакцин требует больших затрат и иногда растягивается на долгие годы.

Бесспорный успех использования живых вакцин по сравнению с относительной успешностью применения инактивированных вакцин и вакцин, созданных методами генной инженерии, позволяет ставить под сомнение отнесение гомеопатии к псевдонауке и оттеснение её в область паранаук.

полиомиелит, физиосоциология, вакцины, вирусология, covid-19, гомеопатия, М.П.Чумаков

Previous post Next post
Up