Коррупция: физиосоциологический анализ

Feb 04, 2022 19:51





Портрет взяточника (рисунок из интернета)

Согласно общепринятым представлениям коррупция это преступление, заключающееся в использовании должностным лицом прав, предоставленных ему по должности, в целях личного обогащения. В последнее время в российских государственных СМИ много говорится о коррупции в Казахстане и на Украине, вызывающей драматические социальные конфликты в этих странах. Однако согласно рейтингу о восприятии коррупции, подготовленному в 2021 году Transparency International, РФ занимает 136-е место из 180, т.е. находится ниже Казахстана (102 позиция) и Украины (122 позиция)! Низкая эффективность борьбы с продажностью чиновничества в России и других странах бывшего СССР требует пересмотра методологической базы, лежащей в основе этой борьбы. Предлагаю рассмотреть эту проблему с позиции физиосоциологии.



В законодательстве РФ оценка факта коррупции весьма субъективна. Какие существуют формы коррупции? В зависимости от субъекта коррупции, злоупотребляющего служебным положением, форма коррупции может быть государственной (коррупция госчиновников), коммерческой (коррупция менеджеров фирм) или политической (коррупция политических деятелей). Уже в этом проявляется определенный суъективизм, т.к. субъект коррупции может одновременно быть и чиновником, и предпринимателем, и политиком, но степень ответственности перед законом в этих случаях различна! Более того коррупцию, как противоправное действие, трудно отделить от взяточничества. Взятка это материальные ценности (предметы, деньги, услуги, иная имущественная выгода) принимаемые должностным лицом за действия которые это лицо не может или не должно совершить в силу закона или своего служебного положения. Ответственность чиновника за взяточничество и коррупцию различна, а грань между этими преступлениями весьма зыбка!  Закон РФ разрешает чиновникам принимать только «обычные подарки», стоимость которых не превышает 3000 рублей. Но допускается дарение имущества стоимостью более 3000 рублей должностным лицам на официальных мероприятиях! В уголовном и уголовно-процессуальном кодексе стран СНГ получение и дача взятки (взяточничество) государственным служащим является полным синонимом термина коррупция. На Украине порог вятки в 2021 году составлял 500 гривен (около 1500 рублей), а в Казахстане 11 668 000 тенге (около 2500 рублей).

При рассмотрении проблемы коррупции на социальном уровне необходимо, прежде всего, учитывать структуру любого коллектива и правила поведения в нём. «Пережитки прошлого в сознании людей», как было принято считать в обществе «строителей коммунизма», принуждают человека к «примитивным» межличностным реакциям в общении - реакциям амбиции и присвоения. Но  любой коллектив - от школьного класса до театральной труппы, офиса министерства и всей системы власти в стране - формирует иерархию примитивной группы и начинает подчиняться её законам.  Согласно законам формирования социальных групп, человек, если он стремится к сохранению или повышению своего статуса, должен стремиться к избыточному потреблению материальных благ! По правилам рангового соответствия, унижения и возмещения убытка, нижестоящие в иерархии члены социальной группы должны всячески подчеркивать свою лояльность вышестоящим. При этом в обществе, в котором всё имеет вполне определенную цену в долларовом эквиваленте, взятка является универсальным средством доказательства лояльности.

Законы гравитации отменить нельзя, но можно обойти их, используя другие естественные законы. Таким образом были созданы воздушные шары, самолеты и межпланетные ракетопланы! Этот же «принцип шлагбаума» относится и к социальным законам.

Появление социальных законов во многом определяются тип организации управления социальной системой. Существуют два типа систем управления - иерархическая и сетевая. Иерархическая система управления представляет собой форму системы управления, где есть контроль над более низкими уровнями. Противоположный тип организации управления - сетевая система, которая не допускает разбивку на уровни управления. Исходя из этого полностью победить коррупцию возможно перейдя из иерархической на сетевую систему управления государством. Однако чисто иерархических или чисто сетевых систем управления нет, а попытки их создания не были достаточно успешными. Более устойчивыми являются религиозные сообщества с жесткой иерархической структурой, а наименее устойчивые - сообщества анархистов, которые по идеологии организации сетевые. В социальных сообществах полностью исключить иерархическую систему управления невозможно хотя бы потому, что их члены, как правило, разного возраста, что является естественной основой иерархии. Исходя из этого, главное стратегическое направление в борьбе с коррупцией - максимальная децентрализация управления и повышение значения сетевых элементов в системе государственного управления. Естественно, что при этом прежде всего необходимо развить теорию сетевого управления  до уровня, позволяющего применить её в практике государственного управления.

Среди законов, действующих в социальной группы, правило круговой поруки и правило нормальности строго говоря не являются естественными - в группах высокоорганизованных животных их нет. Эти два закона проявляются только в сообществах людей, поэтому их действие можно и нужно нивелировать. Прежде всего необходимо «развенчать» закон нормальности (отрицание всех законов формирования социальных групп). Это можно сделать достаточно легко - внести преподавание соответствующих разделов в школьные и ВУЗ'овские курсы и прекратить борьбу с «социал-дарвинизмом» в СМИ. С правилом круговой поруки всё обстоит несколько сложнее. Российские реалии таковы, что осведомители, «сексоты» (секретные сотрудники) и добровольные помощники правоохранительных органов («павликиморозовы» и «шурики») начиная с детсадовских групп подвергались и подвергаются в обществе жесткому гонению. В странах, где существует социально ориентированное государство, эта пехота войны с противоправными действиями не только охраняется совершенной системой защиты свидетелей. Как правило общественное мнение выступает на стороне этих людей и подавляющее большинство граждан активно сотрудничает с правоохранительными органами.

Законодательные меры в борьбе со взяточничеством и другими негативными явлениями, характерными для примитивных групп, зависят от стратегии, которой придерживается государство. Недавно Уголовный кодекс России дополнили статьей "Занятие высшего положения в преступной иерархии". Это создает определенные трудности для иерархически организованной системы управления криминальным миром. Однако, как показывает опыт Италии, США, Грузии и других стран, «воры в законе» с успехом продолжают управлять криминалитетом, используя новейшие информационные технологии. Также «эффективны» и законодательные меры, применяемые в РФ в борьбе с коррупцией. Физиосоциологический подход предлагает другую стратегию законодательной борьбы.

Защитники коррупционеров в РФ исходят из того, что причина коррупции - низкий уровень зарплаты чиновников. Действительно это одна из возможных причин.

В истории нашей страны был период, когда чиновники, особенно освобожденные партийные руководители ВКП(б), получали зарплату не выше партмаксимума, который определялся исходя из уровня заработка высококвалифицированного рабочего. Это привело к тому, что высокообразованные и эффективные кадры уходили из партаппарата! Желудок побеждал коммунистическую идеологию - одному партийному функционеру на партмаксимуме по тем меркам жилось весьма неплохо, а вот семейному довольно трудно.

На уровне физиологии потребности человека ограничиваются ленью человека - его естественным нежеланием производить лишние энергетические затраты, если он и его семья обеспечены в достаточными для жизнедеятельности питанием, одеждой, жильем и защитой (физической и социальной).

Психологические особенности конкретного человека могут значительно изменить его физиологические потребности. Например, некоторые из «детей войны», недоедавшие в раннем детстве в блокадном Ленинграде или в эвакуации, до глубокой статости не могли побороть желания обильно поесть.

Методологическая проблема оплаты работы высококвалифицированных работников интеллектуального труда (чиновники таковыми несомненно являются) с позиции физиосоциологии решается достаточно просто. Прежде всего нужно исходить из того, что вознаграждение за труд должно соответствовать затратам (физиологическим, психологическим и социальным) и быть необходимым и достаточным для обеспечения каждого работающего возможностью конфортного существования в соответствующей социальной страте. И это должно быть закреплено в законодательном порядке.

В обществе любой человек должен быть обеспечен средствами поддержания жизнедеятельности. Примитивный механистический подход состоит в обеспечении балланса энергозатрат работника. В советских школьных учебниках курса «физиологии человека» («человек и его здоровье») приводилась соответствующая таблица, согласно которой наиболее тяжелый труд - работа шахтера и землекопа, а менее всего - работника умственного труда. Этим в СССР обосновывались высокие заробатки шахтеров и низкие инженеров! Как чисто физиологический феномен, умственный труд не только не легче физического, а даже тяжелее! Академик И.П.Павлов отдыхал, играя в городки! Это связано с тем, что интенсивная псхическая деятельность пагубно влияет на все функции организма человека. Тяжелый интеллектуальный труд полностью забирая на себя все информационные ресурсы, при этом страдает регуляция множества жизненно важных физиологических функций. Более того, в ряде случаев средства поддержания жизнедеятельности лиц умственного труда гораздо более затратны, чем таковые, необходимые работникам физического труда. Это прежде всего затраты на образование и соответствие социальным стратам, к которым относится личность.

На социальном уровне физиологических ограничений нет, что стимулирует культ избыточного потребления! К тому же социальный статус чиновника весьма высок и должен быть подкреплен высокой зарплатой. Но при этом доходы чиновника необходимо тщательно обосновывать и сделать прозрачными для всех граждан.

Чиновник не только государственное лицо, но и лицо государства. Высокий социальный статус чиновника должен налагать на него дополнительную ответсвенность перед обществом и государством. За любое противоправное или антиобщественное действие чиновник должен получать несравненно большее наказание, чем другой гражданин, совершивший аналогичные проступки! Как в социально ориентированных государствах, подобных Финляндии и Скандинавских странах. В этих странах чиновников недолюбливают, но уважают как представителей Закона. Кстати, по уровню коррупции эти страны находятся на 1-ой - 4-ой позициях упомянутого выше рейтинга, а РФ - на 136-ой.

На уровень коррупции несомненно влияет идеология, на основе которого строится государство. Многие Европейские государства достигли успеха в социально-экономическом развитии под управлением социал-демократических партий, входящих в Социалистический интернационал. Социнтерн является приемником  II Интернационала, идеологией которого был марксизм. Как государственная идеология не менее успешна идеология социализма, на основе которого до 1961 года строилась политика СССР, а в настоящее время успешно развиваются социалистические Китайская Народная Республика (КНР) и Социалистическая Республика Вьетнам (СРВ).

Ярким примером успешной государственной идеологии является меритократия. Согласно этому принципу управления руководящие посты должны занимать наиболее способные люди, независимо от их социального происхождения и финансового достатка. Для этого предполагается создание начальных условий для одарённых и трудолюбивых людей, чтобы они в будущем имели шанс занять высокое общественное положение в условиях свободной конкуренции. Эта идеология лежит в основе государственной идеологии Сингапура позволившая ему в кратчайший исторический срок превратиться из рыбацкой деревушки в преуспевающий финансовый и торговый центр.  Автором «Сингапурского чуда» был Ли Куан Ю, который с 1954 года по 1990 год являвшийся премьер-министром этой страны.

Несмотря на успешность марксистской идеологии и меритократии в решении частных государственных проблем, подобных борьбе с коррупцией, снять все внутри- и межгосударственные противоречия возможно лишь сплотив всё человечество для решения его главной задачи - избежания апокалипсиса и самосохранение во Вселенной как уникального космического феномена.

Очевидное - невероятное: ученые борцы с «социальным дарвинизмом» отрицая законы, по которым развивается человек и общество, делают невозможным ликвидацию пороков, разъедающих общество!

политология, политика, социология, социалдарвинизм, общество, физиосоциология, социализм, коррупция

Previous post Next post
Up