Термин
искусственный интеллект (ИИ) - перевод английского термина artificial intelligence (AI). Чтобы оставить ненужные споры при обсуждении поднятой проблемы необходимо прежде всего определиться с понятием "интеллект". Непонимание может возникнуть (и возникает!) из-за неоднозначности перевода слова intelligence, которое имеет несколько значительно различающихся по смыслу вариантов - интеллект, разум и информация. В данном тексте используется вариант не совпадающий с понятием разум и характеризующий уникальную особенность человека - наличие высокоразвитой психики.
Принято считать, что ИИ, с одной стороны, свойство искусственных систем выполнять функции, которые традиционно считаются прерогативой человека, а с другой - технология (наука) создания интеллектуальных машин, особенно компьютерных программ. Задачей ИИ, как науки, является обеспечение разумных рассуждений и действий с помощью вычислительных систем и иных искусственных устройств. В этом общепринятом определении понятия ИИ заключено противоречие. С одной стороны говориться о прерогативе человека, а с другой - о создании искусственных устройств.
Рассматривая проблему кибергонизации человека, необходимо уточнить, почему интеллект относится к функциям, «традиционно считается прерогативой человека». Интеллект формируется у каждого отдельно взятого человека, как присущее только ему свойство. Интеллект базируется на усвоении человеком культуры, созданной предыдущими поколениями человечества. В данном контексте понятие интеллект уточнил христианский теолог
Фома Аквинский, связавший с этим понятием понятие душа. Если следовать этой философской традиции, то в принципе искусственным интеллект быть не может: Бог создал человека по своему подобию из практически неструктурированной системы (глины), вселив в него душу (наградив интеллектом). Может ли человек, подобно Богу, одушевить рукотворный механизм? Для христианина сама эта мысль кощунственна. А что на этот счет говорит наука? В парадигме разных наук - разное.
При
физиосоциологическом анализе поднятой проблемы надо исходить из того, что интеллект, как свойство живых организмов, следует отличать, в соответствии с взглядом Фомы Аквинского, от разума.
Разум присущ всему живому или на уровне организма, или на уровне биогеоценоза. Несомненна разумность свойственна также искусственным системам, в состав которых входят управляющие кибернетические системы. Возможно ли одушевление разума - развитие его до уровня интеллекта? Сомнительно. Разум формируется на основе физиологического механизма акцептора результата действия. Цели, реализуемые этим механизмом, формируются исключительно физиологическими потребностями живого организма, находящегося в определенной среде (биогеоценозе). Физиологические потребности живого организма строго определенны - потребность в питании, защите, воспроизведении себя в последующих поколениях. Человек, как обладатель интеллекта (души), не может обойтись без удовлетворения культурных потребностей, формируемых в процессе обучения и воспитания в соответствии с целями, которые ставит перед ним социум. Вне общества у человека интеллект (психика) не формируется (
казус Маугли). Психика формирует цели, которые ставит перед собой каждый конкретный человек, а эти цели могут не совпадать с целями, направленными на удовлетворение основных биологических потребностей человека. Более того, многие люди пренебрегают этими естественными потребностями в ущерб себе или виду Homo sapience, к которому они принадлежат. Психическая и материальная реальности не совпадают, материальные и духовные потребности могут вступить в конфликт - интеллект способен победить разум. Более того, очень часто побеждает, подводя интеллектуальное основание как под кровавые локальные разборки и так и основание войн между громадными социальными образованиями, которые далеко не всегда связаны с необходимостью удовлетворения основных биологических потребностей людей. Таким образом, интеллект это не только благоприобретение человечества, но и источник весьма специфических проблем, которые связаны с тем, что идеальная реальность лишь отражение материальной реальности, а при отражении неизбежны искажения, способные разрушить до основания материальную реальность. Нужен ли человечеству ИИ в том смысле, который вкладывал в это понятие Фома Аквинский. Навряд ли - зачем людям дополнительные проблемы. А вот инструменты для усиления разума оказываются весьма кстати.
Кибергонизация человека в направлении усиления его разума началась давным давно. Вероятно первый значительный этап в этом направлении - формирование письменности. Затем появились счеты, абак, арифмометр. Наконец в середине прошлого века - аналоговые и цифровые электронные вычислительные машины (ЭВМ). Первые ЭВМ, как средство кибергонизации, были чрезвычайно неудобны, а вот современные гаджеты вполне для этого пригодны. Вопрос в том, стоит ли вживлять их в организм. В ряде случаев это необходимо - вживляемые кардиостимуляторы, способные изменять параметры стимуляции сердца в соответствии с состоянием организма, существенно облегчают жизнь больного. Несомненны преимущества протезов конечностей, управляемых перехваченными управляющими сигналами, поступающими из центральной нервной системы (ЦНС). Перспективными представляются работы в создании искусственного глаза - системы передающей изображение непосредственно в ЦНС. А вот насколько реально (и необходимо) вживлять в организма искусственные устройства, способные усилить память и вычислительные способности неясно. Современные портативные устройства, особенно включенные в интернет, позволяют быстро находить разнообразную информацию, причем запрос на поиск можно осуществлять голосом, вводом текста или манипуляцией на дисплее.
Насколько далеко может зайти процесс кибергонизации зависит от того во имя чего он пойдет. Большинство авторов, обсуждаемую эту тему, связывают этот процесс с проблемой увеличения продолжительности жизни человека. Подразумевается, что среда обитания человечества будет неизменной, что весьма сомнительно. Потребность в глубокой кибергонизации может возникнуть при необходимости существования человека в таких условиях, в которых его важнейшие естественные органы не смогут эффективно работать. Это может произойти при весьма вероятной экологической катастрофе, как последствия неразумной эксплуатации природной среды или глупейшей глобальной термоядерной войны. Однако эту катастрофу возможно лишь предотвратить - она реально может наступить раньше, чем кибергонизация человека достигнет такого уровня, чтобы обеспечить его выживание в новых условиях существования. Но и в этом случае Земля обречена на гибель. Для
поиска и колонизации планет, пригодных для существования человечества, необходимо осуществление сверх дальних и, возможно, межгалактических полетов. Для этого необходимо значительное продление индивидуальной жизни человека. В этом случае кибергонизация может оказаться важнейшим, если не единственным, способом сохранения человечества.
Киборгонизация человека в пределе может привести к созданию робота, обладающего интеллектом, который в настоящее время относится к функциям, «традиционно считающимся прерогативой человека». В этом случает подобный робот сможет полностью заменить человека. Возможно ли такое в принципе? Но об этом в следующем тексте.