Прелюбодействовать в сердце своем?

Feb 14, 2020 13:04

Вы слышали, что сказано древним: «не прелюбодействуй». А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своём. Мф.5,27-28



Г.Доре "Иосиф и жена Potiphars"

А дальше еще круче: «Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твоё было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки её и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твоё было ввержено в геенну», Мф.5,29-30. Можно было бы посчитать этот пересказ слов Спасителя излишней эмоциональностью Матфея, художественным преувеличением, гиперболой или неточностью перевода. Тем более, что другие евангелисты в Его Слове подобного не услышали. Однако мой знакомый, человек образованный, получивший прекрасное гуманитарное образование и, к тому же окончивший православную семинарию, очень горячо отстаивает дословное понимание этого текста Матфея. С воцерковленным истинно верующим христианином обсуждать  Святое писание с естественно-научных (физиосоциологических) позиций бессмысленно и не этично. А вот в светской беседе это представляется разумным и может оказаться даже полезным и для верующего, и для атеиста.





Taддeo ди Бартоло (1363 - 1422) Содома на Страшном суде. Фреска, Соборная церковь Сан - Джиминьяно

Прелюбодеяние (похоть, блуд) относятся к смертным грехам. Среди прочих смертных грехов [гордыня (тщеславие), чревоугодие, скупость (или сребролюбие), леность (лень)] оно отличается тем, что, как правило, вовлекает в грех другого человека (или несколько людей). Поэтому среди смертных грехов он является наиболее страшным, так как искусителем для соблазняемого является соблазнитель, а не абстрактный дьявол.

Согласно мнению Фомы Аквинского интеллект (душа, ум) - сущность Бога, тогда как разумом человек постигает временные вещи. Под разумом принято понимать категорию, выражающую определенный тип деятельности субъекта, характеризующийся его способностью к анализу и обобщению получаемой информации. Человек не может понять слова Спасителя без анализа и обобщения пересказа Его слов евангелистами. Даже истинно верующие люди общаются с Ним не только непосредственно в молитве, но и через чтение Писания и комментариев святых отцов, созерцание икон, картин и скульптур на религиозные темы, слушание церковной музыки и песнопении, беседы с наставником. Сбор и анализ получаемой информации разумом человека происходит  согласно естественным законам, истинность которых подтверждается практикой человеческой деятельности. В том числе практикой познания Бога.

Человек познает собственное тело, окружающую реальность и свое место в ней посредством ряда одновременно действующих физиологических систем, создающих психический образ индивидуума в окружающем его мире. Центральное место в создании психического образа,  адекватного реальности, принадлежит механизму акцептора результата действия, предполагающего формирование идеального образа, служащего организму эталоном, к которому он стремиться. При этом движение к эталону предполагает выбор путей достижения цели, причем оценка правильности или ложности выбора осуществляется после того, как этот выбор совершен. Но этот выбор может быть фатальным для организма.

Адекватное представление о мире и месте в нем человек получает на основании собственного опыта, в формировании которого кроме знаний и умений приобретённых им в процессе материального взаимодействия с внешним миром большое значение приобретает его психическая деятельность.  Для минимизации риска от действия, которое может оказаться неадекватным ситуации, служит   психическая деятельность, в процессе которой создается возможность моделирования развития события после принятия того или иного решения. Мыслительный эксперимент это не только вид познавательной деятельности в философии и естественных науках, но метод, применяемый всеми животными, позволяющий формировать реально достижимую цель организма, адекватную его возможностям и состоянию окружающей среды. Прежде, чем действовать Человек разумный (Homo sapiens) моделирует событие в сердце своем. Поэтому человек обречен прелюбодействовать в сердце своём. Но это совсем не означает, что он будет обязан прелюбодействовать в материальном мире. Более того, прелюбодеяние в сердце своём помогает осознанию тяжести этого греха для верующего человека.

В притче о блудном сыне говорится:

...отец сказал рабам своим: «принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного телёнка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мёртв и ожил, пропадал и нашелся». Лу.15,22-24.



Возвращение блудного сына, Икона XYII века

Считается, что данный фрагмент из Евангелия отображает милостивую любовь Бога даже к согрешающим людям в лице Его неблагодарных сыновей: старшего и младшего.  Но, если Он допускает милость по отношению к действительно согрешившему, то к согрешившего в сердце своем и не реализовавшим грех Он будет не менее милостлив.

Сравнение толкования Матфеем и Лукой слов спасителя о грехе  может трактоваться, как свидетельствование того, что отношение Церкви к этой проблеме неоднозначно. Иногда грех это «беда еще не столь большой руки». Важен не только сам грех, но и его последствия как для самого человека, так и для окружающих.

Борцы с «новым атеизмом» упрекают своих оппонентов в том, что «у них нет свободы воли, лишь биологический детерминизм». Однако отстаивают дословное понимание текста Матфея о грехе прелюбодеяния в сердце своем, отрицают свободу воли верующего, ограничивают (determinare) его познавательные возможности. Рассмотрение с естественно-научных позиций этого фрагмента евангелия от Матфея, в сравнении с изложением слова Спасителя с другими евангелистами, позволяет продемонстрировать, что научное и религиозное познания окружающей реальности ни только не противоречат друг другу, а, более того, позволяют глубже понять окружающий мiр.

общество, физиосоциология, наука, религия

Previous post Next post
Up