Голубика продлевает жизнь?

Sep 24, 2019 13:24





Ягоды сортовой голубики

Голубика привлекла внимание бизнеса после того, как была разработана эффективная технология ее выращивания в промышленных масштабах. Сами по себе плоды голубики не лучше и не хуже других традиционных ягодных культур. Но бизнесу необходимо как можно быстрее "отбить" затраты на селекцию, разработку агротехники ее выращивания и методов хранения. На авансцену выходит маркетинг.



Плантация голубики

Сначала фермеров убеждали в выгодности голубичного бизнеса, а когда прилавки забили ягодами голубики, подошла очередь недоверчивых покупателей. Вкусовые качества голубики так себе - на изысканного любителя. И вот в СМИ развернулась компания обработки потенциальных потребителей. Самое дорогое для человека - жизнь, собственное здоровье и здоровье его близких. Именно "уникальные профилактические и лечебные свойства голубики" стали главной фишкой маркетологов. Выращиванию, хранению и потребительским свойствам голубики посвящена значительная часть (с  1'30'' по 12') программы НТВ «Еда живая и мертвая» (21.09.2019). Традиционно оружием главного калибра для маркетологов являются результаты научного исследования, естественно проведенного в зарубежной лаборатории. Один из таких опытов описан в упомянутой выше передаче ТВ (7' - 10 ').

Эксперимент, как и все исследования в маркетинге, очень простой и наглядный. При желании его можно повторить и получить тот же результат. Но! "Дьявол скрывается в деталях". В данном случае - в анализе полученных результатов. Несомненно, внесение в рацион питания подопытным мышам голубики повышает продолжительность их жизни в описанном эксперименте. А вот то, что это явилось следствием уникальных свойств голубики, не является фактом. Подобные эксперименты с тем же положительным результатом ставятся со многими продуктами питания. Главное, чтобы этот продукт резко отличался от традиционного для подопытного животного рациона питания. Для тех, кто знает особенности работы с мелкими лабораторными животными, это очевидно.

Лабораторные мыши это специально выведенные линии, приспособленные к жизни в виварии. Они содержатся по нескольку штук в небольших прозрачных коробках, прикрытых металлической сеткой и установленных друг с другом на стеллажах в унылом помещении. Для животных с высокоразвитой нервной системой, которыми являются все грызуны (вспомните об уникальных интеллектуальных способностях крыс!), это крайне неблагоприятно сказывается на их психики. Или зоопсихики, или высшей нервной деятельности - это не меняет суть того, что животные содержатся в крайне бедной информационной среде. Внесение в рацион нового пищевого продукта, резко отличающегося по органолептическим свойствам от традиционных, является мощным стимулом для активации нервной деятельности - результат познавательного инстинкта (ориентировочного рефлекса или рефлекса «что такое» по Павлову).

Усиление активности нервной системы само по себе благоприятно сказывается на физиологии животного и, несомненно, увеличивает продолжительность его жизни, которая в  лабораторных условиях крайне мала. Напрашивается аналогия с фактом увеличения продолжительности жизни людей, если их социальная активность (стимуляция психики!) с возрастом возрастает или, хотя бы, не снижается. Бесспорно, такая трактовка данных разобранного эксперимента может вызвать возражение. Но, во-первых,  не ясно, проверялась ли подобная гипотеза исследователями. Во-вторых, известно, что в домашних условиях, как питомцы (pets), белые мыши живут гораздо дольше, чем в лабораторных вивариях. В третьих, эффект от внесения в рацион питания мышам черники, обладающей менее яркими органолептическими свойствами, не так значителен, как практически одинаковой по биохимическому составу голубики, в то время как яркие ягоды клубники положительное действие проявили.

С позиции физиосоциологии разобранный казус интересен тем, что при определенной постановке эксперимента группа мелких лабораторных животных может служить удобной моделью при физиосоциологических экспериментах. На этой модели можно ставить вполне доступные и не слишком затратные опыты по исследованию влияния на физиологию животного особенностей удовлетворения основных потребностей (питание, защита, воспроизведение) в связи с его положением в контролируемой по многим психологическим (зоопсихологическим) и социальным (этологическим, биосоциальным) факторам среды обитания подопытного животного.

Так ли безобидно преувеличение в рекламе целебности тех или иных продуктов питания? Даже если человек восприимчив к общественному мнению или не обладает достаточно глубокими знаниями в предмете - ничего плохого от этого нет. Это, по-сути, известный положительный эффект плацебо. Более того, реклама полезна тем, что дает новую информацию или привлекает внимание к известным фактам. А вот, если человек чрезмерно впечатлителен (а именно на эту категорию потребителей и рассчитана реклама), то немереное употребление полезного (или бесполезного) продукта и пренебрежение рекомендациями лечащего врача, может принести вред.

продукты питания, модельная система, маркетинг, physiosociology, рефлекс, физиосоциология, зоопсихология, продление жизни, голубика, биосоциология

Previous post Next post
Up