Вот
тут domestic_lynx написала пост о причинах гибели СССР - полагая, что причины в неспособности господствующей групп генерировать новые идеи. В общем, очередная форма идеализма. Когда я это говорю, это не значит, что отнощусь с пренебрежением. Просто всегда нужно держать в голове, что идеализм все переворачивает с ног на голову. Что пиричиной являются смыслы
(
Read more... )
Материя, как писал Ленин есть «…философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них».
Когда мы говорим о примате материального, мы имеем ввиду примат вот этой самой объективной реальности над идеальным. Тут вовсе не идет речь ни о мещанстве, ни о жажде наживы, ни о любви к фарфоровым слоникам.
Идеальное, опять же как философская категория, есть отражение материального в головах людей. В рамках материалистического понимания конечно же. В рамках идеалистических систем наоборот, идеальное, в виде Бога, абсолютного духа, некой силы, вложившей в голову человека априорные формы познания - об объективном и субъективном идеализме можете почитать сами.
Само отражение и формирование идеального происходит в рамках духовно-практической деятельности человека и имеет не индивидуальный, а общественно-исторический характер. Если говорить упрощенно, идеальное есть совокупность своего рода технологических карт, чертежей в соответствие с которыми люди совместно преобразуют материальный мир. Но и создаются эти «чертежи» в процессе преобразования материального мира.
Материальное и духовное, как стороны, атрибуты практической деятельности человека находятся в диалектическом отношении друг другу, причем все же материальное первично.
Так что еще раз повторю, не путайте нравственные оценки человека, как например озабоченного лишь материальными выгодами или наоборот, движимого высокими идеалами, с категориями материального и идеального в философии и в марксистском учении. Это совершенно разные вещи.
Reply
Что же касается философских категорий, то это смотря через оптику какой философии на это посмотреть . Если с позиции так называемого "просвещения" и последовавшей за ним "немецкой классической*, то её рационалистически-гносеологический подход представит нам человека, как стороннего исследователя-вивисекора или в лучшем случае как игрушку в руках слепых общественных сил. Если же с позиции античной, или русской философии, то вся цельная человеческая личность, её воля, разум и главное, духовно-нравственное начало, должны принимать активное участие в преобразовании мира на основе истины, добра и справедливости.
Если человек трудится только для себя, он может, пожалуй, стать знаменитым учёным, великим мудрецом, превосходным поэтом, но никогда не сможет стать истинно совершенным и великим человеком.
К. Маркс
Reply
Leave a comment