Фильм Викинг плох тем, что он есть проявление жуткой деградации. Впрочем, этим и хорош. Тут вот в чем дело. История князя Владимира рассказана с точки зрения церкви, причем церкви той, средневековой. Если, вы откроете Повесть Временных лет, то сможете без купюр воспринять эту позицию. Например, описание жизни славян-язычников. В самой летописи это описание сделано через вульгарно-апологетическое противопоставление благообразных, и готовых к крещению полян остальным восточно-славянским племенам.
Вот что пишет летописец о язычниках: «А древляне жили звериным обычаем, жили по-скотски: убивали друг друга, ели все нечистое, и браков у них не бывали, но умыкали девиц у воды. А радимичи, вятичи и северяне имели общий обычай: жили в лесу, как и все звери, ели все нечистое и срамословили при отцах и при снохах, и браков у них не бывало, но устраивались игрища между селами, и сходились на эти игрища, на пляски и на всякие бесовские песни, и здесь умыкали себе жен по сговору с ними; имели же по две и по три жены. И если кто умирал, то устраивали по нем тризну, а затем делали большую колоду, и возлагали на эту колоду мертвеца, и сжигали, а после, собрав кости, вкладывали их в небольшой сосуд и ставили на столбах по дорогам, как делают и теперь еще вятичи. Этого же обычая держались и кривичи, и прочие язычники, не знающие закона Божьего, но сами себе устанавливающие закон».
Дальше автор столь же успешно закидал какашками обычаи многих других народов.
Многие серьезные авторы полагают, что здесь летописец, живший существенно позже, воспроизводит чье то мнение. Наверняка это было мнение духовного лица, а кроме того, скорее всего грека - одного из многих, прибывших в эпоху крещения на Русь. Причем сама история Владимира перекликается, рассказана вол многом по канве ветхозаветной истории Соломона. Собственно, даже упрёки в нечистой пище в сторону язычников имеют скорее ветхозаветное происхождение. И тут нужно понимать, что цивилизованным, нормальным образом жизни для таких греческих проповедников был, во-первых христианский, а во вторых сугубо городской образ жизни. Не удивительно, что в римской христианской традиции поганые (paganus - слово, произошедшее от pagus, сельский округ), это одновременно и деревенщина и язычники. Кое-как сносно относясь к киевлянам - полянам, они смотрели на традиционный образ жизни языческих славянских племен как на сущее зверство. Их понять можно. Это как вас, дорогой читатель, из Москвы взять да отправить в какую-нибудь Дагомею учить местных дикарей марксизму-ленинизму, причем без всякой оплаты чеками Внешторгбанка и надежды на возвращение. Кроме того в Константинополе славян - речь о восточных славянах и конкретно русов вполне обоснованно не любили. В языческую эпоху русь неоднократно ходила с набегами и войною на византийские земли, возглавляя ополчения славянских племен, причем по известным данным, отличались типичными для варваров зверствами. Тот же Святослав, князь, в отечественной традиции весьма импозантный, был так же человеком решительно обезбашенным. Как то посадил на кол население целого города на Балканах.
Впрочем, я отвлекся, поясняя причины крайне… скептического отношения греков той эпохи к восточным славянам. Позже ситуация изменилась, но это уже другое дело.
Речь о том, что повторять их черно-белые суждения в современную эпоху, это уже дикость.
И авторы эту дикость воспроизвели.
Многих сейчас раздражает в развитом советском кино попытки увидеть разные правды. Одновременно и правду белых и правду красных, например. Иногда эта тенденция доходит до самоотрицания в попытках нарисовать какое-то равенство правд советских солдат и нацистов. Впрочем, такая ситуация отвратительна больше по той причине, что это на самом деле фига в кармашке - способ принизить и оскорбить красноармейцев. Но я сейчас не об этом. Я о противоположном - о нежелании вовсе видеть какую-то правду за оппонентом, причём в данном случае оппоненты, славянские язычники, есть такие же наши пращуры, как и наши предки христианского вероисповедания.
Не то, что не получилось, но даже попытки не ставилось показать конфликт двух правд - а ведь за языческим славянским миром была своя, пускай уходящая уже, не соответствующая реалиям наступающего средневекового, резко классового, с новым типом иерархии мира, но правда. И своя прелесть. Своя нравственность и своя эстетика, которую создатели фильма полностью проигнорировали, и по идейным и по экономическим соображения (воссоздать языческую эстетику, это нужно деньги вкладывать).
Вы спросите, а чего же я вижу тут хорошего?
А того, что поповщина наша глупа и чугунножопа. Того, что по уму как раз христианской идее было бы выгодным показать конфликт двух правд, показать и прелесть языческую - и на этом фоне нравственная и эстетическая победа христианства выглядела бы значительно.
Кстати сказать, я не зря обращаю внимание на эстетический момент связанный с принятием христианства. Очевидно для наших предков этот момент был очень важен. Ведь от немецкого закона послов отвратило в том числе то, что «красоты» там нету, «И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали - на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, - знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах». Но увидеть красоту можно было только имея развитое эстетическое чувство и где же оно было воспитано, как не в языческом еще мире. За счет побежденного язычества имелась возможность превознести христианство. Но поскольку поповщина наша такова же, какова и власть - а именно чугунные бюрократические задницы, постольку на такие сложности она не способна, а потому, и это славно, нежизнеспособна вовсе.
Ровно то же относится и к образу самого князя. Нам опять предлагают средневековую агитку - житие. Раз он святой и равноапостольный, то… и это парадокс, который можно заметить, например, в житии Константина, Бог особо надзирает за ним и ДО крещения. Вот поэтому и не получается у Владимира как следует оторваться по викинговски, по язычески. То меч забудет, то еще что. И вместо того, что бы показать настоящее преображение Савла в Павла, показали какое-то унылое и вязкое действо. Как будто до крещения Владимира по существу и не было, а вся его жизнь была не более чем подготовкой к крещению. А вся языческая сущность Владимира выразилась в «женолюбии» - так ведь такими «язычниками» являются без малого 100% современных… хотел написать мужчин, но и женщины недалеко ушли.
Так что то, что хавала простоватая средневековая паства, сегодня не работает.
Впрочем, это и хорошо. Попытки на место государственной идеологии поставить религию, раз за разом будут натыкаться на чугуножопие чиновников от церкви и власти. Вот если бы к нам явились священники, подобные Аввакуму или Савонароле, с огненным глаголом в устах, вот тогда бы я стал опасаться настоящего наступления клерикализма. А пока чугунные задницы вершат бал, клерикализм останется не более чем дешёвым цирком. И «Викинг» есть очередное подтверждение это.
P.S.
Бгг. Само название меня смешит, ибо такое название есть претензия на мировой прокат. Только кто будет покупать это поделку класса Б?
Да и вообще, все это современной православное возрождение производит впечатление ролевых игр, на которых толстопузые дядечки делают большие деньги. Вон Исаакиевский собор оттягали. Надо там лавку поставит, игрушки продавать.
Оригинал взят у
snowman_fedya в
детский конструктор via
Шура Олексенко