Тут случайно попалась книга Фредерика Пола «
Врата», которая открывает цикл «Хичи». Давно стояла на полке, и вот взялся перечитать, проверить старое впечатление.
Так вот книга ужасна. Я имею в виду не по авторскому мастерству, а по содержанию. Наверняка многие ее читали, но напомню.
Земляне находят в солнечной системе артефакты загадочной расы, которая существовала миллионы лет назад. Самой главной находкой стал громадный астероид, пустой внутри, с пригодной для человека атмосферой и с пристыкованными к нему тысячами небольших космических кораблей. Почти все корабли находятся в рабочем состоянии. Но как ими управлять, никто не знает. Система управления как то связана с цветовой композицией, которую можно менять.
Полеты осуществляются следующим образом: набирается случайная композиция и если нажать на кнопку старт, а корабль куда-то летит, а потом, там куда корабль прилетел, можно нажать на ту же кнопку, и корабль вернется обратно.
Корабли совсем не большие: одноместные, трехместные и пятиместные. В них можно набить определенное количество кислорода и еды. Продолжительность полета заранее неизвестна, и узнать, какова она будет можно только после первого «звоночка» - когда корабль пролетает полпути туда, и начинает торможение, включается загадочный аппарат.
Если выясняется, что цель слишком далеко, в карты разыгрывают проигравшего, который перерезает себе глотку. Или двух проигравших. Или заранее знают, что все умрут.
Любопытна социальная организация всего этого дела. Все сделано насквозь капиталистически. Сама станция с кораблями принадлежит международному консорциуму. А космонавты, это обычные люди, которые решили разбогатеть. Сначала нужно добыть немалую сумму денег, что бы долететь до станции. После этого после краткого курса обучения эти люди становятся как бы космонавтами, сбиваются в команды или остаются одиночками для одноместных кораблей и подают заявки на полет. Команды формируются случайно, по знакомству, сексуальным предпочтениям и т.д.
Сам полеты напоминаю русскую рулетку. Какая-то небольшая доля успешна - т.е. космонавты не только возвращаются, но и привозят ценные артефакты, полезные корпорации. Тогда они получают бабло, иногда очень много. Бабло делится на всех уцелевших и как сами понимаете, зачастую корыстный интерес, который заключается в том, что бы уцелевших было поменьше, побеждает.
Существенная часть полетов не дает ничего - какие то небольшие деньги, что бы прожить пару неделек на астероиде, где все очень дорого (если у тебя нет денег, и ты не нашел работы внутри астероида, тебя просто выкинут нафиг без скафандра).
Ну и определенная часть вовсе не возвращаются или возвращаются без команды - например, если команда размазана тонким слоем по внутренней поверхности корабля.
Никакой романтики космических полетов - страх и жажда наживы, ну и мучения по 100-200 дней в тесном, (размером с небольшую комнату), вонючем корабле. Секс, что бы убить время и отогнать страх.
Вот такое вот дерьмо.
Книга даже сейчас поражает контрастом с советскими фантастическими представлениями об освоении космоса. Даже такими жесткими, как «Лунная радуга», например. Не говоря уж о все корпусе куда более светлой советской фантастики. А уж в насколько депрессивное состояние она вогнала меня, когда я читал ее в первый раз - в 90-х! Книга и сейчас депрессивная донельзя. Одна из лучших, с точки зрения антикапиталистической агитации. Мне даже странно, что ее не перевели еще в конце 70-х, когда она была написана - ибо как антикапиталистическая агитка работает куда лучше, чем большинство продуктов ведомства Яковлева. Причем демонстрирует, что на самом деле и с точки зрения эффективности капитализм в космос допускать нельзя. А советского читателя в те годы книга просто шокировала бы, как подробное описание жизни общины людоедов.
Надо сказать, что и США это поняли и сделали автору внушение, несмотря на кучу полученных премий, после чего в дальнейших романах серии он решительно сдал назад, нарисовав образ благородного буржуя.
Зачем я все это написал? А вот затем, что мы как то к капитализму обвыклись, часто не замечаем его инфернальности, живем в культурном пространстве, где кино и литература романтизируют и легитимируют эту систему социальных отношений.
А тут есть случай увидеть ее неприкрытую харю. Причем это не антиутопия написана, а взгляд человека буржуазного общества на то, как на самом деле была бы организована система, случись такие обстоятельства.
И, кстати, мне хотелось бы узнать. Как эту книгу воспринимают те, кто воспитан в СССР и на советской фантастике и читатели более молодого поколения, выросшие уже в эпоху «новой России». Привычные к аду, в котором мы живем.