Очередной раз отпишусь по поводу
серии статей уважаемого Антона Лазарева, ака
anlazz. Дело в том, что критиковать Антона мне одновременно легко и сложно. Сложно потому, что мы с ним в очень существенной части единомышленники. Меня иногда даже смешит, насколько движение мысли у нас совпадает. Поэтому мне очень не хочется перейти грань, отделяющую
(
Read more... )
Что же качается причины, то она, ИМХО,, действительно лежит в социальной сфере - но при этом меняется именно психология, "средняя" психика "подтягивается" к доминирующему типу. К примеру, если в обществе доминируют "утилизаторы", то обычный человек, не включенный в утилизаторские отношения, начинает проявлять черты "утилизаторского" типа. Кстати, очень интересно наблюдать изменения в человеке, попавшем "наверх" чисто случайно - как в нем "проявляется" господин... Разумеется, это статистическая вещь - возможно, какой-то человек может оставаться прежним и будучи олигархом. Но в целом, можно выделить господствующий тренд.
В общем, опять же, ИМХО, психика человека очень сильно зависит от социальной среды, и ее устойчивость определяется именно взаимодействием с данной средой. А значит, возможно изменение ее в очень широких пределах - можно превратить бандита в советского человека (как делал Макаренко) или наоборот (что случилось в 1990 годах).
Reply
Как бы советские люди ни хотели построить коммунизм (психика), но осуществления своих желаний не добились (социальная реальность не изменилась).
Социальная реальность может измениться, когда: (1) появится экономически значимая социальная группа, заинтересованная в переменах, (2) группа вооружится теорией «наилучшего из возможных миров» (по её разумению) и (3) группа получит бразды правления.
В Союзе такая группа появилась - инженеры и учёные. Но теория у них была слабая (академики Китов и Глушков не смогли убедительно доказать свою правоту) или её вообще не было (рискуя навлечь на себя гнев, скажу, что марксизм подходит плохо). И технократы не имели полновластия.
Reply
Вот что вспомнилось в связи с обсуждаемой (психо-)тематикой:
..Люди отдали гномам всё, до последнего болта, человеческое имущество в созвездии Альтаира. Зачем оно бессмертному человечеству способному сделать всё, что угодно при наличии в достаточном количестве единственного необходимого ресурса - времени? Нофилис передал гному-биологу полную проектную документацию к их расе. Это поможет им изменить собственную смертную природу. . Спящий С.Н. Вся жизнь в послезавтра.
Reply
Вы же сами пишете про соцгруппу "ученых и инженеров", которая как раз и отличается тем, что их мотивация к производству иная, нежели у других групп. Кстати, современных ученых и инженеров в особую группу выделять бессмысленно - они ничем не отличаются от иных наемных работников, и желают только одного - получать зарплату побольше.
Reply
Да, ментальные процессы в голове отдельных людей могут оказать влияние на общество. Но такое влияние медленное и опосредовано через [религиозное] учение или [светскую] теорию.
Как тут не вспомнить: «Нам нужна теория, без теории нам крышка».
К 50-ым годам марксизм исчерпал себя, а быстро сделать научный прорыв не удалось.
Гегелевский крот истории роет медленно. Но он роет хорошо, т.е. строители будущего должны вооружиться не болтовнёй, а мощной передовой теорией.
Reply
Остальные просто массово копируют действия этих социально успешных своих соседей. Чем меняют обстоятельства, поскольку то, что поднимает одиночек, не обязательно даёт тот же результат для многих.
В этих новых обстоятельствах возникают новые успешные (а прежние опускаются) и теперь им начинают массово подражать и т.д. пока успешная практика единиц очередных успешных не окажется успешной и для массы подражателей, т.е. в обществе сформируются общие стандарты успешного поведения. В этот момент изменения обстоятельств, понятное дело, прекращается.
Вот так и происходит "подстройка" общественного поведения под объективно возникшие изменения обстоятельств.
В 80-ых в СССР объективно остановилось развитие. И социалистическое общество вышеописанным образом начало переход в новую ОЭФ. Сейчас мы на середине, но результат этого перехода вполне можно детально предсказать: это будет т.с. подлинно справедливый (социалистический) капитализм, как ни дико это звучит.
Reply
Впрочем, я специально акцентировал на этом внимание, используя приставку био - психологический. Черты характера, как то всякие флегматики, сангвиники и т.д. - они имеют биологическую природу, что накладывает особенности на то, как организуется деятельность, но и цели и сами практики имеют социальную природу. И, в конце концов, быть альтруистом или быть эгоистом, это тоже биология и соотношение тех и других видимо в обществе не меняется десятки, если не сотни тыс. лет. А вот деятельностное выражение, а так же востребованность, имеет социальный характер. Тот же альтруист может быть вполне востребован рыночным общество - помните, вы сами писали, что капитализм определенных эпох несмотря на конкурентную суть предполагал реализацию общего дела - и альтруисты тут незаменимы.
Более того, тот же Столыпин, сдается мне, был вполне себе альтруистом, но его альтруизм реализовался в рамках им усвоенных ценностей, усвоенного мировоззрения. А тот же Троцкий, по моему, был совершенным эгоистом, но это не мешало ему неплохо послужить делу коммунизма… до поры до времени.
С другой стороны, общество поздней империи настолько сгнило, что уже просто не могло воспользоваться «подарками» альтруистов, ибо альтруист у власти не только сам действовал в соответствии со своими психическими особенностями, но и принуждал так же действовать других (например, попросту не воровать при переселении крестьян в Сибирь), и в этом двигался против социального (sic!) течения. И система его удалила посредством убийства, а в массе альтруисты просто не выдвигались, останавливаясь на нижних позициях в иерархии. Соответственно многие из них пошли в революцию (стремление к повышению статуса - инвариант устремлений человека). Что то подобное, но с другим знаком случилось и с Троцким.
Reply
Ваш пример с людьми, у которых изменились ценностные ориентации в рыночной системе как раз о том же. Их психика не изменилась, он как был, так и остался, например, сангвиником и альтруистом, а вот мировоззрение и система ценностей изменилась. Мир разделился на анчоусов и дельфинов и альтруизм проявляется по отношению к общим интересам тех, кого он предполагает дельфинами. Кроме того люди определенного психологического типа получили преимущество в системах статусного возвышения.
В общем, к чему я это все накрутил. К тому, что мы, коммунисты, не можем и не должны менять биологию человека. Мы можем менять его социальное существо через изменение системы социальных отношений. Ровно так же искать в событиях прошлого и настоящего нужно не некие вымышленные изменения биологии, и в том числе психологии, а вещи, обусловленные социально. Как там, у Ленина «Люди всегда были и всегда будут глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике, пока они не научатся за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными фразами, заявлениями, обещаниями разыскивать интересы тех или иных классов». И не только в политике, добавлю я.
Как раз буржуазные теоретики напирают на биологию в своих теориях, «находят» биологические и в том числе биопсихологические причины исторических событий и состояний, прекрасно понимая, что биология человека в обозримом будущем не изменится.
Reply
Leave a comment