Раз за разом замечаю, что у многих моих читателей так и не получается понять, что же такое отчуждение. Поэтому попросту предложу два простых критерия, для определения того, отчужден ли работник от своего труда или нет
( Read more... )
На свои деньги он снял только первый фильм. Я написала, что на следующие фильмы ему давали деньги сами актеры и продюсеры. То что Тарантино обслуживает интересы правящего класса не отменяет тот факт, что труд его свободен. То есть он занимается делом, которое полюбил с самого детства.
Я не зря привела в пример именно этого одиозного режиссера. Хотела показать, что свободный труд может оцениваться с точки зрения какой-то морали и отрицательно. Однако, примешивать мораль к научной теории,мне кажется,некорректно.
Другое дело возникает дилемма: неотчужденный труд не обязательно так же является всеобщим. Виктор приводил в пример "труд" бандита, который приносил ему прибыль, но не являлся всеобщим (хотя, может, и не лишен элемента творчества). Но опять же дело здесь не в морали. Капиталисты времен первоначального накопления капитала могли вести себя как настоящие бандиты по отношения к обираемому ими населению. Однако же труд их был всеобщим - он работал на дело развития общества, Прогресса.
Когда же труд капиталистов начал тормозить Прогресс, он перестал быть всеобщим. Таким образом не вижу, чем мой пример с Тарантино был некорректен. Да, его творчество может многим не нравиться, но это не значит что он не занимается им с любовью. Если вся жизнь его посвящена, выбранной им не по принуждению, профессии, то и труд его является свободным, неотчужденным. Другой вопрос, является ли он всеобщим, то есть способствует ли он Прогрессу - ту можно спорить. Мне кажется не всегда можно точно определить, можно ли отнести труд к категории всеобщего или нет.
Например труд ученого определенно всеобщий. Неотчужденный труд ремесленника (в случае человека, с любовь делающего мебель и дарящего её своим близким) также является всеобщим. А вот с людьми "свободных творческих профессий" вопрос уже сложный. Не знаю, был ли всеобщим труд художников, выставку работ которых разогнал Хрущев...
Труд капиталиста никогда не был всеобщим, неотчужденным трудом, ибо он никогда не был свободным трудом. Целеполагание в деятельности капиталиста всегда внешнее. Всегда рыночная конъюнктура диктует ему его действия, а не собственная воля. Следовательно, капиталист не свободен в своем труде. Несвобода труда - это и есть отчужденность труда в пользу той сущности, которая похитила свободу. Всеобщий же труд не может быть несвободным и отчужденным.-
Но ведь для любого труда, направленного на решение объективной проблемы, последняя определяет целеполагание. Например, для учёного-медика, который ищет способ лечения определённой болезни, целеполагание задано "биологической конъюнктурой". Значит ли это, что его труд несвободен?
Я ведь не зря назвал этот критерии «этическим». Понятно, что никому не придет в голову рассуждать о «свободе» от физических (биологических, социальных и т.д. законов). Поэтому что медик из вашего примера, что токарь на заводе ограничены законами природы и несвободой это считаться не может. Возможность свободы рождается в сфере морали, в сфере отношений людей. Выбор моральных норм, следование или не следование им, добро, зло - только тут возможен разговор о свободе личности. Так вот в рамках деятельности капиталиста законы рыночного обращения и рыночного капитала начинают определять непосредственное поведение людей именно в названных сферах. Хочет или не хочет капиталист лично увольнять или не увольнять людей, конкурировать или не конкурировать - даже зная, что в результате конкуренции он пустит по миру конкурента и т.д. - от его хотелки ничего не зависит. Или он поступает так, как диктует рынок, или он сам разоряется и вылетает из системы - капитал изгоняет плохого слугу. В результате капиталист отдает свою свободу личности (отчуждает ее) в пользу безличной системы рыночных отношений. В этом кстати, принципиальное отличие экономической формации от первичной и от коммунистической. Не в том дело, что экономика, уровень развития производительных сил не влиял в эпоху первичной формации и не будет влиять при коммунизме на организацию социума. Конечно, влиял и будет. Однако только при экономической формации и в полной мере на стадии ее полного воплощения - на капиталистической стадии экономические отношения, отношения рынка стали опосредовать все непосредственно человеческие отношения. В этом смысле все общество, все люди, живущие в рыночном, капиталистическом обществе, а не только капиталисты отчуждены - отчуждают свою «человечность» (свободу воли) в пользу рыночного капитала и законов его функционирования, но капиталист тут самоотчуждается максимально. Он и первый ученик и первая жертва.
Я не зря привела в пример именно этого одиозного режиссера. Хотела показать, что свободный труд может оцениваться с точки зрения какой-то морали и отрицательно. Однако, примешивать мораль к научной теории,мне кажется,некорректно.
Другое дело возникает дилемма: неотчужденный труд не обязательно так же является всеобщим. Виктор приводил в пример "труд" бандита, который приносил ему прибыль, но не являлся всеобщим (хотя, может, и не лишен элемента творчества). Но опять же дело здесь не в морали. Капиталисты времен первоначального накопления капитала могли вести себя как настоящие бандиты по отношения к обираемому ими населению. Однако же труд их был всеобщим - он работал на дело развития общества, Прогресса.
Когда же труд капиталистов начал тормозить Прогресс, он перестал быть всеобщим. Таким образом не вижу, чем мой пример с Тарантино был некорректен. Да, его творчество может многим не нравиться, но это не значит что он не занимается им с любовью. Если вся жизнь его посвящена, выбранной им не по принуждению, профессии, то и труд его является свободным, неотчужденным. Другой вопрос, является ли он всеобщим, то есть способствует ли он Прогрессу - ту можно спорить. Мне кажется не всегда можно точно определить, можно ли отнести труд к категории всеобщего или нет.
Например труд ученого определенно всеобщий. Неотчужденный труд ремесленника (в случае человека, с любовь делающего мебель и дарящего её своим близким) также является всеобщим. А вот с людьми "свободных творческих профессий" вопрос уже сложный. Не знаю, был ли всеобщим труд художников, выставку работ которых разогнал Хрущев...
Reply
Reply
Например, для учёного-медика, который ищет способ лечения определённой болезни, целеполагание задано "биологической конъюнктурой". Значит ли это, что его труд несвободен?
Reply
Так вот в рамках деятельности капиталиста законы рыночного обращения и рыночного капитала начинают определять непосредственное поведение людей именно в названных сферах. Хочет или не хочет капиталист лично увольнять или не увольнять людей, конкурировать или не конкурировать - даже зная, что в результате конкуренции он пустит по миру конкурента и т.д. - от его хотелки ничего не зависит. Или он поступает так, как диктует рынок, или он сам разоряется и вылетает из системы - капитал изгоняет плохого слугу. В результате капиталист отдает свою свободу личности (отчуждает ее) в пользу безличной системы рыночных отношений.
В этом кстати, принципиальное отличие экономической формации от первичной и от коммунистической. Не в том дело, что экономика, уровень развития производительных сил не влиял в эпоху первичной формации и не будет влиять при коммунизме на организацию социума. Конечно, влиял и будет. Однако только при экономической формации и в полной мере на стадии ее полного воплощения - на капиталистической стадии экономические отношения, отношения рынка стали опосредовать все непосредственно человеческие отношения. В этом смысле все общество, все люди, живущие в рыночном, капиталистическом обществе, а не только капиталисты отчуждены - отчуждают свою «человечность» (свободу воли) в пользу рыночного капитала и законов его функционирования, но капиталист тут самоотчуждается максимально. Он и первый ученик и первая жертва.
Reply
Leave a comment